Глава 1. Понятие и признаки информации. Говоря об актуальности данной темы, следует отметить тот факт

Введение

Говоря об актуальности данной темы, следует отметить тот факт, что развитие информационных технологий и появление нового вида общественных отношений – отношений по передаче информации – заставляет задуматься над необходимостью правового регулирования соответствующих отношений. Изучение действующего законодательства, касающегося регулирования отношений, связанных, так или иначе, с информацией, приводит к выводу об отсутствии на сегодняшний день достаточно разработанной законодательной базы для регулирования отношений по обмену информацией и гражданско-правовой защите прав обладателей информации. Как известно, на сегодняшний день не развит гражданско-правовой институт, предметом которого бы являлись данные отношения. Наличие в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) упоминания об информации как объекте гражданских прав явно недостаточно. Большинство нормативных актов, являющихся источниками информационного права, в основном, носят публично-правовой характер. Большинство исследований ориентированы также на публично-правовой характер. Исходя из личной практики представляется возможным и, более того, необходимым исследовать отрасли частного права, ряд институтов которого посвящен преимущественно определению режима информации в различных ее формах. Более того, ряд исследователей придерживаются той точки зрения, что основным объектом правоотношений в информационной сфере и информационном праве является информация, которая находится в гражданском обороте. Таким образом, частноправовой, в том числе гражданско-правовой аспект информационного права играет чрезвычайно важную роль. Необходимо также отметить, что рассмотрение информации как объекта гражданских правоотношений способствует выработке общеправовых подходов к определению правового режима различных ее видов, тем самым способствуя дальнейшему становлению такой новой отрасли, как информационное право. Особенно важно то, что такой подход к информации помогает избежать одностороннего рассмотрения информационного права как исключительно публично-п[m3] равовой отрасли. Действующее информационное законодательство Российской Федерации представлено целым блоком нормативно-правовых актов самого различного уровня и юридической силы. Это международные договоры РФ, Конституция РФ, законы, подзаконные акты субъектов РФ, акты министерств и ведомств. Общее количество нормативных актов в той или иной мере затрагивающих вопросы информации исчисляется десятками тысяч. В качестве узкоспециализированных, фундаментальных источников в этой группе можно выделить законы Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене».

Действующее информационное законодательство Российской Федерации представлено целым блоком нормативно-правовых актов самого различного уровня и юридической силы. Это международные договоры РФ, Конституция РФ, законы, подзаконные акты субъектов РФ, акты министерств и ведомств. Общее количество нормативных актов в той или иной мере затрагивающих вопросы информации исчисляется десятками тысяч. В качестве узкоспециализированных, фундаментальных источников в этой группе можно выделить законы Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене». Прогрессивные для своего времени законы не только закрепили легальное определение базовых понятий информационного законодательства, но и установили многие принципиальные нормы, регулирующие оборот информационных ресурсов и защиты информации.

Большой объем актов правового регулирования и наличие основополагающих профильных нормативных актов, к сожалению, не означает совершенства действующего законодательства в этой сфере. Скорее наоборот, действующее информационное законодательство, а вместе с ним и отечественная доктринальная база, обнаруживают необходимость продолжения теоретических исследований и законотворческой работы.

Сегодня и законодательство, и наука не позволяют однозначно отграничивать информацию от других объектов права, определяя ее правовую природу, четко определить круг информационных правоотношений, однозначно определить субъектный состав и содержание информационных отношений и т.д.

Большинство нормативных актов, являющихся источниками информационного права, в основном, носят публично-правовой характер. Большинство исследований ориентированы также на публично-правовой характер. Исходя из личной практики представляется возможным и, более того, необходимым исследовать отрасли частного права, ряд институтов которого посвящен преимущественно определению режима информации в различных ее формах. Более того, ряд исследователей придерживаются той точки зрения, что основным объектом правоотношений в информационной сфере и информационном праве является информация, которая находится в гражданском обороте. Таким образом, частноправовой, в том числе гражданско-правовой аспект информационного права играет чрезвычайно важную роль. Необходимо также отметить, что рассмотрение информации как объекта гражданских правоотношений способствует выработке общеправовых подходов к определению правового режима различных ее видов, тем самым способствуя дальнейшему становлению такой новой отрасли, как информационное право. Особенно важно то, что такой подход к информации помогает избежать одностороннего рассмотрения информационного права как исключительно публично-правовой отрасли.

