Освоение новой работы
Фирмы и организации могут значительно отличаться друг от друга по манере ведения дел. Практика работы на предыдущем месте может оказаться совершенно неприемлемой для нового окружения. По этой причине многие крупные фирмы проводят для вновь принятых сотрудников сессии по официальному введению их в профессию [58, с. 162].
Полное введение в профессию может требовать большинства из следующих знаний и действий: организация, ее история и развитие; общий характер требующей выполнения работы; правила в организации и меры безопасности; услуги и социальные гарантии сотрудникам; детальное представление о ваших функциональных обязанностях; представление руководящим работникам фирмы, с которыми вы будете иметь дело; перспективы продвижения по службе; условия труда.
Чем меньше фирма, тем меньше в ней традиционных процедур: ваше «вступление в должность» может свестись к краткой дружеской беседе с непосредственным начальником. Если вы поступаете на руководящую должность, ситуация может осложниться, потому что ваши нынешние шефы сочтут излишним объяснять человеку такого высокого полета, как вы, как делаются дела.
Хотя вы можете извлечь для себя массу уроков из своих собственных ошибок, это вряд ли внушит доверие к вам со стороны начальников, если предстанете перед ними человеком, с которым что-то постоянно случается. Чтобы эффективно управлять своей карьерой, вам надо быть хорошо информированным не только при подаче заявления о приеме на работу, но и при «подаче себя» на этой работе.
В качестве абсолютного минимума вам необходимо знать следующее: Кому я должен непосредственно подчиняться (непосредственный начальник)? За чью работу я непосредственно отвечаю (подчиненные, клиенты)? Каковы мои обязанности (описание функциональных обязанностей)? Где я должен выполнять эти обязанности (отдел, месторасположение)? Как работает оборудование, которым я могу воспользоваться? К кому мне следует обратиться, если возникнут проблемы (к начальнику, мастеру, в отдел кадров)?
Приступая к новой работе, будьте готовы к тому, что внимание к вашей личности и профессиональной деятельности в первое время будет повышенным. Универсальное правило «по одежке встречают» важно помнить не только при подготовке к интервью, но и при появлении на новой работе, при выборе костюма и манеры поведения.
Обращайтесь за советом. Предоставляя людям незатруднительную для них возможность помочь вам, вы завоевываете их симпатии.
Не забывайте старую, но вечную как мир мудрость: «Ничто не ценится так дорого и не дается так легко, как вежливость».
Есть очень надежный и проверенный путь для новичка: постарайтесь найти себе неформального наставника и с его помощью решать возникающие задачи [161].
Очень важно правильно оценивать себя. Далеко не всегда удается самостоятельно справиться с этой задачей. Мы уже говори
ли о специальных системах тестирования и многочисленных пси- ходиагностпческих методиках, которые могут помочь получить свой психологический портрет, разобраться в своих достоинствах и недостатках. Не всегда возможно, да и не всегда нужно стремиться кардинально изменить себя.
Но, зная себя достаточно хорошо, можно выработать так называемые приемы компенсации и регламентации, чтобы минимизировать сложности, связанные с вашими личностными качествами, а порой и превратить свои недостатки в достоинства.
Много сложностей связано с тем, что мало кого из нас специально учили искусству общения, каждый сам постепенно овладевал им. К сожалению, этот процесс идет не так безболезненно не только для себя, но и для окружающих.
Не каждому приходит в голову, что для собеседника имеет значение и то, смотришь ли ты на него, взглянул ли на часы или постоянно отвлекаешься. Внимание к этим и подобным проблемам поможет внести соответствующие коррективы в поведение, что будет способствовать достижению большей гармонии в общении, а значит, и деловому успеху [160, с.76].
