Комплекс внестудийных средств
Комплекс внестудийных средств — это совокупность звукового оборудования, предназначенного для подготовки и проведения передач и записей с места событий. К внестудийным средствам относятся стационарные и полустационарные трансляционные пункты, передвижные технические средства и переносное оборудование.
Стационарный трансляционный пункт — комплекс стационарного оборудования, установленного на внестудийном объекте — в театральных и концертных залах, стадионах и т.п. Такой пункт предназначен для проведения с этого объекта регулярных трансляций или записей. При трансляциях сигналы передаются в радиодом по радиорелейным линиям связи или специально проложенным кабелям.
Полустационарный трансляционный пункт представляет собой комплекс специально оборудованных помещений на внестудийном объекте без постоянно установленного оборудования, предназначенный для проведения с этого объекта нерегулярных трансляций при помощи передвижных и переносных средств.
Передвижные внестудийные средства размещаются преимущественно в специальном автотранспорте. Передвижная звуковая станция, или автозвуко- передвижка, — это комплекс звукового оборудования, размещенный в специальном автомобиле и предназначенный для художественной обработки фрагментов звуковых программ во внестудийных условиях, их записи на носитель или передачи в радиодом по линиям связи. Передвижная звуковая станция — это радиостудия на колесах. В ней имеется звукорежиссерский пульт, колонки и запас носителей (магнитная пленка, мини-диски и т.п.). Посредством длинных кабелей пульт соединяется с микрофонами, расставленными в зале либо на площадке, если речь идет о записи на открытом воздухе. Они предназначены в основном для проведения непосредственного вещания с места события в тех случаях, когда недостаточно телефонной связи или когда требуется высокое качество звука.
Телефонная связь в студии осуществляется следующим образом: телефон, присоединенный к аудиосистеме в студии радиовещания, позволяет сотрудникам, находящимся за пределами студии, и радиослушателям принимать участие в трансляции программ. Качество звука на телефонных линиях, как правило, ниже, чем у остальной аппаратуры, но зато телефонная связь дает возможность включать в программы оперативные корреспонденции с места события и самые оперативные новости. Диктор слушает абонента либо через наушники, либо через студийный репродуктор, а отвечает в микрофон.
Собеседник на другом конце пользуется обычным телефоном, но диктора слышит не через трубку, а через радиоприемник, так как сигнал со студийного микрофона передается на один канал микшера, а сигнал телефонного абонента — на другой. Оба сигнала обрабатываются по отдельности, потом сводятся на выходе микшерного пульта и вместе идут в эфир. На заре радиовещания в России был даже такой лозунг — «Вон из студии», который, возможно, стал одной из предпосылок появления прямых репортажей с мест. Автор этого лозунга, С. Лопашев, идеолог теории «телефонизма», утверждал, что радио — только техническая база.
На современном этапе некоторые крупные телефонные операторы могут предоставить возможность проведения телефонных опросов. Осуществляются они следующим образом. В эфире радиостанции объявляется вопрос с заранее заготовленными вариантами ответов. Для каждого варианта ответа называется телефонный номер, по которому надо звонить. Аппаратура телефонного оператора регистрирует количество телефонных звонков, поступивших на каждый из объявленных номеров за указанный промежуток времени. После чего эта информация в реальном времени предоставляется ведущему прямого эфира.
Интерактив в эфирной студии осуществляется не только посредством телефона. Существуют и другие технические возможности. Например, пейджер, подключенный к компьютеру, обладает едва ли не большими возможностями, чем телефон — очень уж сложно бывает дозвониться в студию во время эфира. Сообщения с пейджера выводятся на экран, и этот тип связи может оказаться гораздо более информативным, чем даже несколько телефонных линий. Человек перед отправкой текстового сообщения формулируют свою мысль обычно более кратко и сжато, чем во время речи. Телефонные же разговоры в прямом эфире, при безусловной своей живости и эмоциональной привлекательности, зачастую менее информативны, чем сообщения с пейджера. Поэтому телефонные линии и пейждинговая связь в студии являются взаимодополняющими каналами как наиболее массовые средства коммуникации. Также для обратной связи может быть использована электронная почта или ICQ.
Ключевые понятия
Радиодом — комплекс помещений, используемых в процессе производства радиопрограмм.
Радиостудия — звукоизолированное помещение в радиодоме, где происходит первичная запись звуковой информации.
Резонанс — это совпадение частоты собственных колебаний звуковых волн с частотой колебаний окружающего пространства.