Информационные системы

Специфика коммуникативных систем определяется критериями:

– целевым назначением системы (какая информация сообщается и кому предназначается);

– выбором коммуникативных средств (печать, радио, ТВ, компьютер);

– каналами передачи и восприятия информа­ции (аудио, визуальными, тактильными, возможно экстрасенсорными);

– способами обмена информации (естественны­ми и искусственными).

Во всем многообразии информационных систем следует различать:

1. Системы производственной информации (операционные системы предприятия), например, бан­ковское, страховое дело.

2. Системы операционной информации (большой объем данных, подлежащих сохранению).

3. Системы пилотажной информации (на основе которой принимаются решения о планировании и менеджерском контроле. Характеристикой данной системы является большое разнообразие ин­формации ограниченного объема. Часто такая ин­формация создается на основании операционной информации).

4. Системы стратегической информации (ССИ) позволяют реализовать стратегические планы разви­тия предприятия. Существуют два понимания ССИ:

· система информации, позволяющая автоматизировать деятельность предприятия и использу­емая в стратегических целях;

· система, которая манипулирует (использует) информацию с целью создать и следовать определенной стратегии.

5. Системы глобальной информации – информационная система для нескольких предприятий или целых отраслей [9, с. 35–36].

Информация в информационном обществе

Большинство людей рано или поздно задаются вопросом: что представляет собой общество, в котором они живут? Как осмыслить то, что происходит в окружающем мире? И куда идет человечество?

Сегодня очевидно возникновение нового подхода к пониманию общественной жизни. Исследователи все больше и больше говорят об информации как о главном отличительном признаке современ­ного мира. Нам говорят, что мы входим в инфор­мационную эру, что новые способы информации превалируют, что мы живем в «электронном обще­стве» и подходим к «виртуальной экономике», дви­жущей силой которой стала информация, что мы уже существуем в условиях «глобальной информа­ционной экономики».

Многие эксперты называют США, Великобританию, Японию, Германию и другие страны со сход­ным уровнем жизни информационными обществами. Европейский союз спешит войти в «глобаль­ное информационное общество» по примеру Япо­нии, которая приняла эту концепцию в начале 1970-х годов.

В 80-х гг. XX века под влиянием интенсивного развития научно-технической рево­люции, не изменяя своего социально-экономичес­кого содержания, получили развитие «теории ин­формационного общества». В общем и целом они рассматривают производство, распределение и по­требление информации как преобладающую сферу экономической деятельности общества, отдавая при­оритет развитию «информационного сектора» эко­номики.

Термин «информационное общество» применя­ется для обозначения особого вида общественной формации поздних разновидностей постиндустриаль­ного общества, новой эры развития человеческой ци­вилизации. Наиболее яркими представителями исследователей, тонко ощущающих тенденции разви­тия информационной сферы, предлагающих систем­ный подход к анализу современного западного общества и роли информации и информационных тех­нологий, являются: А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский и др. (Франция); Э. Гидденс, П. Гол динг, Г. Мердок, Н. Гарнэм (Великобритания); М. Хор кхаймер, Ю. Хабермас, Н. Луман и др. (Германия); М. Маклюэн (Канада); М. Кастельс, Г. Шиллер, Д. Белл, А. Тоффлер и др. (США); Д. Масунда (Япония). В качестве одного из основных условий фор­мирования информационного общества рассматриваются высокотехнологичные информационные сети, действующие в глобальных масштабах. Формирование такого общества связано с информационно-компьютерной революцией (электронизация, компь­ютеризация, медиатизация и, наконец, информатизация всего общества).

Информация становится основной социальной ценностью общества. Новая трактовка коммуни­каций выходит за рамки их рассмотрения как тех­нических средств связи и осуществления инфор­мационного обмена, представляя коммуникации как новые средства и формы человеческих контактов и обмена информацией, поиск форм активного ду­ховного общения людей в диалогах. Развитая рас­пределенная компьютерная сеть в сочетании с раз­витой телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами играет ключевую роль в формировании информационного общества. Но в то же время характеристика информацион­ного общества не сводится только к наличию раз­витой компьютерной сети, телекоммуникаций и информационных ресурсов. В качестве субъектов информационного общества выступают индивиды в процессе деятельности (включая досуг, производ­ственные и бытовые контакты), а также различ­ные предприятия, учреждения и др.

Технологические факторы развития глобальной информационной структуры, прежде всего Интер­нет и другие глобальные компьютерные сети и спутниковые системы, сегодня играют особо важную роль. Соединение указанных сетей с аудио­визуальными средствами открывает новые перспек­тивы. Однако появляется опасность в насаждении информации социально неприемлемого содержания, пропагандирующей национальную вражду, порнографию, насилие, войну.

Наши рекомендации