Глава 1. Понятие и признаки информации

На сегодняшний день известно множество различных определений понятия информации. Однако поскольку право является социальным регулятором, то не имеет смысла останавливаться на тех концепциях информации, которые отражают философский или естественнонаучный аспекты понятия информации. Юриста должен интересовать прежде всего аспект любого явления, связанный с тем, как это явление проявляет себя в отношении к человеку и обществу. Поэтому и категорию информации для целей гражданско-правового исследования следует рассмотреть именно сточки зрения того, чем она является в процессе человеческой жизнедеятельности. Очевидно, главенствующей, и наиболее соответствующей действительности, концепцией информации является та, которая видит сущность информации в результате отражения сознанием человека окружающей действительности и отождествляет информацию с образом, имеющим смысловое содержание и знаковую форму. Знаки лишь форма существования и средство передачи информации. Для человека имеет первостепенное значение именно смысл, содержание информации. Термин «знание» отражает наиболее, на наш взгляд, важный аспект этого содержания - прагматический. Действительно, для человека любая информация является, прежде всего, знанием, оцениваемым с точки зрения полезности в упомянутых приспособительных целях. В этом, как нам кажется, и состоит сущность информации.

Говоря об информации, необходимо иметь в виду еще два свойства, определяющие ее роль и значение в условиях общества с рыночной экономикой.

Во-первых, информация физически не может быть отчуждена от: ее производителя и от любого лица, в пользовании которого она оказалась. Любая информация несет в себе знания, которые по своей сущности неотчуждаемы. Лицо, владеющее ими, может передать знания другим лицам (на этом построена вся система обучения), продолжая оставаться их владельцем.

Во-вторых[m4] , информация обладает свойством обособляемости от ее производителя. Благодаря материальному носителю она становится товаром массового распространения и, соответственно, самостоятельным объектом права.

Законодатель подходит раздельно к определению правового положения информации, считающейся нематериальным (неимущественным) благом, и материальных носителей информации, относимых к имущественным ценностям. В отношении информации как понятия в целом он ограничивается молчанием, на материальные же носители распространяет положения Гражданского кодекса РФ, относящиеся к праву собственности. Согласно п. 2 ст. 4 Закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" правовой режим информационных ресурсов (материальных носителей информации) определяется нормами, устанавливающими право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах. Соответственно, информационные ресурсы, являющиеся собственностью организации, как сказано в п. 5 ст. 6 того же Закона, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством.

Не менее важной задачей гражданско-правовой науки сегодня является выявление признаков информации, отличающих и обособляющих ее от других объектов гражданских прав. Правовые свойства информации влекут за собой определенные последствия при обращении информации, они закрепляются в нормах права и реализуются в информационных правоотношениях. Более того, особенности информации как объекта гражданских прав обусловливают и специфику механизма правового регулирования отношений, возникающих по поводу информации, особенности ее правового режима. Существует несколько подходов к определению основных свойств информации как объекта гражданских прав. Принято выделять следующие признаки информации.

Она физически не может быть отчуждена от ее производителя или передающего субъекта. Исходя из этого при передаче информации от одного лица к другому процедура ее отчуждения опосредуется передачей прав на ее использование, и информация передается вместе с этими правами. При формулировании нормы, регулирующей процесс отчуждения информации, говорить не о процедуре отчуждения информации, а об отчуждении права на использование информации.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что информация является благом, обладающим в равной степени как свойствами, характерными для всех объектов гражданских прав, так и признаками, позволяющими говорить о необходимости формирования для нее собственного правового режима.

Под объектами гражданских прав понимаются те блага (как материальные, так и нематериальные), по поводу которых складываются гражданские правоотношения. Правовое регулирование объектов гражданских прав осуществляется подразделом 3 раздела 1 ГК РФ.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ выделяются следующие виды объектов гражданских прав:

1) имущество - вещи, включая деньги и ценные бумаги, а также имущественные права;

2) работы и услуги (действия);

3)информация с момента вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации исключается из перечня объектов гражданских прав. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), отнесена к объектам следующего вида, т.е. к интеллектуальной собственности;

4)результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); в охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);

5)нематериальные блага. Информация в соответствии Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Признаки информации, составляющей коммерческую тайну:

1)это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также о способах осуществления профессиональной деятельности, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2)отсутствует свободный доступ к информации на законном основании. Если информация становится общедоступной (например, опубликована), она теряет правовой режим тайны и может разглашаться любыми лицами, в том числе дававшими ранее обязательство о ее неразглашении;

3)обладателем информации в отношении нее введен режим коммерческой тайны, т.е. принимаются правовые, организационные, технические и иные меры по охране ее конфиденциальности.

Коммерческая тайна защищается гражданско-правовыми способами. В частности, предусмотрено взыскание убытков, причиненных незаконным получением, разглашением сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну.

Наши рекомендации