Полиграфия: от Иоганна Гуттенберга до электронного издательства
В Европе подлинную революцию в книгопечатании произвел выходец из немецкой аристократической семьи Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468). Он родился в г. Майнце. Сведений о детстве изобретателя книгопечатания не сохранилось. Однако известно, что по основной профессии он был золотых дел мастером, а это значит, что должен был получить достаточно серьезное по тем временам образование.
Главными его изобретениями считаются устройство для отливки металлических литер и печатный станок. В отличие от корейских мастеров, для получения матрицы Гутенберг использовал не деревянные литеры, а металл с выгравированным зеркальным изображением буквы. Далее, по-видимому, применялся метод чеканки, то есть твердый металл продавливал более мягкий, и матрица была готова. Оставалось только заполнить ее расплавленным
сплавом, основу которого составляло олово. Таким образом можно было изготовить неограниченное количество идентичных литер. Печатный станок Иоганна Гутенберга являлся сложнейшим инженерным сооружением того времени. Изобретателю предстояло решить множество задач, но основными были:
1. Обеспечение очень большого давления между талером (нем teller — тарелка), столом, где располагалась печатная форма, и тигелем (нем. tiegel — плита), пли той, которая обеспечивала прижимание бумаги к печатной форме). 2. Обеспечение параллельности между талером тигелем, что в XV веке было почти неразрешимой задачей. Для решения первой задачи Гутенберг использовал деревянный винт, по которому передвигался тигель. Подобные механизмы применяли виноделы. А вторая проблема была решена размещением мягкой прокладки (декеля) между тигелем и бумагой.
Несмотря на то, что большинство операций печатники выполняли вручную, изобретение Иоганна Гутенберга позволило поднять производительность до 100 оттисков в час.
Понятно, что подобная работа требовала больших денежных вложений, поэтому Гутенберг заключил договор о финансовой поддержке с майнцским купцом Иоганном Фустом, на деньги которого и была создана типография.
В 1450 г. у Гутенберга возник замысел издания «Библии», и в 1452 г. он приступил к работе, которая была закончена в 1455 г. Как ни странно, у исследователей инкунабул (лат. in cunabulae — в колыбели; так называют все книги, созданные в начальный период книгопечатания), к которым относится «Библия»1, до сих пор остается много вопросов, связанных с этим уникальным изданием. Полагают, всего было напечатано 150 экземпляров книги на бумаге и 30 — на пергамене. К сожалению, уцелевшие экземпляры — а всего их осталось в мире 49 — не могут дать ответы на все вопросы: например, почему количество строк варьируется от 40 до 422, многие экземпляры имеют разную пунктуацию и т.д. Первые экземпляры книги Гутенберг печатал в два цвета), но в дальнейшем перешел на одноцветную печать. Книга была прекрасно иллюстрирована цветными миниатюрами.
Изобретение принесло такую большую прибыль, что И. Фуст решил забрать дело в свои руки и, сговорившись с учеником Гутенберга П. Шеффером, затеял против Гутенберга тяжбу, в результате , которой Фуст был объявлен хозяином типографии и собственником всех изданий.
Лишившись типографии и шрифтов, Гутенберг уехал из Майнца в Бамберг, где на средства местного епископа устроил новую типографию. В ней он подготовил новое издание Библии, а также первый в Европе печатный толковый словарь с изложением латинской грамматики под названием «Католикон».
Католическое духовенство оказало Гутенбергу огромную по тем временам поддержку. Решением майнцского архиепископа Гутенберг был освобожден от уплаты каких бы то ни было налогов и ему была установлена ежемесячная пенсия.
Причастность Гутенберга к изобретению книгопечатания долгое время оспаривалась, так как ни на одной «Библии» не было его подписи, а в документах 1509 г. Иоганн Шеффер (сын Петера Шеффера) утверждал, что авторами изобретения являются его дед и отец. Последние годы первого в Европе книгопечатника прошли в Эльтвилле, где располагалась резиденция архиепископа. Там Гутенберг также выпустил несколько изданий как духовного, так и светского характера. В частности, им был изготовлен один из первых печатных календарей.
Изобретение Гутенберга быстро распространилось по всем странам Европы. Вслед за Германией типографии были построены во Франции и Италии, затем в 1472 г. — в Голландии, в 1473 г. — в Бельгии, в следующем году — в Испании, а в 1477г. — в Англии. Благодаря изобретению великого Гутенберга человечество за короткое время получило больше книг, чем за сотни лет до этого.
