Основные сведения из акустики
Акустика — учение о звуке. Звук — это субъективное восприятие упругих колебаний, распространяющихся в окружающей среде. Звуковые колебания характеризуются высотой, громкостью и тембром.
Высота звука (в музыке — тон) характеризуется частотой звуковых колебаний. Единица измерения частоты колебаний — герц (Гц), соответствует одному колебанию в секунду. Из огромного многообразия существующих в природе звуков человеческий слух воспринимает лишь те, частота которых составляет от 16 до 20000 Гц.
Самый низкий тон рояля имеет частоту колебаний 27,5 Гц, а самые большие трубы органа издают звуки частотой примерно 16 Гц. Это самый низкий тон, который еще способен воспринимать человек. На нижней границе слухового восприятия трудно понять, слышим ли мы звук или воспринимаем колебания воздуха всем телом. Эта область звуковых частот сопровождает грозы и ураганы, извержения вулканов и землетрясения. Такие звуки издавна оказывали сильное эмоциональное воздействие на психику человека, на его подсознание.
Если акустическая система радиоаппаратуры не в состоянии воспроизводить низкочастотные колебания с достаточной громкостью, то воспроизведение будет лишено естественности и реальности. Следует иметь в виду, что воспроизведение самых низких звуковых частот представляет серьезную техническую проблему и доступно лишь для очень дорогой аппаратуры. Звуки частотой колебаний ниже 16 Гц называются инфразвуками.
Верхняя граница слухового восприятия лежит между частотами 16000—20000 Гц. Человек воспринимает такие звуки как свист или писк. Если акустическая система не будет воспроизводить высокие частоты, то исчезает окраска звука, без чего невозможно отличить звучание разных музыкальных инструментов. Частоты выше предела слышимости относятся к области ультразвуков.
Громкость звука — это субъективное ощущение органом слуха силы звука. Она определяется амплитудой колебаний источника звука: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. В электроакустике принято выражать звуковое давление логарифмическими единицами — децибелами (дБ).
Уровень шума в тихом читальном зале составляет 30 дБ, при обычной беседе — 50 дБ, громкость двигателя мотоцикла — 90, удара грома — 120 дБ, реактивный самолет — 140 дБ. Звук громкостью 120 дБ принят за порог болевого ощущения.
Тембр звучания или окраска звука определяется набором обертонов (призвуков) разной частоты и амплитуды, сопровождающих основной звук. Обертоны появляются вследствие резонанса отдельных деталей музыкального инструмента. Так одновременно с колебанием струны гитары колеблется дека, днище, обечайка, гриф, которые генерируют призвуки, отличные по частоте от основного тона. Совокупность этих колебаний формирует обертоновую структуру тембра. Тембр может быть ярким, звонким, тусклым, мягким и певучим. Благодаря тембру мы узнаем по звуку на слух название музыкального инструмента.
Различают звучание моно-, стерео— и квадрафоническое.
Монофоническое звучание характерно для одноканальной системы передачи звуковой информации через микрофон, усилитель и громкоговоритель. Недостатком является то, что записанная микрофоном реальная звуковая панорама, состоящая из нескольких источников звука, воспроизводится как бы из одной точки. Здесь нет ясности о расположении источников звука в пространстве, отсутствует реальная звуковая картина.
Стереофоническое звучание предполагает двухканальную систему распространения звуков. Для ее реализации нужны два микрофона, двухканальный усилитель и две колонки. Колонки располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Это расстояние называется стереобазой.
Стереофоническое звучание создает эффект присутствия. Слушатель может легко определить расположение отдельных источников звука, проследить за их перемещением по "фронту" слева направо и наоборот. Стереофоническое звучание не в состоянии передать полной звуковой картины, так как необходима еще ориентация в направлении "фронт-тыл".
Квадрафоническое звучание предполагает четырехканальную запись информации через четыре микрофона, расставленные вокруг источников звука, усиление через четырехканальный усилитель и воспроизведение через четыре звуковые колонки, расставленные по углам комнаты. Квадрафоническое звучание создает эффект полного присутствия в центре звуковой картины.
Комплектующие изделия электронной аппаратуры
Комплектующие изделия — это устройства, которые не могут быть использованы отдельно от основного аппарата (тюнера, плеера, рекордера). К ним относятся микрофоны, электроакустические звукоизлучатели (громкоговорители, акустические системы, наушники), усилители сигналов звуковой частоты, эквалайзеры и др.
