Задачи менеджера в управлении деятельностью предприятия

В зависимости от иерархических уровней управления выделяют менеджеров высшего, среднего и более низкого уровней.

Форма пирамиды свидетельствует, что на каждом следующем уровне находится меньше менеджеров, чем на предыдущем.

Постановка целей, разработка стратегии   Задачи менеджера в управлении деятельностью предприятия - student2.ru Задачи менеджера в управлении деятельностью предприятия - student2.ru Председатель правления, члены совета директоров Директора Высший |
Обеспечение реализации стратегии, разработка тактики Руководители линейных подразделов начальники подразделов аппарата Средний управления
Обеспечение выполнения оперативных задач Руководители первичных коллективов которые имеют в своем подчинении более Низкий только исполнителей

Иерархические уровни менеджмента

Основные задания высших менеджеров организации заключаются в формулировке ее миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, формировании структуры и системы управления, представительства на переговорах с государственными органами и главными контрагентами. Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, приоритетностью стратегической направленности, наибольшей связью с внешней средой, разнообразием, напряженным темпом.

Задачи менеджера в управлении деятельностью предприятия - student2.ru

Деятельность менеджера высшего уровня

Функции высших руководителей чрезвычайно сложные, разноплановые, нуждаются в глубоких и многообразных знаниях, аналитических способностях, задатках политика, дипломата, публициста, оратора. Возглавляет организацию первый руководитель, который занимает свою должность на основании оформления трудовых отношений (заключение трудового договора или контракта) с владельцем (государством, акционерами, пайщиками и тому подобное) и является его доверенным лицом. Он несет перед владельцем полную ответственность за состояние и результаты работы организации.

Руководители среднего уровня (основных подразделов и предприятий, которые входят в состав организации) назначаются и освобождаются от должности первым руководителем и несут перед ним ответственность за выполнение полученных заданий и сохранения имущества вверенных им подразделов. Через подчиненных руководителей они управляют их деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют текущий контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению дисциплин. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы поощрять и карать своих подчиненных. Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы возглавляемого им подраздела. В ней преобладает решение тактических заданий, значительное место занимает взаимодействие с руководителями высшего и более низкого уровней.

Задачи менеджера в управлении деятельностью предприятия - student2.ru

Деятельность менеджера среднего уровня

Менеджеры низшего уровня – это руководители бригад, участков, групп и тому подобное, что работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия

Задачи менеджера в управлении деятельностью предприятия - student2.ru

Деятельность менеджера низшего уровня

Именно на них приходится вся нагрузка повседневной работы с персоналом. К их обязанностям входит организация и координация труда подчиненных, обеспечение условий для выполнения ими качественно и своевременно производственных заданий; контроль за соблюдением графика работ, рациональным использованием оборудования, материальных и других ресурсов, соблюдения дисциплины и техники безопасности. Их работа характеризуется многообразными действиями, частыми переключениями из одного задания на другое, постоянным общением с непосредственными исполнителями.

Эвристическая, административная и операторская функции менеджера. Содержание работы менеджера и ее классификация

Анализ управленческого труда свидетельствует о ее функциональной неоднородности. Выделяют такие функциональные составляющие труда менеджера:

1. Эвристическая – имеет выраженный творческий характер, связанная с постановкой проблемы, анализом ситуации, поиском путей решения. Направленная на разработку и принятие решения. Включает аналитические и конструктивные операции.

2. Административная – заключается в целеустремленном влиянии руководителя на подчиненных с целью выполнения ими поставленных задач. Направленная на координацию деятельности исполнителей. Включает операции:

· Предписывающие – доведение решений до исполнителей;

· Координационные – взаимосвязь, согласование деятельности исполнителей;

· Контрольные – проверка выполнения;

· Служебно-коммуникативные – принятие и передача информации.

3. Операторная – заключается в исполнении стереотипных (постоянно повторяемых) операций детерминированного характера, необходимых для информационного обеспечения процесса управления;

· Документирование – составление, оформление, принятие, хранение документов;

· Первично-учетные – сбор статистической, бухгалтерской и другой информации о хозяйственных и других процессах в организации;

· Коммуникационно-технические – кодировка и декодирование информации, введение информации к ЭВМ;

· Вычислительные и формально-логические (расчеты за заданным алгоритмом).