Определение приоритетов — дело необходимое и крайне важное, но оно не исчерпывает проблемы организации бюджета времени. Распространенной ошибкой является откладывание менее приоритетных дел, что приводит порой к серьезным неприятностям. Следует взять за правило вести, кроме текущего планирования, и некий график дел, который необходимо четко соблюдать. Например, если вы руководите каким-то подразделением, где имеется важная, но долгосрочная тема, возьмите себе за правило регулярно (скажем, 1 раз в 2—3 недели) обсуждать с исполнителем его работу. Это будет способствовать ритмичной работе, без авралов и штурмовщины, а также поможет исполнителю правильно ориентироваться в деле. Кроме того, такие встречи могут служить моральным стимулом для исполнителя, а важность этого фактора невозможно переоценить.
Эффективно использовать рабочее время помогут советы известных немецких консультантов и авторов популярных книг по вопросам карьеры — Швальбе Б. и Швальбе X. [233, с. 54]: Используйте ваше время на решение проблем, представляющих для вас наибольший интерес. Распределите ваше время таким образом, чтобы его хватило и на решение непредвиденных проблем. Не нужно подгонять время. Не пытайтесь выжать из отрезка времени больше, чем это необходимо. Если для решения какой-то задачи вы располагаете достаточным временем, то решать ее тем не менее следует как
можно быстрее и старательнее. Сэкономленное время используйте с возможно большей пользой. Избегайте людей, отнимающих у вас время или стремящихся выиграть его за ваш счет. Старайтесь как можно более упростить обыденные дела, чтобы высвободить для себя побольше времени. Систематически учитывайте использование времени. Экономьте время. Не откладывайте работу на потом, не страшитесь ее, а принимайтесь за дело незамедлительно. Излишний педантизм мешает делу. Люди, утверждающие, что делают все без исключения скрупулезно и основательно, оправдывают этим зачастую свою медлительность. Никогда не говорите, что не стоит чего-то начинать, если времени мало. Начать всегда стоит, ведь вы знаете, что нужно использовать самые небольшие отрезки времени. Творческие паузы просто необходимы, в то время как бесцельное времяпрепровождение равносильно краже времени.
Закрепление успеха.
Человек на любой работе должен стремиться стать профессионалом. Это всегда принесет успех в любом деле. Профессионал — это тот, кто обладает целым рядом качеств [160, с. 82]: Имеет специальные знания и навыки в своей предметной области. Владеет информацией, умеет ее собирать, структурировать и правильно использовать. Знает своих коллег, организует свою коммуникационную сеть, т.е. завоевывает себе соответствующую репутацию, поддерживает отношения с коллегами. Владеет основами менеджмента и самоменеджмента, т.е. умеет организовать работу других и свой труд. Владеет искусством делового общения, хорошо знает особенности и правила этикета в своей профессиональной среде.
Есть много советов о том, как правильно поступить в той или иной ситуации. Для разнообразия рассмотрим проблему с другого конца: как не надо поступать, что может помешать вам сделать удачную карьеру. Существуют серьезные помехи на пути к успеху, например: неумение управлять собой; смутные личные цели и размытые личные ценности; недостаточность навыков в решении возникающих проблем; недостаток творческого подхода; неумение влиять на людей; низкая способность формировать коллектив.
Если вы предполагаете, что страдаете одним из вышеперечисленных недостатков, то никогда не поздно избавиться от него. Главное — это понять, чего вы хотите, и принять необходимое решение. Например, искусство делового общения доступно каждому, кто по-настоящему хочет овладеть им, а совершенствоваться в нем можно безгранично. Достигнув подлинного мастерства, вы получите не только пользу, но и истинное наслаждение.
Чтобы быть услышанным, прежде всего следует руководствоваться соображениями здравого смысла, которые, пожалуй, лучше всего сформулировал Дейл Карнеги [81].
Шесть правил, чтобы понравиться людям: Искренне интересуйтесь другими людьми. Чаще улыбайтесь. ' Помните, что каждому приятно слышать свое имя. Будьте хорошим слушателем. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. Искренне внушайте собеседнику сознание его значительности.
Полезно документировать очень многое из того, что вы делаете. Заведите специальную папку, куда собирайте выдвинутые вами идеи, полученные похвалы, записи об участии в семинарах, поданные предложения, выполненные поручения и т.п. [160, с. 87].