Микрофоны
Микрофоны служат для преобразования звуковых колебаний в электрические сигналы. Любая звукозапись, прямая радиопередача или озвучивание зала всегда начинаются с микрофона. Микрофоном комплектуются многие звукозаписывающие устройства, например магнитофоны и видеокамеры.
Основными электроакустическими параметрами микрофонов являются чувствительность и номинальный диапазон частот.
Чувствительность — это отношение напряжения на клеммах микрофона к величине звукового давления, воздействующего на диафрагму микрофона. Чем выше чувствительность микрофона, тем более слабый звук он способен преобразовать в электрические колебания.
Номинальный диапазон частот определяется полосой звуковых частот, которые микрофон может преобразовать без заметных искажений в электрические колебания.
По принципу действия микрофоны могут быть динамические и электретные. Следует отметить, что чувствительность электретных микрофонов примерно в 2 раза выше, чем у динамических. У динамических микрофонов диапазон частот ограничен и находится в пределах 40-16000 Гц. У электретных микрофонов он простирается от 20 до 20000 Гц, т. е. охватывает весь частотный диапазон звуков, слышимых человеком.
По оформлению микрофоны могут быть в виде обычной головки с ручкой, в виде миниатюрной приколки для галстука, в виде авторучки, а также встроенные в магнитофоны, диктофоны и видеокамеры. Микрофоны могут быть с соединительным шнуром и беспроводные. У беспроводных микрофонов в корпус вмонтированы миниатюрные радиопередатчики, работающие в диапазоне ультракоротких волн.
Обозначение микрофонов состоит из букв МД (микрофон динамический), МКЭ (микрофон конденсаторный электретный) и числа, определяющего номер разработки. Например, МД-52СН — микрофон динамический. Буква "С" или "S" в конце означает, что микрофон стереофонический, Н — настольный.
Звукоизлучатели
К электроакустическим звукоизлучателям относятся головки громкоговорителей, абонентские громкоговорители, акустические системы, наушники.
Головкой громкоговорителя, или динамиком, называется электроакустическое устройство, преобразующее электрические сигналы звуковой частоты в звуковые колебания. К важнейшим параметрам, характеризующим функциональные свойства динамиков, относятся номинальный диапазон частот и выходная мощность.
Номинальный диапазон частот — полоса воспроизводимых звуковых частот без заметных искажений. Чем ближе диапазон воспроизводимых частот к полосе 20-20000 Гц, тем выше естественность и верность звучания. Если этот диапазон шире, чем 30-15000 Гц, то воспроизведение музыкальных произведений считается отличным, если в пределах этого диапазона, но не уже 50-10000 Гц — хорошим, если в пределах этого диапазона, но не уже 100-6000 Гц — удовлетворительным.
Выходная мощность — наибольшая электрическая мощность, при которой динамик воспроизводит звук без заметных искажений. Номинальная мощность головок может быть от 0,1 до 100 Вт. Считается, что 1 Вт выходной мощности громкоговорителя достаточен для нормального озвучивания жилой площади размером 10 м2.
В зависимости от диапазона воспроизводимых звуковых частот головки громкоговорителей подразделяют на низкочастотные, среднечастотные, высокочастотные и широкополосные. Отличаются они диаметром диффузора: у низкочастотных головок он составляет от 150 до 300 мм, у среднечастотных от 40 до 120 мм. Диаметр диффузора высокочастотных динамиков "пищалок", "твитеров" находится в пределах от 10 до 50 мм.
Головки громкоговорителей вместе с акустическим оформлением (корпус, звукопоглотители, решетки) называются абонентскими громкоговорителями. Они предназначены для озвучивания квартир через трансляционную сеть, Абонентские громкоговорители могут быть одно- и трехпрограммные.
Однопрограммный громкоговоритель состоит из корпуса, в котором находится звуковоспроизводящая головка, согласующий трансформатор для трансляционной сети напряжением 15 или 30 В, регулятор громкости, и соединительного шнура с вилкой.
Трехпрограммный громкоговоритель содержит дополнительно приемник прямого усиления. Первую (основную) программу громкоговоритель воспроизводит как обычный абонентский громкоговоритель, без расхода электроэнергии. Для приема второй и третьей программ, передаваемых по проводам на высоких частотах (78 и 120 кГц), требуется питание от сети переменного тока.
Абонентские громкоговорители в зависимости от диапазона воспроизводимых частот подразделяют на три группы сложности: первую, вторую и третью.
