Тема 10. Злоупотребление правами журналиста

Правовые и профессионально-этические аспекты свободы и ответственности журналиста. Правосознание и правовая культура журналиста. Механизмы саморегуляции в системе общественных институтов журналистского сообщества: зарубежный и российский опыт. Практика Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации и Большого Жюри Союза журналистов России.

Основные формы злоупотребления правами журналиста. Ответственность за злоупотребление правами журналиста.

Правовая защита интересов меньшинств и других идентифицируемых групп.

Ответственность за нарушение законодательства о СМИ. Виды ответственности за правонарушения в сфере СМИ.

Тема 11. Авторское право в сфере массовой информации

Понятие авторского права. Субъекты и объекты авторского права. Признаки авторского произведения. Имущественные и неимущественные права авторов. Авторский договор и его виды. Знак охраны авторского права и его правовое значение. Сроки действия авторского права.

Редакции СМИ и журналисты как субъекты авторского права. Соотношение понятий “информация”, “массовая информация” и “произведение”. Авторско-правовая природа интервью. Фотографические произведения в СМИ. Право на перепечатку и цитирование.Авторско-правовая природа редакционной почты. Статус внештатных авторов.

Произведения, создаваемые журналистами. Особенности правового режима служебных произведений в сфере массовой информации. Периодические печатные издания в целом как объект авторского права.

Права организаций эфирного и кабельного вещания.

Проблемы охраны авторских прав в сетевых СМИ. Авторско-правовая природа произведений мультимедиа.

Коллективное управление имущественными и личными неимущественными правами авторов и обладателей смежных прав.

Роль государства в охране интеллектуальной собственности. Пиратство в области интеллектуальной собственности и международная борьба с ним.

Тема 12. Рекламные отношения в СМИ

Правовое определение рекламы и рекламной деятельности. Классификация рекламы.

Позитивные требования и нормы-запреты, которые являются критериями легитимной рекламы:

Использование в рекламе объектов авторского права и смежных прав.

Формы ненадлежащей рекламы - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, ложная, скрытая и иная реклама, в которой нарушены требования к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленные законодательством РФ.

Специальные требования к рекламе дополняют общие требования и зависят от специфики:

- средств распространения самой рекламы (например, реклама в средствах массовой информации ограничена одними требованиями, а стендовая реклама - другими).

- круга лиц, которым она предназначена;

- рекламируемых объектов (определяются действием законодательства, регулирующего отношения, возникающие по поводу отдельных объектов гражданского оборота. Ограничения, связанные со средствами распространения рекламы.

Особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, справочном обслуживании, особенности наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях.

Рекламопроизводители и рекламораспространители: права, обязанности и ответственность.

PR –мероприятия с участием СМИ .

Ответственность участников рекламной деятельности : гражданско-правовая, административная и уголовная. Контрреклама.

IV.Литература

Основная литература

Гавра Д. Основы теории коммуникации. – СПб: Питер, 2011.

Дополнительная литература

Черных А. Социология массовых коммуникаций. – Р-н-Д.: ГУ ВШЭ, 2009.

Шарков Ф.И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации. – М.: Дашков и К, 2010.

Интернет-ресурсы

http://ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал

http://socionet.ru/ - научно-образовательная социальная сеть

http://www.i-u.ru/biblio/ - библиотека РГИУ

http://www.library.cjes.ru/ - Библиотека Центра экстремальной журналистики

http://www.machaon.ru/links/education_list.html — ссылки по различным институтам, исследовательским центрам и университетам мира.

http://www.rocit.ru/ — материалы Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» («РОЦИТ»).

V.Перечень вопросов и типовых заданий для промежуточной аттестации

Вопросы

1. Свобода массовой информации: понятие, содержание и недопустимость злоупотребления. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

2. Журналист: права, обязанности и ответственность.

3. Цензура: понятие и правовые гарантии запрета.

4. Средство массовой информации: понятие и виды.

5. Система и источники права массовой информации в Российской Федерации.

6. Продукция СМИ.

7. Главный редактор: правовой статус и обязанности.

8. Правовые основы деятельности российских средств массовой информации.

9. Формы отношений журналиста и редакции СМИ.

10. Закон РФ “О средствах массовой информации”: структура и основные положения

11. Условия деятельности СМИ.

12. Свидетельство и регистрации СМИ и Устав редакции.

13. Правовой статус редакции СМИ.

14. Законодательные основы распространения продукции СМИ.

15. Законодательные основы организации отношений СМИ с гражданами и организациями.

16. Законодательные основы правового статуса журналиста.

17. Законодательные основы межгосударственного сотрудничества в сфере массовой информации.

18. Законодательные основы правовой ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

19. Договоры с участием учредителя, редакции и журналиста.

20. Уголовный Кодекс РФ и деятельность СМИ.

21. Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации”. Его роль и значение для журналистской деятельности.

22. Информационное агентство: особенности статуса.

23. Основные организационно-правовые формы существования редакций СМИ.

24. Авторские произведения и письма.

25. Авторские права журналиста, их роль и значение для журналистской деятельности.