В Россию книгопечатание приходит в XVI веке.
По личному приказу Ивана IV и с одобрения митрополита Макария в 1553 г. в палатах на Никольской улице в Москве началось строительство «особого дома для типографии». Устройство было поручено Ивану Федорову (Иван Федорович Московитин, ок. 1510-1583), а помощником к нему назначен Петр Мстиславец.
Имеются документальные сведения, что Иван Федоров учился в Краковскомуниверситете и в 1532 г. получил степень бакалавра. Есть предположения, что он мог познакомиться с типографским делом как раз в этот период, так как среди славянских стран именно в Польше были отпечатаны первые книги. 1 марта 1564 г. в России была отпечатана первая точнодатированная книга — «Апостол»1 Безупречность оформления этого издания поражает полиграфистов по сей день .
Последней книгой, изданной Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в Москве, был «Часовник» (1565 г.).
Любопытно, что основанный Федоровым печатный двор сразу же стал своеобразной достопримечательностью, о нем писали все иностранцы, которые в то время находились в Москве, но следует сказать, что деятельность первопечатников встречала сопротивление высшего духовенства.
Положение осложнялось еще и тем, что Россия терпела военные поражения в Ливонской войне, и режим Ивана IV все больше ужес- точался, поскольку царь во всем видел заговоры. В 1565 г. он объявил о введении в стране опричнины. Возможно, что Иван Федоров был вынужден уехать из Москвы в Великое княжество Литовское, опасаясь преследований.
И все же книгопечатание в России продолжало бурно развиваться, увеличивались тиражи и количество наименований, хотя в основном издавалась литература духовного содержания. Пройдет почти полвека, прежде чем в России отпечатают первое периодическое издание — газету «Ведомости» (16 декабря 1702 г.), а еще через год она станет выходить регулярно.
Изобретение Гуттенберга с некоторыми усовершенствованиями господствовало три века. И все-таки это был станок, а не машина: почти все операции выполнял человек, используя мускульную силу.
Основателями первого в мире завода полиграфического машиностроения были немецкие изобретатели Фридрих Кёниг и Андреас Бауэр. Еще в 1803 г. Ф. Кёниг начал конструировать пресс, в котором перемещение тигеля осуществлялось без физической силы человека, и к 1811 г. была построена паровая машина, на которой подъем тигеля и
движение станины обеспечивались системой зубчатых колес. Первые попытки практического применения этого устройства были безуспешными, так как давление тигеля распределялось по всей поверхности печатного листа. Неудачная попытка натолкнула изобретателей на мысль заменить плоский тигель цилиндром. В 1814 г. на новой машине с печатным цилиндром в Лондоне была отпечатана га- зета «Таймс». Производительность машины составила 1100 оттисков в час. Для резкого увеличения производства печатной продукции потребовались следующие усовершенствования:
• в 1818 г. Фридрих Кёниг и Андреас Бауэр добавляют к машине еще один печатный цилиндр для осуществления последовательной двусторонней печати; через 6 лет добавляется к этой конструкции бумагоподающее устройство.
Перемещение станины вперед и назад нарушало непрерывность процесса печати, и в 1844 г. американцы запатентовали первую ротационную машину, в которой лист бумаги проходил между прижимным и печатным цилиндром. Скорость печати возросла до 8000 оттисков в час;
В 1907 г. американец немецкого происхождения Герман Каспар получил патент на изобретение ролевой офсетной машины, которая могла осуществлять печать с бесконечного роля. Такая печать получила название «резина к резине»: в конструкции машины роль печатного цилиндра выполняют офсетные цилиндры, между которыми проходит бумага, таким образом, за один проход запечатываются обе стороны. Впервые ролевая офсетная печать для производства ежедневной газеты была использована в 1923 г. в Швейцарии, затем в 1925 г. в Силезии.
В 1921 г. была сконструирована двухкрасочная офсетная печатная машина, немного позднее, в 1930 г., — четырехкрасочная.
В качестве материала для печатных форм офсетной печати первоначально применялся цинк. После воздействия светом на предварительно очувствленной пластине образвывались задубленные места, через которые не могла пройти азотная кислота. На те части цинковой пластины, куда не попадал свет, проходила кислота, делая эти участки формы шероховатыми и хорошо удерживающими воду.