Недостатком громкоговорителей является ограниченный диапазон звуковых частот. Отдельный громкоговоритель не может воспроизвести звуковое поле, которое в природе создается множеством источников звука.
Акустические системы, или звуковые колонки, обычно состоят из нескольких динамиков и акустического оформления. Чтобы обеспечить равномерное воспроизведение всего диапазона звуковых частот, в колонках применяют совместно низкочастотные (16—200 Гц), среднечастотные (200-5000 Гц) и высокочастотные (5000-20000 Гц) головки. Наиболее качественные колонки могут раздельно воспроизводить две-три полосы звуковых частот.
Чем больше размер колонки, тем более низкие звуковые частоты она может воспроизводить. Чтобы довести нижнюю границу частот до уровня 20-30 Гц, объем колонки доводят иногда до 200 л. Заполнение корпуса звукопоглотите-лями (пористой резиной, поролоном и стекловатой) дает возможность уменьшить объем колонки на 30%, не ухудшая ее акустических свойств. С целью снижения уровня шумов внутри колонок устанавливают наклонные перегородки, устраивают лабиринты для воздушных потоков.
Для улучшения воспроизведения басов в современных колонках применяют фазоинверторы. Фазоинвертор представляет собой трубу определенного сечения и длины, вставленную в отверстие на передней или задней стенке колонки. Фазоинвертор выводит звуковые колебания низких частот, излучаемые задней стороной диффузора динамика, на переднюю панель, при этом громкость низкочастотных колебаний заметно возрастает. На рис. 2. показаны основные типы корпусов колонок.
Рис. 2. Основные типы корпусов колонок:
а) закрытый; б) с фазоинверторным отверстием спереди;
в) с фазоинверторным отверстием сзади; г) с лабиринтом
Потребительские свойства акустической системы (АС) определяются амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ), которая выражает зависимость звукового давления от частоты подводимого сигнала. АЧХ обычно отображается графически на передней панели колонки.
По характеру функционирования колонки могут быть активные и пассивные. Активными называют колонки с собственным усилителем мощности. Большой спрос на активные колонки возник в связи с широким распространением миниатюрных проигрывателей дисков и кассет (плееров) и компьютеров, которые обычно не имеют собственных мощных усилителей. Подключение к ним активных колонок позволяет прослушивать высококачественное звучание без наушников. Пассивные колонки предназначены для подключения к усилителю сигналов звуковой частоты.
В зависимости от значения параметров АС подразделяют три группы сложности: высшую, первую и вторую. Мощность АС может быть от 3 до 100 Вт.
Одной из разновидностей акустических систем являются сабвуфер, который представляет собой колонку с одним или двумя низкочастотными динамиками. Основное назначение сабвуфера — дать мощное и сочное воспроизведение басов на частотах 16—30 Гц. Сабвуфер позволяет не только прослушать, но и прочувствовать всем телом звучание самых низких звуков: натуральные раскаты грома, рев морского шторма, взлет самолета и др.
Сокращенное обозначение колонок состоит из четырех элементов, например, 25АС-021 — это акустическая система, мощностью 25 Вт, 0 — высшей группы сложности, 21 - номер разработки.
Наушники — это миниатюрные головки громкоговорителей. Для плотного прилегания к ушным раковинам наушники комплектуются мягкими прокладками — амбушюрами. Наушники имеют ряд преимуществ по сравнению с громкоговорителями. Корпуса наушников непосредственно соприкасаются с ушной раковиной, поэтому для получения даже самых громких звуков требуется незначительная мощность в пределах нескольких милливатт. Это позволяет подключать наушники непосредственно к источникам электрических сигналов (тюнерам, плеерам и др.). Наушники позволяют прослушивать весь спектр звуковых частот от 20 до 20000 Гц с минимальным уровнем искажений.
Стереоэффект, создаваемый наушниками, выявляется намного сильнее, чем при прослушивании звуковых колонок, так как сигнал с левого излучателя не слышен правым ухом и наоборот.
Однако использование наушников представляет определенную опасность для органов слуха. Звуковое давление, создаваемое наушниками может превышать уровень 120-130 дБ, что приводит к серьезной травме органов слуха.
По конструкции наушники бывают открытого типа, закрытого типа и сверхминиатюрные, в виде вкладышей в уши.
По качеству звуковоспроизведения наушники могут быть монофонические и стереофонические, с регулятором громкости и баланса.