Почти не существует должностей или профессий, деятельность в которых состоит лишь из какого-то одного аспекта. Чаще всего – это сочетание аспектов в определенном соотношении. Именно в зависимости от соотношения функциональных аспектов, а также от роли в процессе принятия управленческого решения разработана классификация кадров аппарата управления.

Наименование должностей руководителей зависит от объекта руководства, специалистов – от характера функций или сферы деятельности, а технических исполнителей – от видов работ.

Главную роль в осуществлении управленческой деятельности играют линейные руководители, которые возглавляют относительно самостоятельные хозяйственные подразделы – от концернов до бригад. Они не только координируют деятельность непосредственно подчиненных, но и разрешают весь круг вопросов деятельности.

Функциональные руководители – это начальники специализированных функциональных подразделов – управлений, служб, отделов. К их обязанностям относится подготовка рекомендаций линейным руководителям из соответствующей функции. Функциональный руководитель в то же время есть и линейным руководителем относительно возглавляемого им структурного подразделения.

Менеджера сравнивают с дирижером оркестра, партитуру, которого написал композитор. Менеджер является в то же время и дирижером, и композитором.

В процессе управления менеджер обосновывает и принимает решения в ситуациях высокой динамичности и неопределенности с использованием современных информационных технологий и достижений науки в отрасли процессов, методов, форм управленческой деятельности; ведет постоянный поиск новых возможностей, привлекает и использует для решения поставленных задач ресурсы из многообразных источников, добиваясь повышения эффективности деятельности объекта управления.

Относительно содержания работы менеджера, известный американский исследователь Г. Минцберг, применив метод „структурного наблюдения” выделяет десять ролей, которые принимает на себя руководитель в разные периоды и в разной степени. Роль – это набор определенных поведенческих правил. Эти десять ролей отражают многообразие менеджерского труда в сочетании, в пределах трех основных блоков; межличностных, информационных и роли, связанной с принятием решений.

Роль менеджера по Г.Минцбергом

Роль Описание Характер деятельности
Межличностные роли
Главный руководитель Официальный символ, олицетворение юридического лица в исполнении обязанностей социального или правового характера Церемониалы, действия, к которым обязывает положение, разные обращения и просьбы
Лидер Мотивация и активизация подчиненных Фактически все управленческие действия при участии подчиненных
Соединительное звено Обеспечение деятельности сети внешних контактов и источников информации, что само развиваются и предоставляют информацию и услуги Переписка, участие во внешних совещаниях и контакты с посторонними организациями и лицами
Информационные роли
Приемник информации Разыскивает, принимает и накапливает многообразную информацию специализированного характера (в основном текущую), которую успешно использует в интересах своего дела, выступает как нервный центр внешней и внутренней информации. Обработка почты, осуществления контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)
Распространитель Передает информацию, получаемую из внешних источников или от других подчиненных. Часть этой информации носит сугубо фактический характер, другая – нуждается в интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации Передача почты подчиненными, вербальные контакты для передачи информации, внутренние сборы и совещания и тому подобное
Представитель Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действия, результатов работы организации, действует как экспорт в данной отрасли деятельности Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, в т.о. передача информации во внешние организации и иным способом
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель Выискивает возможность как в самой организации так и за ее границами, разрабатывает и осуществляет проекты усовершенствования, контролирует разработку определенных проектов Планирование бизнеса, разработка стратегии, внедрения инноваций. Обзор ситуаций, относительно инициации и разработки проектов усовершенствования деятельности
Ликвидатор поручений Отвечает за коррекцию действий когда организация смиряется с необходимостью важных и неожиданных нарушений Обсуждение стратегических и текущих вопросов, в т.о. проблем и кризисов
Распределитель ресурсов Ответственный за деление всех возможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех ответственных решений в организации Составление бюджетов и графиков, контроль за их выполнением, программирование работы подчиненных
Ведущий переговоры Ответственный за представительство организации на всех значимых переговорах Ведение переговоров
         

По мнению Г.Минцберга, роли не могут быть независимыми одна от другой, напротив, они взаимоувязаны и взаимодействуют.

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя и охватывают сферу его взаимодействия с людьми. Они делают руководителя центром сосредоточения информации, что дает ему возможность и в то же время принуждает играть информационные роли и действовать как центр обработки информации. Беря на себя информационные и межличностные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием управленческих решений. Следует отметить также, что эти роли очень часто перекрещиваются, выполняются одновременно.

Наши рекомендации