Общая методология научного творчества
Для аспирантов и докторантов, приступающих к научному исследованию весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие диссертацию как квалификационную научную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества. Но, как правило, у начинающих исследователей нет опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.
Итак, начнем с самого фундаментального, а именно с логической схемы научного исследования.
Подготовка к исследованию | |
Обоснование актуальности выбранной темы исследования | |
Постановка цели и конкретизация задач исследования | |
Определение объекта и предмета исследования | |
Выбор методов (методики) проведения исследования | |
Описание процесса исследования | |
Обсуждение результатов исследования | |
Формулирование выводов и оценка полученных результатов |
В разрезе данной статьи мы опустим вопросы выбора учебного заведения и процесс выбора области исследования, особенности выбора условий работы и научного руководителя, а также непосредственные проблемы и особенности обучения в аспирантуре или докторантуре. Эти вопросы мы попытаемся ответить в других статьях нашего сайта. Здесь же мы охарактеризуем методологию подготовки к написанию самого научного исследования.
Итак, первым, основополагающим этапом выступает процесс подготовки к исследованию. У каждого научного работника имеются своя схема подготовки, но по опыту разработки диссертаций более целесообразно выделить три основных этапа данного процесса, которые имеют взаимосвязи между собой.
I. Выбор темы исследования | |
II. Планирование работы: составление календарного графика и затратной части исследования | II. Поиск материалов: литературных источников, периодики, имеющихся научных трудов в области разрабатываемого исследования |
От правильного выбора темы диссертации зависит успех всего дела. Ее нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться вашим способностям, знаниям, интересам. Естественно, чем больше вы занимались той или иной темой, чем больше вы имеете по ней публикаций, выступлений с научными сообщениями, чем больше у вас оригинальных идей, связанных с ней, тем лучше и богаче получится ваша работа. Большое значение имеет знание иностранных языков: если вы достаточно свободно читаете научную литературу на иностранном языке, вы можете почерпнуть там немало полезной информации, тогда серьезной опорой и украшением вашей диссертации станут ссылки на непереведенные иностранные источники по вашей теме.
Если вы не можете с ходу выбрать и сформулировать тему диссертационной работы, это не должно вас тревожить. Вполне естественно, что при небольшом опыте научной работы у человека недостает перспективы видения, чувства актуальности, а может быть, и умения кратко и терминологически правильно выразить то, что он смутно чувствует и понимает. Устранить затруднения такого рода помогут специалисты нашей компании, которые имеют огромный опыт в разработки диссертаций, постоянно отслеживают изменения в социально-экономической, политической и правовой сфере России и других стран. Кроме того, в выборе темы можно рекомендовать следующие меры:
целесообразно обратиться к каталогу уже защищенных диссертаций в научной библиотеке или на кафедре;
стоит обратить внимание на смежные области знания: иногда на стыке двух научных дисциплин, например экономики и социологии, социологии и философии, можно найти такие темы, которые как бы забыты и той и другой отраслями науки, но имеют определенные исследовательские перспективы;
большое значение имеет методологический ракурс рассмотрения проблемы. Порой смена ракурса, новый угол зрения — это уже тема первой научной разработки;
полезным может оказаться просмотр научной периодики, специальных изданий, даже размышления над работами классиков науки, которой вы занимаетесь. Вообще чем больше вы прочтете по своей научной специальности, тем проще вам будет сориентироваться. Попробуйте воспользоваться своеобразным методом «погружения» по аналогии с тем, как изучают иностранный язык.
Что касается планирования исследования, то, как показывает наш опыт, основные проблемы аспирантов и докторантов заключается в катастрофической нехватке времени. Как правило, разработка и защита диссертации совпадает с незапланированными командировками, загруженностью на работе, юбилеями и свадьбами и прочими мероприятиями, которые невозможно отложить на-потом. Именно поэтому для каждого аспиранта и докторанта мы составляем индивидуальный график работ, который позволяет не отклоняться от сроков сдачи диссертации и контролировать основные этапы работы.
В целом же, помимо рабочего плана в процессе разработки научного исследования ваш научный руководитель отмечает в вашем плане сроки консультаций, аттестации и допуска к защите.
Переходя к вопросу поиска материалов, необходимо составить картотеку научных источников по теме исследования. Чаще всего ее называют библиографическимсписком. Вы должны просмотреть все виды источников, связанных содержанием с вашей темой. В их число могут входить материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, полученная по сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм и различных семинаров (конференций, симпозиумов).
Следующим этапом научного исследования выступает этап обоснования актуальности темы. В применении к диссертации понятие «актуальность» имеет одну особенность. Диссертация, как известно, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации - оченьважная часть введения.
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи,которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу и т.п.).
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект- это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясьнеобходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Описание процесса исследования - основная часть диссертационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.
Очень важный этап хода научного исследования - обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации и коллективный отзыв. Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.