Основные характеристики и источники власти

Лекция3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ ЛИДЕРА

Сущность и виды власти

Основные характеристики и источники власти

В главе 1 уже говорилось о том, что лидерство — это выражение отношений доминирования и подчинения, возникающих в любой группе в результате неравенства "вкладов" ее членов в общегрупповую деятельность. Когда указывается, что лидер доминирует над остальными членами группы, имеется в виду, что он обладает властью над ними[1].

Власть — способность и возможность навязывать другим свою волю, подчинять их себе и заставлять делать что-либо, даже если они изначально не хотят этого и оказывают сопротивление[2].

При анализе психологической сущности власти видно, что она:

• имеет социально-психологическую природу, не является личным свойством какого-нибудь человека, а возникает в отношениях между людьми и (или) группами;

• является одновременно причиной и следствием взаимозависимости между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется (чем больше зависимость, тем больше власть, и одновременно чем больше власть, тем больше зависимость);

• не охватывает всех причин поведения членов группы (не распространяется на личную жизнь и свободу);

• характеризуется асимметричностью влияния, его направленностью от того, кто использует власть, к тем, к кому она применяется;

• строится на основе определенных целей, прежде всего целей группы, а также личных целей лидера и последователей;

• ограничивает свободу не только того, к кому применяется, но и того, кто ее применяет;

• предполагает возможность определенной свободы действий, а также возможность сопротивления и даже неподчинения для того, к кому применяется;

• существует в потенциальной (как возможность использования) и актуальной (как реальное использование) формах;

• в иерархической структуре группы может осуществляться как "сверху вниз", так и "снизу вверх";

• требует веры тех, к кому она применяется, в способность носителя власти оказывать влияние на них самих, их потребности и интересы;

• направлена на поддержание и развитие структуры группы, организацию совместной деятельности членов группы и регулирование их взаимоотношений;

• не является абсолютной и неизменной, обусловлена личностными особенностями людей, вовлеченных в отношения власти, а также совокупностью конкретных обстоятельств, создающих эти отношения;

• приводит к изменениям на ситуативном (позволяет решать определенные задачи и изменяет взаимоотношения членов группы) и личностном уровне (изменяется отношение к себе, окружающим и миру; носитель власти получает возможность совершать поступки, которые были недопустимы для него раньше).

Власть становится не нужна, когда все члены группы принимают общегрупповую цель как личностно значимую, добровольно разделяют ответственность за ее достижение и стремятся максимально самореализоваться в процессе решения общегрупповых задач.

В целом можно говорить о том, что власть — социальный процесс, обеспечивающий реализацию определенных задач во взаимозависимых системах[3], в сущности, это один из механизмов достижения общегрупповых целей. Именно власть позволяет преобразовывать личные интересы членов группы в согласованные действия, направленные на достижение целей, важных для всей группы.

Власть дает возможность направлять чужую активность независимо оттого, на чем эта возможность основана. Однако и особенности возникающих отношений власти, и возможные результаты властного воздействия во многом обусловлены тем, что служит источником власти.

В 1959 г. Д. Френч и Б. Рейвен[4], опираясь на индивидуальные характеристики и тип отношений, которые существуют между теми, кто использует власть, и теми, к кому она применяется, выделили пять общих источников власти.

1. Закон — установленные в группе общепринятые правила, дающие члену группы право в зависимости от его позиции принимать решения и управлять другими членами группы.

2. Наказание — применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека в ответ на неповиновение, ошибку в действиях или некачественное выполнение поставленной задачи.

3. Вознаграждение — использование разных форм поощрения, одобрения за качественное выполнение поставленной задачи.

4. Пример — поступок или поведение в целом, служащее образцом для подражания.

5. Компетентность — высокий уровень способностей и навыков в какой-либо области.

Позже были выделены и другие источники власти. Так, Г. Юкл и К. Фальб[5], помимо выделенных Д. Френчем и Б. Рейвеном, описывают такие источники:

• информация — сведения о фактах, объектах, событиях, идеях, людях, позволяющие их обладателю принимать решения;

• убеждения — логические аргументы, которые человек, стремящийся к власти, использует для того, чтобы склонить других к своей точке зрения и заставить принять ее в качестве основы их поведения, тем самым подчинив их себе;

• харизма — эмоциональные способности человека, благодаря которым его оценивают как одаренного особыми качествами, исключительного и способного оказывать эффективное влияние на других.

В то же время Дж. Пфеффер называет помимо основных такие источники:

• информация;

• ресурсы — необходимые для какой-либо деятельности и достижения целей материальные и нематериальные средства;

• связи — контакты и знакомства со значимыми, влиятельными и потенциально полезными людьми[6].

Некоторые авторы разделяют источники власти на две группы: личностные (пример, компетентность, убеждения, харизма, информация) и структурно-ситуационные (закон, наказание, вознаграждение, ресурсы, связи)[7]. Однако представляется, что такое разделение в определенной степени условно. Так, информация становится личностным источником власти только в том случае, когда человек, который хочет использовать власть, находит эту информацию и способ се применения в своих целях. В ином случае информация, которая существует объективно и независимо от определенного человека, является содержательным компонентом коммуникативной структуры группы.

Наказание и вознаграждение нельзя рассматривать только как структурно-ситуативные источники власти. Одна и та же форма наказания или вознаграждения может стать источником и инструментом власти в зависимости от личностных особенностей того, кто применяет эту форму, и того, к кому она применяется. А ресурсы могут быть как структурно-ситуативными (сырье и материалы, рабочая сила, финансовые средства, оборудование и инструменты и т.п.), так и личностными (время, интеллект и т.п.) источниками власти. При этом информацию, связи, убеждения и харизму можно рассматривать как различные виды ресурсов (информация и связи — внешние ресурсы, убеждения и харизма — внутренние).

Наказание и вознаграждение также могут рассматриваться как единый источник власти, поскольку выступают двумя сторонами принуждения —непрямого растянутого опосредованного давления, направленного на то, чтобы навязать человеку действие вне зависимости от того, хочет он этого или нет. Принуждая человека (группу) к чему-либо, объясняют это необходимостью решить какую-либо важную задачу или преодолеть создавшиеся обстоятельства. Принуждение может осуществляться через негативную мотивацию (явную или скрытую угрозу применения силы) или через позитивную мотивацию (через формирование интереса). В нервом случае говорят о принуждении через наказание, во втором — о принуждении через вознаграждение.


Наши рекомендации