Этап: Перкуссия печени по методике М. Г. Курлова

Дисциплина: Пропедевтика внутренних болезней

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, клинические навыки студента по определению размеров печени

в соответствии с приведенными ниже критериями

№ ша- гов Критерии оценки шагов Превосходно* Приемлемо** Требует коррекции*** Неприемлемо****
1. Экзаменуемый садится справа от кушетки. Расположиться на личной дистанции от волонтера, установить визуальный контакт, поздороваться, представиться 7,5 5,0
2. Спросить разрешения на проведение перкуссиии печени. Попросить волонтера принять горизонтальное положение. 7,5 5,0
3. Комментирует свои действия понятным для волонтера языком; предупреждает о возможных болевых ощущениях перед проведением перкуссии печени . 7,5 5,0
Экзаменуемый умеет замечать эмоциональное напряжение, следит за тем, чтобы не утомлять волонтера; 7,5 5,0
Экзаменуемый определение размеров печени по Курлову начинает с определения верхней границы по правой срединно-ключичной линииметодом перкуссии. Для этого палец – плессиметр располагает параллельно ожидаемой границе и производит тихую перкуссию, начиная со 2-го или 3-его межреберья вниз до появления тупого звука, отмечает границу (ставит точку) по верхнему краю пальца-плессиметра, т.е. со стороны ясного звука. Верхняя граница абсолютной тупости печени находится на уровне 6 ребра. 7,5 5,0
По этой же правой срединно-ключичной линии производит определение нижней границы абсолютной тупости печени. Для этого палец-плессиметр ставит на уровне пупка параллельно ожидаемой границе и проводит тихую перкуссию по направлению кверху до получения притупленного звука. Отмечает границу (ставит точку) со стороны ясного звука. В норме нижняя граница печени по срединно-ключичной линии проходит по нижнему краю реберной дуги. 7,5 5,0
Далее переходит к определению нижней границы печени по передней срединной линии.Для этого палец-плессиметр ставит на уровне пупка параллельно ожидаемой границе и проводит тихую перкуссию по направлению кверху до появления притупленного звука. Отмечает границу (ставит точку) со стороны ясного звука, т.е. по нижнему краю пальца-плессиметра. В норме нижняя граница печени по передней срединной линии находится на границе верхней и средней трети расстояния между мечевидным отростком и пупком. 7,5 5,0
Для определения верхней границы печени по передней срединной линии проводит линию (или отпускает перпендикуляр) от точки верхней границы печени по срединно-ключичной линии до пересечения ее с передней срединной линией – это есть условная верхняя граница печени по Lin. mediana anterior. 7,5 5,0
Проводит определение границы печени по левой реберной дуге. Для этого палец-плессиметр ставит перпендикулярно левой реберной дуге на уровне 9 ребра (или уровень левой парастернальной линии) и проводит тихую перкуссию по направлению к грудине до появления притупленного звука. Отмечает границу (ставит точку) со стороны ясного звука, т.е. по наружному краю пальца-плессиметра. В норме нижний край печени в этом месте находится на уровне 7-8 ребра. Соединяет полученные точки верхней и нижней границы по срединно-ключичной линии – это большой размер печени; также, соединив точки верхней и нижней границы по передней срединной линии – определяет средний размер; точку границы по левой реберной дуге соединяет с верхней точкой границы по передней срединной линии и находит малый размер. 7,5 5,0
Измерение размеров по указанным линиям производит сантиметровой лентой, начиная с размера по срединно-ключичной линии и отмечает, что в норме он равен 9см (± 1-2см); далее - по передней срединной линии - 8см (± 1-2см) и, наконец, по левой реберной дуге - 7см. (1-2см)   7,5 5,0
   

Максимальный балл по этапу - 100. Время, отведенное на задание5 мин

Примечание:

* Поздоровался с волонтером, представился. Создал комфортную обстановку для волонтера и доверительные отношения. Объяснял волонтеру, что тот должен делать и свои действия, следил за эмоциональным состоянием волонтера. Абсолютно правильно и в полном объеме продемонстрировал технику и методику перкуссии печени по М.Г.Курлову. Сумел провести мануальный навык последовательно, поэтапно; комментировал проводимые манипуляции, демонстрируя речевую грамотность и логическую последовательность изложения и навык работы с волонтером (пациентом); показал знания дополнительной литературы; использовал научную терминологию; уложился по времени;

**Поздоровался с волонтером, представился, наладил контакт.Не достаточно полно, понятно объяснил волонтеру о тактике обследования, не всегда замечал эмоциональное напряжение у волонтера. Допускал незначительные погрешности при выполнении мануального навыка; комментировал проводимые манипуляции с элементами неуверенности; при использовании научной терминологии допускал неточности; демонстрировал навык работы с волонтером; уложился по времени;

***Поздоровался с волонтером, представился. Не объяснял волонтеру, что тот должен делать и свои действия; не следил за эмоциональным состоянием волонтера. Технику и методику аускультации продемонстрировал с ошибками, не сумел выполнить в полном объёме и последовательно манипуляцию; комментировал проводимые манипуляции с неточностями; непоследовательно; не использовал научную терминологию; не уложился по времени;

**** Не расположил к себе больного, бестактный технику и методику перкуссии печени по М.Г.Курлову не смог продемонстрировать, не знает методики его проведения; не комментирует этапы; показал полное незнание и непонимание учебного материала; отказывается от ответа; пользуется шпаргалкой.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры, протокол №3 от 17 октября 2014г

Заведующий кафедрой, профессор, д. м. н. Г. М. Есенжанова

Наши рекомендации