Этап: Перкуссия печени по методике М. Г. Курлова
Дисциплина: Пропедевтика внутренних болезней
Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, клинические навыки студента по определению размеров печени
в соответствии с приведенными ниже критериями
№ ша- гов | Критерии оценки шагов | Превосходно* | Приемлемо** | Требует коррекции*** | Неприемлемо**** |
1. | Экзаменуемый садится справа от кушетки. Расположиться на личной дистанции от волонтера, установить визуальный контакт, поздороваться, представиться | 7,5 | 5,0 | ||
2. | Спросить разрешения на проведение перкуссиии печени. Попросить волонтера принять горизонтальное положение. | 7,5 | 5,0 | ||
3. | Комментирует свои действия понятным для волонтера языком; предупреждает о возможных болевых ощущениях перед проведением перкуссии печени . | 7,5 | 5,0 | ||
Экзаменуемый умеет замечать эмоциональное напряжение, следит за тем, чтобы не утомлять волонтера; | 7,5 | 5,0 | |||
Экзаменуемый определение размеров печени по Курлову начинает с определения верхней границы по правой срединно-ключичной линииметодом перкуссии. Для этого палец – плессиметр располагает параллельно ожидаемой границе и производит тихую перкуссию, начиная со 2-го или 3-его межреберья вниз до появления тупого звука, отмечает границу (ставит точку) по верхнему краю пальца-плессиметра, т.е. со стороны ясного звука. Верхняя граница абсолютной тупости печени находится на уровне 6 ребра. | 7,5 | 5,0 | |||
По этой же правой срединно-ключичной линии производит определение нижней границы абсолютной тупости печени. Для этого палец-плессиметр ставит на уровне пупка параллельно ожидаемой границе и проводит тихую перкуссию по направлению кверху до получения притупленного звука. Отмечает границу (ставит точку) со стороны ясного звука. В норме нижняя граница печени по срединно-ключичной линии проходит по нижнему краю реберной дуги. | 7,5 | 5,0 | |||
Далее переходит к определению нижней границы печени по передней срединной линии.Для этого палец-плессиметр ставит на уровне пупка параллельно ожидаемой границе и проводит тихую перкуссию по направлению кверху до появления притупленного звука. Отмечает границу (ставит точку) со стороны ясного звука, т.е. по нижнему краю пальца-плессиметра. В норме нижняя граница печени по передней срединной линии находится на границе верхней и средней трети расстояния между мечевидным отростком и пупком. | 7,5 | 5,0 | |||
Для определения верхней границы печени по передней срединной линии проводит линию (или отпускает перпендикуляр) от точки верхней границы печени по срединно-ключичной линии до пересечения ее с передней срединной линией – это есть условная верхняя граница печени по Lin. mediana anterior. | 7,5 | 5,0 | |||
Проводит определение границы печени по левой реберной дуге. Для этого палец-плессиметр ставит перпендикулярно левой реберной дуге на уровне 9 ребра (или уровень левой парастернальной линии) и проводит тихую перкуссию по направлению к грудине до появления притупленного звука. Отмечает границу (ставит точку) со стороны ясного звука, т.е. по наружному краю пальца-плессиметра. В норме нижний край печени в этом месте находится на уровне 7-8 ребра. Соединяет полученные точки верхней и нижней границы по срединно-ключичной линии – это большой размер печени; также, соединив точки верхней и нижней границы по передней срединной линии – определяет средний размер; точку границы по левой реберной дуге соединяет с верхней точкой границы по передней срединной линии и находит малый размер. | 7,5 | 5,0 | |||
Измерение размеров по указанным линиям производит сантиметровой лентой, начиная с размера по срединно-ключичной линии и отмечает, что в норме он равен 9см (± 1-2см); далее - по передней срединной линии - 8см (± 1-2см) и, наконец, по левой реберной дуге - 7см. (1-2см) | 7,5 | 5,0 | |||
Максимальный балл по этапу - 100. Время, отведенное на задание – 5 мин
Примечание:
* Поздоровался с волонтером, представился. Создал комфортную обстановку для волонтера и доверительные отношения. Объяснял волонтеру, что тот должен делать и свои действия, следил за эмоциональным состоянием волонтера. Абсолютно правильно и в полном объеме продемонстрировал технику и методику перкуссии печени по М.Г.Курлову. Сумел провести мануальный навык последовательно, поэтапно; комментировал проводимые манипуляции, демонстрируя речевую грамотность и логическую последовательность изложения и навык работы с волонтером (пациентом); показал знания дополнительной литературы; использовал научную терминологию; уложился по времени;
**Поздоровался с волонтером, представился, наладил контакт.Не достаточно полно, понятно объяснил волонтеру о тактике обследования, не всегда замечал эмоциональное напряжение у волонтера. Допускал незначительные погрешности при выполнении мануального навыка; комментировал проводимые манипуляции с элементами неуверенности; при использовании научной терминологии допускал неточности; демонстрировал навык работы с волонтером; уложился по времени;
***Поздоровался с волонтером, представился. Не объяснял волонтеру, что тот должен делать и свои действия; не следил за эмоциональным состоянием волонтера. Технику и методику аускультации продемонстрировал с ошибками, не сумел выполнить в полном объёме и последовательно манипуляцию; комментировал проводимые манипуляции с неточностями; непоследовательно; не использовал научную терминологию; не уложился по времени;
**** Не расположил к себе больного, бестактный технику и методику перкуссии печени по М.Г.Курлову не смог продемонстрировать, не знает методики его проведения; не комментирует этапы; показал полное незнание и непонимание учебного материала; отказывается от ответа; пользуется шпаргалкой.
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры, протокол №3 от 17 октября 2014г
Заведующий кафедрой, профессор, д. м. н. Г. М. Есенжанова