В настоящее время формным материалом служат алюминиевые, предварительно покрытые светочувствительным слоем из диазокомпонентов, смол и пигментов пластины.
Механизация и автоматизация наборных процессов
Ручной набор, господствовавший в печатном деле до второй половины XIX века, не обеспечивал достаточной производительности. Обычно наборщик в течение часа располагал на талере до 1500 литер.
Подлинную революцию в наборных процессах XIX столетия произвело изобретение Отмара Мергенталера (1854-1899), американца (немца по происхождению), в 1884 г. создавшего строкоотливную машину. Машина Мергенталера состояла из трех отделений: наборного, отливного, раз-борочного. После удара по клавише из магазина выпадала матрица с углубленным изображением знака. Для выравнивания строк по правому и левому полям страницы между словами размещались раздвижные шпационные клинья. Типографский сплав заполнял углубления, образуя монолитную строку. После застывания металла строка выталкивалась из формы и обрезалась.
Матрицы и шпационные клинья после использования поступали в разборочный аппарат, раскладывались по ячейкам и были готовы для последующего употребления. Строкоотливная машина Мергенталера получила название линотип (от лат. linea — линия и греч. typos — отпечаток) и позволяла увеличить скорость набора до 5-7 тысяч знаков в час.
В настоящее время редакционно-издательские системы базируются на компьютерах. Компьютер — это электронная машина, производящая математические вычисления с жестко установленной последовательностью, которую определяет специальная программа. В сравнении с другими вычислительными устройствами компьютеры не требуют от обычного пользователя специальных технических знаний. В 1941 г. в Берлине доктором Конрадом Цузе был создан первый программируемый цифровой компьютер под названием Z3.
Компьютер, оборудованный крошечным монитором, впервые был выпущен фирмой Xerox в 1973 г. С тех пор дисплей стал стандартным дополнением к процессору. Для широкого круга пользователей компьютеры были недоступны до 1976 г. В 1974 г. в США сконструировали первый компьютер Apple. Машину оснастили цветным дисплеем, вместо которого возможно было использовать обычный телевизор.
Одним из последних достижений компьютерной мысли явилась разработка 1997 г., выполненная компанией Cell Computing. Компьютер стало возможно разместить в портмоне.
Компьютерные технологии с каждым днем находят все более широкое применение как в добывании информации через Интернет, так и в допечатных и печатных процессах. Электронные технологии пришли и в фотодело, где все больше распространяются цифровые фотокамеры.
Появление современной техники: компьютеров, аналоговых и цифровых средств связи, сканеров, различных видов выводных устройств и т.д., а также новых технологий полиграфического производства существенно изменило работу издательств и редакционных работников СМИ.
Линотипы, фотонаборное оборудование систем «Каскад» или «Квант», верстка вручную на монтажных станках и т.д. стремительно ушли в прошлое, хотя некоторые типографии до сих пор оснащены устаревшим оборудованием.
Работающие в отечественных типографиях высококлассные специалисты, к сожалению, не смогли, в силу объективных причин, вписаться в прогрессивный технологический процесс, а быстрый количественный рост изданий периодической печати, неминуемое сокращение сроков их подготовки, резкое снижение тиражей требовали быстрого освоения современного оборудования. Появилось новое поколение специалистов, отлично разбирающееся в электронной технике, но совершенно не знакомое с традиционной отечественной оформительской школой. Досадно видеть общее падение издательской культуры, а литературы, в которой бы совмещались знания специалистов «традиционной школы» с новыми принципами организации редакционно-издательского процесса, явно недостаточно.
Новые направления развития технических средств, оперативные и рентабельные формы и методы их организации позволяют повысить конкурентоспособность изданий. Сегодня оперативную информацию можно передать из любой точки планеты, воспользовавшись микрокомпьютером, подключенным к каналу связи. Для этого необходимо готовить новые технически грамотные кадры, способные обеспечить выживаемость своего издания в обостряющихся рыночных отношениях.
В эпоху информационного общества и глобализации мира традиционные СМИ размещают в Интернете параллельные версии своих изданий, в то же время создаются новые, существующие только в электронном виде. Все это требует новых знаний и умений.
И в то же время современный профессионал не может состояться без владения информацией о многовековых традициях издательского дела, многовековой его культуре и искусстве.