Используйте календари-еженедельники, рабочие папки и продуманную систему хранения материалов.
Идеи надо беречь и не следует расточительно разбрасывать.
Что касается документирования своей работы, то для начинающего служащего это очень полезно. Когда речь пойдет о прибавке зарплаты, повышении в должности и т.п., то достижению вашей цели будут способствовать собранные к тому времени в специальной папке сведения о ваших успехах и поощрениях, формах повышения квалификации, объеме и качестве выполненных работ. Кроме того, такое документирование может быть полезным и при поиске новой работы.
Если вы работаете с клиентами, заведите специальное досье, куда собирайте все, что сможете узнать (дату рождения, чтобы поздравить при случае; хобби; семейное положение, наличие детей и т.д.). Ключ к успеху — в умении работать с людьми, в том, чтобы они почувствовали какой-то неформальный интерес к себе с вашей стороны. Кстати, полезно, а порой необходимо знать, как
можно больше о конкурентах и коллегах. Заведите специальные папки или блокноты, храните информацию в компьютере или записной книжке, но главное — не забывайте об этом, систематизируйте свой архив и постоянно с ним работайте.
Продвижение по служебной лестнице во многом зависит от вашего профессионального роста и повышения квалификации.
Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, необходимо напомнить вам о необходимости системного подхода к решению любой задачи. Если вы составили для себя модель профессиональных качеств, то определите четко подходящие для вас методы, сроки и бюджет обучения. Чем больше средств вы готовы выделить на пополнение своего образования, тем шире будут возможности выбора, эффективнее организация обучения и более сжатые сроки достижения желаемого результата.
Мы уже говорили, что для человека, собирающегося сделать успешную карьеру, сегодня необходимы основы владения офисной техникой, в первую очередь компьютерной. Полезно, а порой просто необходимо знание иностранных языков, умение водить машину, что зачастую прямо указывается в требованиях к кандидату на престижную должность. А знания в области бизнеса и права необходимы каждому руководителю и предпринимателю.
Успех — вещь спорная. Успех — это всего лишь то, что вы считаете успехом, в то время как другие могут воспринимать его как неудачу. Победа не всегда соответствует своему определению. Постановка цели, которая и определяет содержание успеха при любой деятельности, является ее составной частью. Каждый человек видит успех по-своему. Для одних — это применение силовых приемов, другие видят свою победу в том, чтобы воздержаться от них.
Задача вступающего в должность руководителя (для его прочного укрепления в коллективе) состоит в том, чтобы все члены коллектива имели одинаковые представления об успехе.
Стремящийся к достижению карьеры должен считаться с тем, что ему придется познать и темные стороны жизни и уяснить, что рецептов гарантированного успеха не бывает. Ошибается и тот, кто считает, что для достижения успеха на новой работе не надо сильно утруждаться, а требуется всего лишь везение.
Итак, что же нужно для профессионального успеха? Личное желание занять более высокий пост (самомотивация).
Умение работать с людьми (коммуникационные процессы). Готовность рисковать и брать на себя ответственность (уровень самосознания).
Одно из важнейших правил продвижения по службе заключается в следующем: не будьте хороши именно для этой конкретной работы, демонстрируйте отличный набор навыков, которые применяете на этой работе.
Для того чтобы успешно закрепиться на новой работе, необходимо добросовестное и профессионально грамотное выполнение своих должностных обязанностей.
