Анализ целевой функции доставки
Целевая функция системы доставки выглядит следующим образом:
E(SD) —> max
то есть максимальная эффективность доставки партии товаров. Целевую функцию системы доставки невозможно определить однозначно, так как каждый из элементов системы преследуют собственные цели, которые формулируются одинаково - извлечение максимальной прибыли из своих видов деятельности:
E{Р, EXP, PER} —> max
Рассмотрим прибыли элементов системы. В общем случае:
П(i) = di - (ri + pi) , i=1,N
где di - доходы;
ri - ожидаемые затраты;
pi - непредвиденные затраты (потери).
Предположим, что после проведения процедуры поиска перевозчиков возможно удовлетворение следующих условий:
• ожидаемая стоимость доставки партии товара равняется или не превышает покупательную способность фирмы-производителя;
• направление доставки соответствует направлению, по которому экспедитор осуществляет доставку грузов;
• время доставки груза к месту назначения равняется или не превышает требуемого заказчиком времени;
• используемый подвижной состав соответствует требуемому заказчиком.
Тогда доходы экспедитора складываются из оплаты фирмой-производителем стоимости доставки партии товара, скидок с тарифа перевозчика, штрафов, выплаченных производителем за несоблюдение условий договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, например, оплата задержки подвижного состава сверх оговоренного срока и т.п.
К предоставлению различного рода скидок с тарифа на перевозку и других льгот довольно часто прибегают перевозчики с целью выиграть конкурс на покупку их услуги. Возникает опасность того, что поддавшись искушению повышения прибыли путем получения скидок с тарифа экспедитор рискует ухудшить значения параметров доставки, последствия которых могут быть более значимыми, чем размер полученной скидки. Другое дело, если скидки предоставляются перевозчиком, степень надежности которого, то есть степень удовлетворения параметров доставки, достаточно высокая.
Затратами являются расходы на поиск перевозчика, оплата стоимости перевозки, затраты на доставку, штрафы за несоблюдение условий договора и т.п. В принципе затрат экспедитора на поиск и выбор перевозчика можно избежать, а купить услуги первого попавшегося, например, знакомого перевозчика и тем самым свести данные затраты к минимуму. Но тут возникают проблемы, связанные с необходимостью удовлетворения параметров заказа (сроки, надежность, тип подвижного состава и т.п.).
Видно, что резервы повышения прибыли состоят в соблюдении условий доставки, оговоренных в договоре на транспортно-экспедиционное обслуживание.
Доходы перевозчика складываются из оплаты экспедитором тарифа на перевозку, а также задержки подвижного состава сверх оговоренного в договоре времени. Затраты - скидки, предоставляемые экспедитору с тарифа на перевозку и затраты на подготовку перевозки.
Предоставление перевозчиками экспедитору скидок с тарифа и другие разного рода льготы объясняется тем, что они заинтересованы в поддержании постоянных контактов с экспедитором.
Затраты на подготовку перевозки (закупка топлива, смазочных материалов, шин, запасных частей, ТО и ремонт и т.п.) отражаются в величине тарифа на перевозку. В принципе, если на рынке услуг перевозки сложились средние цены на перевозки, то можно эти затраты перевозчика не учитывать и считать их неуправляемыми переменными (параметрами). Но необходимо иметь в виду эти затраты, так как они являются резервом прибыли экспедитора, так как если перевозчики найдут возможности снизить затраты, то это отразится в среднем уровне тарифов на рынке в сторону их снижения, что повысит прибыль экспедитора при неизменной стоимости доставки, либо позволит экспедитору снизить стоимость доставки при неизменном уровне обслуживания, что повысит привлекательность его услуг в глазах потребителей.
С другой стороны, затраты перевозчика определяются параметрами заказа экспедитора на перевозку. Чем жестче значения этих параметров, тем большие затраты вынужден нести перевозчик для их удовлетворения. Это говорит о том, что чем жестче условия доставки, требуемые фирмой-заказчиком, тем больше относительно средних рыночных цен должна быть плата за доставку, для того, чтобы дополнительные затраты перевозчика и, соответственно экспедитора, не привели к падению уровня ожидаемой ими прибыли.
