Организационный момент в аудитории
Вопрос подготовки аудитории, строго говоря, не дело самого оратора – это дело того, кто организует его выступление. Но сам выступающий заинтересован в том, чтобы обстановка в аудитории была наиболее благоприятной для него, поэтому о некоторых вещах неплохо заранее побеспокоиться – обговорить их с организатором или даже обеспечить самому.
Во-первых, в аудитории обязательно должен быть свежий воздух. Если душно – не начинайте, пока не проветрите, да-
же если придется для этого оторвать время от вашего выступления.
Позаботьтесь о приятном фоне. Самый благоприятный фон для публичного выступления – темно-синий занавес, по возможности из тяжелого материала, тяжелой ткани. Вообще на темном фоне выступать лучше, он способствует концентрации внимания слушателей на ораторе.
Позади вас должен быть минимум мебели, каких-либо других предметов. Если все-таки они в помещении есть, постарайтесь отойти от них как можно дальше. Не должно быть мебели и по бокам; лучше выдвигайтесь вперед по направлению к слушателям. Вы должны стоять перед ними в полном одиночестве – тогда все их внимание будет направлено на вас.
Ни в коем случае нельзя иметь за своей спиной что-либо движущееся – президиум, каких-либо посторонних людей или слушателей, и даже форточку, движущуюся в такт ветру. Ни в коем случае не стойте среди слушателей – стойте перед всеми слушателями.
Не рекомендуется выступать на фоне цветов, особенно красных – они отвлекают и возбуждают слушателей.
Желательно, чтобы слушатели сидели перед вами так, чтобы они не могли видеть входную дверь – опаздывающих, заглядывающих и т. д.
Перед началом выступления лучше не показываться публике. Если вам предложат сесть в президиум – тактично откажитесь. Не садитесь на виду у всех: как остроумно отмечал Д. Карнеги, «лучше появиться в виде нового экспоната, чем старого».
Не берите в свои руки организацию и управление, пока все не будет готово и вас не объявят – пусть обо всем заботится организатор. Оратор до объявления его выступления должен вести себя как посторонний; все для него должно быть подготовлено: «и лишь когда все готово – вы вступаете, и дело завертелось. К заминкам, томительному ожиданию вы отношения не имеете» (Е. Ф. Тарасов).
Взяв микрофон, не выпускайте его из рук. Если кто-либо из администрации пытается взять микрофон – деликатно не давайте, пусть он изложит вам суть дела, а вы решите, давать ему микрофон или нет. При этом никогда не объявляйте ничего за администрацию или организатора, даже если они вас об этом просят – в таком случае закончите свою мысль, а затем передайте им микрофон. Если вы объ-
явите обед и будут неувязки или вопросы, то все претензии будут к вам. Придется объяснять, что вы тут ни при чем и ваша репутация пострадает, вы вызовете раздражение слушателей.
Начиная выступление, ни в коем случае не демонстрируйте какого-либо недовольства – численностью собравшихся, подготовкой помещения, опаздывающими слушателями и т. д. Никогда не делайте замечаний аудитории в целом!
Никогда не начинайте с ходу – дайте аудитории хотя бы секунд тридцать, чтобы она вас рассмотрела, привыкла, составила впечатление. Помните, что первое впечатление формируется в течение 1–2 минут, дайте аудитории это время. Поправьте стул, трибуну, разложите записи, закройте или откройте форточку, поправьте или проверьте микрофон, подождите, пока стихнет шум, кивните кому-нибудь из аудитории (даже если вы никого и не знаете).
Пойдите навстречу интересам слушателей – если просят, выразите готовность работать без перерыва, закончить пораньше, отпустить кого-либо, кто спешит, раньше и т. д. Это всегда настраивает аудиторию в пользу оратора.