26. Правовое регулирование выхода продукции СМИ в свет(эфир).

27. Распространение зарубежной информации. Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных СМИ на территории Российской Федерации.

28. Федеральные органы государственной власти, влияющие на деятельность СМИ.

29. Защита чести, достоинства и деловой репутации.

30. Право на доступ к информации для журналистов и редакций.

31. Порядок опровержения.

32. Правовой статус Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

33. Понятие и признаки рекламы

34. Федеральный закон “О рекламе”: основные положения и значение для журналистской деятельности.

35. Авторский договор с редакцией СМИ.

36. Информационная сфера как объект правового регулирования.

37. Права и обязанности журналиста в области сбора информации.

38. Ненадлежащая реклама: признаки, виды и ограничения.

39. Европейская конвенция о трансграничном вещании и Окинавская Хартия глобального информационного общества.

40. Государственные и общественные структуры защиты гласности и свободы информации.

41. Роль и значение этических регуляторов деятельности СМИ.

42. Условия и порядок регистрации и лицензирования СМИ.

43. Организационно-правовые формы редакций СМИ.

44. Особенности телевизионной рекламы.

45. Основные формы злоупотребления правами журналиста и ответственность за злоупотребление правами журналиста.

46. Виды рекламы.

47.Специфика ответственности рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.

48. Особенности рекламы в средствах массовой информации.

49. Спонсорство.

50. Понятие и виды PR-акций в СМИ.

Типовые задания

Задача 1

Охранно-детективное объединение обратилось в арбитражный суд с иском к управлению внутренних дел и редакции газеты о защите деловой репутации. Истец потребовал опровержения сведений, не соответствующих действительности, и возмещения убытков, причиненных их распространением.

Арбитражный суд, установив в заседании, что сведения, опубликованные в газете, не соответствуют действительности, взыскал с управления внутренних дел убытки в размере, указанном в исковом заявлении, и обязал редакцию опубликовать опровержение.

Как может быть нарушена деловая репутация?

Может ли освобождение СМИ от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности служить основанием для отказа от опубликования опровержения таких сведений?

Есть ли в Законе о СМИ статья, которая предоставляет организации право потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности сведений, которые были распространены средством массовой информации?

Задача 2

Газета “БК” была учреждена тремя гражданами РФ. Договора между соучредителями, определяющего их взаимные права, обязанности, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедуры разрешения споров между ними, заключено не было.

Первоначальные имущественные, финансовые и иные условия участия соучредителей в содержании редакции газеты “БК” были примерно равные. Газета постепенно завоевывала рынок, обретала популярность, стала приносить устойчивую и все более растущую прибыль. На почве ее распределения между соучредителями стали возникать споры, постепенно приобретшие характер серьезного конфликта двух из соучредителей с третьим. В попытке разрешить этот конфликт двое компаньонов решили обратиться в арбитражный суд с просьбой принудительно лишить своего третьего компаньона прав соучредителя данного средства массовой информации.

Какое решение должен принять арбитражный суд?

Правильны ли были действия двух соучредителей по судебной защите своих интересов?

Что должен посоветовать соучредителям газеты “БК” адвокат, чтобы помочь им юридически правильно разрешить эту конфликтную ситуацию?

Задача 3

Газета “Энский вестник”, учрежденная в августе 1990 г. исполкомом городского Совета народных депутатов и трудовым коллективом редакции, опубликовала фотографию, присланную одним из ее читателей. На фотографии были изображены участники несанкционированного митинга, состоявшегося в Энске в связи с решением городской администрации прекратить отопительный сезон с 1 февраля текущего года в связи с недостаточностью средств местного бюджета. На фотографии были видны транспаранты со следующими текстами: “Мэра — на мыло” и “Долой воров из мэрии”.

Глава администрации города обратился в регистрирующий орган с заявлением о привлечении главного редактора газеты к уголовной ответственности за оскорбление и о закрытии газеты.

Какой ответ должен дать регистрирующий орган?

Что адвокат должен посоветовать главе администрации в такой ситуации?

Что адвокат должен посоветовать главному редактору?

Задача 4

Житель поселка городского типа “Большое Устюжье”, журналист редакции районной газеты “Вести Устюжья” С. обратился с запросом о предоставлении информации к главе администрации поселка “Большое Устюжье”. Содержанием запроса явилась просьба журналиста предоставить необходимую для готовящейся к публикации в газете аналитической статьи информацию об исполнении бюджета муниципального образования “Большое Устюжье” за 2001 год. Свой запрос журналист обосновал ссылками на п. 1 ст. 47, ст.ст. 38—40 Закона РФ “О средствах массовой информации”. Необходимую информацию журналист от главы администрации не получил, поскольку тот посчитал, что нормы закона, на которые сослался журналист, на него, как на должностное лицо муниципального образования, не распространяются.

Журналист обжаловал отказ в предоставлении информации в районный суд.

Правильными ли были ссылки журналиста на нормы закона?

Какое решение должен принять суд по данному делу?

Что можно посоветовать журналисту для более действенной реализации и защиты своего права на получение информации?

Наши рекомендации