Инструменты привлечения внимания
Процессы публичного выступления
Успешный оратор одновременно должен выполнять несколько процессов!!!
1. Думать что говоришь.
2. Четко и эмоционально произносить речь.
3. Жестами и мимикой сопровождать собственные высказывания.
4. Внимательно наблюдать за реакцией слушателей.
5. Реагировать на все происходящее.
Цели публичного выступления
Позиционирование – определение в сознании слушателей позиции выступающего.
Информирование – донесение до слушателей информации определенного содержания.
Мотивация – побуждение слушателей к выполнению определенных действий.
Внутренние циклы целей публичного выступления. Формируются внутри каждой подтемы выступления.
Аудитория
Слушатели – аудитория не имеющая четкого сформированного отношения к выступающему и теме выступления.
Сторонники – аудитория имеющая положительное личное отношение к выступающему и теме выступления.
Противники– аудитория имеющая отрицательное личное отношение к выступающему и теме выступления.
Содержание выступления
Варианты подготовки содержания публичного выступления:
□ Экспромт
Тезисы выступления
Стенограмма выступления
Схема презентационного выступления
□ Вступительная фраза (приветствие)
□ Представление
□ Тема презентации
□ Содержание презентации
□ История вопроса
□ Что предлагается
□ Почему предлагается
□ Как будет происходить
□ Заключительная фраза
Приемы и техники выступлений
«Роли» выступающего.
□ Мудрец
□ Трибун
□ Глашатай
□ Защитник
Внешний вид выступающего.
Межличностное пространство (позиция)
Расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений
□ Публичные;
□ Официальные;
□ Неофициальные;
□ Интимные.
Инструменты поддержания контакта с аудиторией
Движение
□ Движение тела
□ Жестикуляция
□ Мимика
Голос
□ Громкость
□ Тембр
□ Темп
Речь
□ Общая грамотность;
□ Слова паразиты («любимое» слово);
□ Сленг;
□ Общепринятые выражения.
Поза
□ Открытая
□ Закрытая
ВАЖНО! Невербальное общение с аудиторией.
Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.
1. Подтверждение и повторение. Невербальное поведение может подтверждать и повторять то, что было сказано словами. Например, если в ответ на выражение собеседником болезненных чувств, связанных с воспоминанием ситуации из прошлого, вы медленно кивая головой, с сопереживающим выражением лица говорите: “Я понимаю, как тяжело вам было в тот момент”, то тем самым невербально подтверждаете сообщение сочувствия и понимания.
2. Отрицание или запутывание. Невербальное поведение может отрицать или запутывать вербальное сообщение. Если Вы в ответ на обращённый к вам вопрос собеседника “Кажется, я задел вас своей критикой?” дрожащим голосом отвечаете, что не расстроены и при этом отводите взгляд, избегая визуального контакта, то ваше невербальное послание отрицает сказанное вами. Примером запутывания можно считать ситуацию, когда человек говорит, что он злится на кого-то, но при этом улыбается. В таком случае невербальная реакция запутывает другого. Улыбка в данной ситуации может означать “Я зол на тебя, но опасаюсь, что ты от меня отдалишься” или “Я зол, но мне очень некомфортно говорить об этом”.
3. Усиление и акцентирование. Невербальное поведение может усиливать и акцентировать сказанное, то есть увеличивать интенсивность сказанного и придавать ему ту или иную эмоциональную окраску. Например, если вы предлагает собеседнику обсудить какой-то вопрос с женой, он может ответить: “Я не могу даже представить себе этого”, закрывая при этом глаза руками. Или, например, если вы отказывает в совете собеседнику, пытающемуся в очередной раз переложить ответственность на ваши плечи, и при этом пристально смотрите на него хмурым взглядом, то тем самым вы даёте понять ему, что он решительно настроены, сердиты и готовы к конфронтации.
4. Контроль и регуляция. Невербальные послания часто используются для регуляции и контроля над тем, что происходит в процессе взаимодействия, для контроля над поведением другого. Например, нахмуренные брови одного из участников беседы могут служить для говорящего сообщением о том, что его мысль не вполне понятна, что он нуждается в пояснении. И, наоборот, кивки собеседника свидетельствуют о последовательном понимании речи другого. Таким образом, осуществляется регуляция темпа рассказа. А посредством отклонения тела собеседник может сообщить другому человеку о нежелании углубляться в какую-то тему, например в связи с тем, что он не знает, как реагировать и уровень тревоги становится слишком высоким.
Инструменты привлечения внимания
В качестве инструментов привлечения внимания могут быть использованы:
□ Голос;
□ Жесты;
□ Предметы
Голос.
Громкость, темп, содержание высказывания
Жесты
Классификация жестов
Выделяются следующие тональности общения:
□ возвышенная;
□ нейтральная;
□ нейтрально-обиходная;
□ фамильярная;
□ вульгарная.
Возвышенная тональность характеризуется торжественностью и аффективностью; к ней относят жесты, которые описываются в пособиях по ораторскому искусству и ритуальные жесты наподобие возложения руки на Библию или на Конституцию во время принесения присяги.
Нейтральной тональностью характеризуются жесты регулировщиков уличного движения или строителей, которые полностью лишены эмоциональности и несут ясное и недвусмысленное сообщение.
Жесты с нейтрально-обиходной тональностью применяются обычно для установления контакта: это, например, жест остановки машины или жест готовности отвечать у школьника.
Большинство жестов, используемых в непринужденной обстановке, имеют фамильярную тональность, как, например, похлопывание собеседника по плечу или по спине.
Несанкционированные обществом жесты относят к вульгарной тональности; они воспринимаются как грубость и не допускаются в приличном обществе, однако вполне приемлемы в непринужденной мужской беседе.
Следует учитывать, что один и тот же жест может использоваться в ситуациях разной тональности и приобретает при этом разные значения. Так, например, рука, вытянутая вперед ладонью вверх, в ораторской речи обозначает приглашение, а в известной бытовой ситуации— просьбу о милостыни.
Значение жеста во многом зависит от его конкретной «редакции» и ситуативного окружения. Например, указательный жест ладонью считается вежливым и даже приобретает оттенок учтивости, если он сопровождается легким поклоном и улыбкой. Однако тот же жест вытянутым указательным пальцем, да еще без наклона головы или иных смягчающих жестов, имеет грубый и даже несколько оскорбительный характер.
Предметы
Предметы используются как иллюстративный материал к выступлению.
Эффективно применение нескольких инструментов ОДНОВРЕМЕННО.