И еще один важный вопрос – как быть, если в помещении народу немного, но все сели в задние ряды, а передняя часть зала пуста? С такой проблемой ораторы сталкиваются очень часто, особенно в незнакомых и малознакомых аудиториях, при разнородном составе слушателей. Д. Карнеги рекомендует перед началом вашего выступления собрать всех слушателей вместе, пересадить всех вперед: «пустые кресла негативно действуют на слушателей, аудиторию не расшевелить, если она рассеяна по залу». Полностью соглашаясь с его оценкой рассеянной по залу аудитории, мы должны признать, что его требование мало выполнимо и, более того, с нашей точки зрения, нецелесообразно. Во-первых, это насилие над аудиторией, причем с самого начала это настроит аудиторию против оратора. Во-вторых, слушатели, особенно если они принадлежат к одному коллективу, могут иметь в зале свои излюбленные места, и воспримут попытку лишить их мест с большим неудовольствием, если не с враждебностью. В-третьих, это займет время. Но как же быть? Ведь пустые кресла действительно действуют на аудиторию негативно! Выход есть. Оратору лучше подойти к тем, кто сел вдали от него. Необходимо подойти к основной массе слушателей и начать выступление перед ними. Если при этом окажется, что несколько человек остаются сов-
сем в стороне, именно им можно предложить сменить свое место; при этом им придется перейти назад, а не вперед. Такой подход демонстрирует уважение оратора к слушателям: он идет на уступки им, а не требует уступок от них. Такой поступок усилит коммуникативную позицию оратора в данной аудитории, расположит аудиторию в его пользу.
Следите за освещенностью: свет должен быть направлен вам в лицо; оратор должен находиться в самом освещенном месте зала, так как аудитория хочет видеть мельчайшие подробности. Лучше всего стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибуной – слушатели, как правило, любят, когда оратор показывается во весь рост. Ф. Снелл указывал: «За то короткое время, пока вы стоите перед ними, люди захотят узнать о вас как можно больше». Д. Карнеги подчеркивал: "При выступлении не садитесь за стол. Люди хотят видеть нас во весь рост. Они будут даже вытягивать шеи, чтобы увидеть вас полностью»; надо дать им эту возможность.
Манера выступления
Общая манера вашего выступления имеет большое значение – она хорошо запоминается и может существенно повысить или понизить доверие аудитории к вам.
П. Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора – манера заставляет забыть о внешности, и в этом он, несомненно, прав. П. Сопер выделял пять основных, с его точки зрения, составляющих манеры выступления, которые позволяют расположить к себе слушателей: 1) уверенность в себе, 2) деловитость, 3) дружеское отношение к слушателям, 4) скромность, 5) подъем.
Прежде всего, укажем на то, чего нельзя допускать в манере выступления:
– оратор не должен выглядеть уставшим; спешащим; недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.); избыточно возбужденным, аффектированным (слушатели чувствуют неловкость за излишне возбужденного оратора);
— оратор не должен демонстрировать беспомощность; нерешительность;
— оратор ни в коем случае не должен извиняться перед
аудиторией за свою миссию («извините, что задерживаю вас», «потерпите, я скоро закончу» и т. д.).
Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям.
1. Энергичность изложения.
Все ваше выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации.
«Будьте энергичны, – советовал Д. Карнеги. – Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». «Ничем не умеряйте вашу энергию», – советовал он. О. Эраст отмечал, что на протяжении всего выступления оратор должен ощущать «усиленное целевое напряжение», которое и создает необходимый оратору динамический настрой.
2. Физическая бодрость, подвижность.
Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории.
3. Уверенный внешний вид.
Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и аудитория начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. «Имейте уверенный внешний вид – он действует на слушателей положительно», – призывал ораторов П. Сопер. Уверенный вид при выступлении принять не так трудно – прежде всего, необходимо выше держать подбородок и говорить как бы немного вверх (оптимальную высоту подъема подбородка можно выбрать, руководствуясь таким правилом: «смотрите на пересечение задней стены аудитории с потолком», этого будет вполне достаточно для демонстрации уверенности); стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям.
Д. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги... Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты».
4. Дружеский, интимный тон.
Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудитори-
ей надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере.
Необходимо всячески подчеркивать аудитории, что вы «свой»: установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность вашихинтересов, проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории.
Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами – это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».
5. Сосредоточенность на содержании.
В вашем выступлении должно ощущаться, что главная цель ваша – передать слушателям свое понимание проблемы, сообщить им некоторую важную для них информацию. Оратор должен сосредоточить все свои усилия именно на содержании, на смысле своего выступления. Форма при этом как бы отступает на второй план, она должна идти за содержанием, и слушатели должны ощущать это.
«Не беспокойтесь о том, как вы выглядите, позабудьте о личных ощущениях: сосредоточьтесь на одном – донести ваши мысли до слушателя» (П. Сопер).
Ф. Снелл: «Аудиторию можно сравнить лишь с голодными гостями, уставившимися на вас».
Сосредоточенность на содержании позволяет оратору повысить убедительность своего изложения.