Аналогично, доходы торговой фирмы складываются из штрафов, выплаченных экспедитором за несоблюдение условий договора (за повреждение, порчу, кражу товаров, доставку партии товаров в более поздние сроки, чем было оговорено в договоре на ТЭО и т.п.). Тут возникает вопрос: компенсируют ли размеры штрафов потери фирмы-производителя от потерянного сбыта, кражи товаров, утраты товаров и потребительских свойств товара и т.п.
Да, если в договоре доставки будут перечислены все возможные последствия результатов доставки (без раскрытия дальнейших последствий для фирмы-заказчика) и размеры соответствующих штрафов. Но в этом случае еще на этапе заключения договора экспедитор может отказаться в продаже своей услуги из-за слишком высокой ответственности за результаты доставки и, следовательно, высокого риска. Фирма-производитель может попытаться повысить привлекательность заказа путем предложения более высокой платы за доставку, или путем страхования доставки.
Если нет, то размеры штрафов несоизмеримы с размерами потерь фирмы-производителя от последствий результатов доставки.
Чем жестче требования по надежности (сохранность потребительских свойств товара, срок доставки, исключение краж и т.п.), гибкости (переадресовка отправки в пути) и т.д., тем выше должны быть затраты фирмы-заказчика на компенсацию затрат экспедитора на обеспечение этих требований.
Затраты фирмы-производителя можно разделить на:
• ожидаемые, учитываемые в сумме оплаты за доставку (оплата стоимости доставки партии товара, страхование доставки, затраты на поиск перевозчика и т.п.);
• непредвиденные как результат непредвиденных обстоятельств (затраты на поиск пропавших и т.д. товаров, на поддержание страхового запаса товаров, выплата неустойки за нарушение контрактных обязательств и т.п.). Непредвиденные обстоятельства могут быть также следствием низкого уровня планирования доставки товаров торговым фирмам производителем.
Прогнозирование потерь фирмы-производителя от возможных последствий результатов выполнения доставки груза производится с точки зрения надежности. Определим надежность системы доставки как вероятность того, что груз будет доставлен при выше заданных условиях. Тогда целевая функция системы доставки есть функция надежности доставки НSD:
E{Р, EXP, PER} = F(НSD)—> max
Параметрами, определяющими надежность доставки, являются время доставки, сохранность партии отправки, а также потребительских свойств товаров при доставке.
Причинами возможных результатов доставки могут быть также такие обстоятельства непреодолимой силы (“форс-мажорные” обстоятельства), как неожиданная болезнь водителя (сердечный приступ и т.п.); ДТП по вине другого участника транспортного процесса, вследствие плохих дорожных (плохое состояние дорожного покрытия, отсутствие линии разметки и т.п.) и погодных условий (туман, дождь, снег, град); стихийных бедствий (пожар, землетрясение, лавина); ограбление.
Возможными последствиями результатов доставки для фирмы-производителя могут быть:
• затраты на поиск опоздавшего груза (вследствие опоздания прибытия);
• затраты на создание страхового запаса торговых фирм;
• потерянный сбыт (при утрате партии товаров);
• выплата неустойки (штрафов) партнерам-торговым фирмам за несоблюдение контрактных обязательств;
• упущенная прибыль от не продажи товара;
• отказ торговой фирмы от покупки (вследствие утраты товарами потребительских свойств).
Анализ последствий возможных результатов доставки практически невозможно провести без компьютерного моделирования. Компьютерный анализ последствий результатов доставки условно можно разделить на следующие этапы:
• моделирование результатов до начала доставки (вероятностный анализ надежности);
• моделирование результатов доставки в режиме реального времени;
• анализ последствий результатов доставки, установление уровней вмешательства, противомеры и их эффективность, экономические последствия.