Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объективная сторона преступления –использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Злоупотреблениеммогут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными,необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

Субъективная сторонавыражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект– специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

Превышение должностных полномочий (ст. 286

УК РФ)

Объективная сторона –совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочийследует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Субъективная сторона– прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

Субъект– должностное лицо.

Вопрос 17.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПЛАНИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА, РАЗВЯЗЫВАНИЕ ИЛИ ВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЙ ВОЙНЫ (ст. 353 УК РФ)

Преступления против мира и безопасности человечества являются так называемыми международными преступлениями. Правовой основой борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера являются двусторонние и многосторонние международные соглашения путем установления уголовно-правовых запретов о них в уголовном законодательстве конкретных государств.

Эти преступления делятся на две группы в зависимости от непосредственного объекта: 1)преступления против мира; 2)преступления против безопасности человечества.

К преступлениям против мира относятся:

– ст. 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;

– ст. 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;

– ст. 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;

– ст. 359 УК РФ. Наемничество.

Преступления против безопасности человечества:

– ст. 355 УК РФ. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения;

– ст. 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны;

– ст. 357 УК РФ. Геноцид;

– ст. 358 УК РФ. Экоцид.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ) Объективная сторона состоит:

в планировании агрессивной войны– разработка планов ведения боевых действий, расположения вооруженных сил, захвата объектов и т. д. на территории иностранного государства;

в подготовке агрессивной войны– совершение действий, которые направлены на обеспечение готовности к ведению агрессивной войны;

в развязывании агрессивной войны– начало действий по ее ведению.

Агрессиейявляется применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН, как это установлено в настоящем определении. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является свидетельством акта агрессии. Любое из следующих действий независимо от объявления войны будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:

– вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

– бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

– блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

– действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства. Субъективная сторонахарактеризуется прямым умыслом. Субъект преступления– лица, занимающие высшие государственные должности.

Часть 2 статьи устанавливает ответственность за ведение агрессивной войны, т. е. за непосредственное осуществление военных операций на территории иностранного государства.

Наши рекомендации