Вопрос. Эффективность построения организационной структуры
Рассмотрим основные принципы построения структуры управления [11, с155-157]
Демократический принцип управления предполагает правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, которые способствуют распределению стратегических и текущих задач В соответствии с этим принципом структуры управления необходимо но совершенствовать до такой стадии, при которой будет обеспечиваться принцип единоначалия и персональная ответственность за ведение справ.
Принцип системного подхода требует формирования совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования предприятия
Принцип управляемости предусматривает фиксированное соотношение количества руководителей и подчиненных При формировании аппарата управления необходимо стремиться к оптимальности этого соотношения Важно распределить управленческие решения я по уровням, которые должны предусматривать рациональную степень загрузки руководителя, принимающего решения Если загрузка руководителя превышает допустимые нормы, то резко снижается действенность и оперативнис во Управленииння.
Принцип соответствия субъекта и объекта управления предусматривает, что структура управления должна строиться, исходя из особенностей объекта управления Состав подразделений, характер взаимосвязей между ними определяется спецификой функционирования как отдельных х структурных звеньев, так и системы в цилому.
Принцип адаптации заключается в том, что к построению структуры управления предъявляются требования гибкости, адаптивности, способности быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды Важное значение приобретает совершен коналення информационного обеспечения управленческой деятельностиі.
Принцип специализации предусматривает обеспечение технологического разделения труда при формировании структурных подразделений
Принцип централизации означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяя характером операций, однородностью приемов и методов выполнения Принцип централизации требует с сокращение уровней управленияя.
Принцип профессиональной регламентации предусматривает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне таким образом, чтобы каждое звено работала на достижение конкретных целей и несла полную ответственность за качество выполнения своих оих функций Решающее значение приобретает распределение работ между специалистами, которые должны принимать решения на основе своей компетенции В связи с этим, проектировать структуру управления необходимо не абстр ктно, а с учетом деловых качеств руководителей и специалистов разных уровняів.
Принцип правовой регламентации предусматривает проектирование структуры управления таким образом, чтобы обеспечить соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих органов в части распределения обязанностей и ответственности Правовой аспект при формировании подразделений управления отображает условия и порядок функционирования данного подразделения, а также степень его значимости и самостоятельностиі.
Ниже приведены основные принципы формирования организационных структур управления1 Принцип единства цели.
2 Принцип первичности функций и вторичности структуры
3 Принцип функциональной замкнутости подразделений аппарата управления, который заключается в том, что круг задач для каждого структурного подразделения должно быть четко ориентировано на достижение цели управ ния в пределах конкретной функцииї.
4 Принцип простоты организационной структуры, который заключается в том, что чем проще и четче построенная структура управления, тем легче персоналу понять и приспособиться к определенной форме управления и активно участвовать в достижении цели предприятийа.
5 Принцип единоначальства, который заключается в том, что работник должен получать приказы только от одного начальника Это необходимое условие единства действий, координации усилий
6 Определение оптимальной нормы управляемости заключается в том, что количество подчиненных, подчиненных одному руководителю, должна быть ограниченной Норма управляемости определяется характером работы руководителя т и его отношениями с подчиненными Количество подчиненных должна быть меньше на высших уровнях управления и больше на низших уровнянях.
7 Установка оптимального соотношение централизованных и децентрализованных форм управления состоит в том, что уровень децентрализации должен определяться размерами предприятия, масштабами проектов в, однородностью работ, философией руководителей стратегического уровня, функциональной сферой деятельности тощо.
8 Принцип обратной связи, который предусматривает возможность осуществления постоянного контроля за результатами функционирования системы и создание условий для ее корректировки
Сформулированы принципы построения организационных структур управления взаимосвязаны и взаимообусловлены Каждый из них имеет самостоятельное значение, но только совместное их использование обеспечивает комплексный, н научный характер проектирования организационных структур управления производством.
В единой системе должны рассматриваться и различные методы фор-мирования организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы и должен применяться в органическом сочетании с другими.
Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой - насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.
Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, как правило, невозможно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надёжность аппарата управления; адаптивность и гибкость. При возникновении проблем необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отноше-нию к затратам на управление. Численность аппарата управление, должна быть объективно обоснованной для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
- Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет приципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).
- Разработка состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно - целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, рвспределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурые единицы (отделы,бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно- целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
- Регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.
Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы называется - органиграммами. Органиграммама представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммамы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разраб-ротку и принятие управленческих решений.