Но если вы хотите, чтобы ваша работа стала ступенькой в восхождении по лестнице карьеры, то просто хорошей работы может оказаться недостаточно. Необходимо, чтобы вас заметили и выделили среди других коллег. Нужно привлечь к себе положительное внимание. М. Эггерт, автор книги «Блестящая карьера», дает на этот случай ряд советов [161, с. 131]: Напишите статью для внутрифирменного или профессионального издания. Участвуйте в конференциях и семинарах. Посещая их, выступайте с комментарием или существенным вопросом, называя свое имя и организацию. Добивайтесь признания в качестве эксперта в области, относящейся к работе. Планируйте полезные для достижения известности встречи и осуществляйте их. Приходите на работу раньше и уходите позже, чем большинство. Активно участвуйте в профессиональных ассоциациях. Искренне благодарите и хвалите тех, кем вы восхищаетесь, и кто помогал вам. Старайтесь участвовать в разработке проектов, перспективных в смысле достижения известности и расширения контактов. Чаще общайтесь с людьми непосредственно, а не по внутреннему телефону. Регулярно подавайте начальнику краткий обзор ваших достижений и планов на следующий месяц. Выступайте с предложениями по улучшению работы или достижению экономии. Общайтесь в нерабочей обстановке с руководящими работниками. Обращайтесь к начальству за советом, помощью. Одевайтесь всегда как можно лучше и обязательно в стиле, соответствующем вашей организации. Угощая посетителей кофе, заботьтесь о высоком качестве напитка и посуды.
Стремитесь изо всех сил сделать свой офис образцовым, соблюдая при этом требования хорошего вкуса, необходимый декорум и ограничения.
В свою очередь, руководителю целесообразно придерживаться и других правил, которые сформулировал Э.А. Уткин [219]: В усиливающейся конкурентной борьбе все более важным оружием руководителя должна быть скорость: в оценке ситуации и реагировании на ее изменения, в принятии и реализации решения, в процессе разработки выпуска новых изделий, оказании нового вида услуг. Учет фактора времени при принятии любого решения должен стоять на одном из первых мест. Постоянно совершенствуйте организацию управления. Необходимо постоянно приспосабливаться к быстро меняющейся реальности, предоставлять сотрудникам свободу самостоятельно определять проблемы, искать пути их решения. Принимайте решения только после предварительной консультации с коллективом предприятия и специалистами вне его. Обеспечивайте постоянное повышение квалификации работников, углубление их знаний в экономике, в использовании современных технических средств управления. Ориентация сотрудников на постоянный поиск возможностей повышения качества продукции, техническое перевооружение и рационализацию производства, снижение затрат и содействие ускоренному внедрению новаций в практику — залог успеха управления. Только квалифицированные сотрудники могут быть вам хорошими помощниками. Обладайте широким кругозором, не бойтесь рискованных нововведений. Следует отказаться от излишнего администрирования. Умейте войти в ситуацию, которая вышла или может выйти из-под контроля. Но самое главное — ведение перспективы. Поэтому необходимо настойчиво работать над развитием способности воспринимать все новое, неожиданное и быстро на него реагировать. При определении оптимального варианта решения прежде всего четко уясните проблему, которая в современных условиях носит комплексный характер, проанализируйте совокупность основных факторов, на нее воздействующих, учитывайте мнение других специалистов. Главная ваша задача как современного менеджера — обладать способностью заинтересовать всех своих сотрудников в общем деле. Стимулируйте работников на поиск более эффективных методов производства.
Человек, стремящийся сделать карьеру, может продвигаться по иерархической лестнице почти безгранично. Чем выше поднимаешься, тем больше требуется усилий. Любая остановка — это путь вниз.
Все основные приемы и методы решений в области карьеры, актуальные на любом ее этапе, становятся все изощрениее и тоньше. Например, для преуспевающего банкира дорогой и элегантный, но в меру консервативный костюм — это уже не просто пожелание, а обязательная часть профессионального этикета. Вежливость и соблюдение этикета — долг каждого воспитанного человека, но для дипломатов и государственных деятелей высшего ранга — это еще и ответственность особого рода, они как бы олицетворяют свою страну, и их промахи могут сказываться на судьбе общества.
Разумеется, советы и рекомендации, собранные в этой главе, не могут решить всех проблем адаптации руководителя на новом рабочем месте. Целесообразнее всего заняться самообразованием, читать ежемесячно или хотя бы ежеквартально по одной -две книжке. Свежие идеи принесут неоценимую пользу. Для начала можно познакомиться хотя бы с некоторыми из тех изданий, которые приведены в конце учебника.