Расходы на подготовку и переподготовку кадров
База для начисления норматива | Предельный размер расходов, принимаемый при налогообложении | Основание |
Сумма расходов на оплату труда, включаемая в себестоимость продукции | 4% | Приказ Минфина РФ от 15.03.00 №26 |
— | Без ограничений | П.З ст.264 Налогового кодекса РФ |
Обучение выходит на одно из первых мест в перечне средств повышения конкурентоспособности работодателя.
Процесс обучения персонала начинается с определения потребности организации в обучении сотрудников (см. рис. с. 265 Одегов).
Характер и содержание потребности в обучении также определяется методом анализа исполнения работы, что позволяет оценить несоответствие между приемлемыми стандартами (качеством, количеством, соблюдением сроков) исполнения работы и соответствующими фактическими стандартами, а также определить причины этого несоответствия.
Аудитор знакомится с программами повышения квалификации фирмы и делает выводы относительно:
Ø • наличия потребностей в обучении работников, в том числе новых сотрудников, а также менеджеров;
Ø • постановки целей обучения, т.е. уточняются в наглядных и измеримых величинах прогнозируемые результаты обучения;
Ø • выбора методов и проведения собственно обучения;
Ø • изменения результатов до и после обучения и конечной
Ø оценки эффективности программы.
Посчитать издержки обучения несложно: они равны сумме прямых (материалы и зарплата преподавателей, стоимость потерянной продукции) и косвенных общефирменных затрат.
Большинство экспертов считают, что для оценки программы повышения квалификации следует использовать следующие обобщающие критерии:
• реакция участников — понравилась ли программа участникам, удовлетворены ли они ее содержанием и результатами;
• степень освоения знаний, навыков и умений, предложенных программой — в частности, по данным «входного» и «выходного» тестирования;
• уровень удачных изменений в поведении на работе, улучшения личного исполнения работы (сравнение оценок выполнения работы «до» и «после» учебной программы);
• влияние обучения на результат деятельности фирмы — текучесть кадров, производительность, объем продаж и т.п.
Эффективность мероприятий по развитию персоналаможно рассчитать по формуле:
Э = П – К * З,
где П — балансовая прибыль организации за отчетный период;
К — коэффициент эффективности;
3 — фактические затраты на развитие персонала в отчетном периоде.
Величина коэффициента эффективности определяется руководством, исходя из поставленных перед программами развития целями.
Информацию аудитор может получить от линейных менеджеров, их подчиненных, не участвовавших в программе и от лиц из внешнего окружения, испытавших на себе влияние программы, например, клиентов. На основании полученной информации аудитор может установить, направлено ли профессиональное совершенствование на обновление работопригодности, рост удовлетворенности трудом и производительности работников.
К методам оценки относятся:
• специальные записи;
• интервью;
• анкеты;
• тесты;
• оценочные матрицы.
Второй аспект развития должности в интересах работника — это его карьера (Карьера есть индивидуально осознанные изменения позиции и поведения, связанные с относящимся к работе опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека; поступательное изменение навыков, способностей и профессиональных возможностей, связанных с деятельностью).
Управление персоналом базируется на предположении, что фирма принимает на себя обязательства наиболее полно использовать возможности работников и предоставлять каждому из них шанс расти, наиболее полно самореализоваться, успешно продвигаться по служебной лестнице. Многие фирмы делают упор на планирование и развитие карьеры, т.е. работникам предоставляется возможность и оказывается содействие, которые позволяют им ставить реальные цели и достигать их в области карьеры.
Планирование карьерного развития особый вид практической деятельности субъекта управления, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение целей и стратегий, направленных на приобретение организацией устойчивого конкурентного преимущества в повышении конкурентоспособности персонала.
Для общей организации процесса планирования могут быть использованы три подхода:
• планирование «сверху вниз» — руководство организации устанавливает цели и разрабатывает планы по направлениям карьерного развития для субъектов различных уровней;
• планирование «снизу вверх» — субъекты первичного уровня управления карьерой вырабатывают собственные цели и планы, которые направляются субъекту вышестоящего уровня для утверждения;
• планирование «цели вниз — план вверх» — вышестоящее руководство исходя из возможностей организации определяет цели управления карьерой на внутреннем рынке труда, на достижение которых ориентированы планы субъектов первичного уровня управления и эти планы утверждаются руководством организации.
Все действия по укомплектованию персоналом (планирование, периодические оценки и т.п.) должны служить удовлетворению потребностей как организации, так и отдельных работников. Это выгодно как организации, с точки зрения улучшения выполнения работниками обязанностей, так и служащим за счет более полной, напряженной и интересной работы и возможности сделать карьеру.
Индивидуальность личности (ценности, мотивы и потребности) важный фактор выбора карьеры.
Аудитор проверяет, насколько предприятие осознает важность развития карьеры, предлагаются ли работникам разнообразные возможности, которые могут включать простые программы обучения или детализированные консультационные услуги для совершенствования индивидуальных планов продвижения по службе. Они (услуги) наиболее ценные в том случае, когда предлагаются регулярно, открыты для всех работников, модифицируются, если их оценка показывает, что необходимые изменения достижимы.
Общая цель этих программ — сочетание потребностей и целей работника с текущими или будущими возможностями продвижения, имеющимися на предприятии.
Аудит персонала направлен на поиск резервов системы карьерного роста, что может помочь работникам в определении их собственных потребностей к продвижению, подготовку информации о подходящих возможностях карьеры внутри предприятия при согласовании индивидуальных и корпоративных целей.
Нахождение таких резервов может уменьшить устаревание человеческих ресурсов, которое так дорого обходится предприятию.
Аудитор оценивает:
• степень информирования сотрудников о вакантных местах и о необходимой для этого квалификации;
• указана ли система, в соответствии с которой работники могут претендовать на эти места;
• оказывается ли помощь работникам в Планировании карьеры;
• имеется ли осмысленный диалог между работниками и их руководителями о целях этой карьеры.
Следует оценить проблемы развития карьеры по отдельным группам работников, например определить причины ранних затруднений, связанных с карьерой (молодые специалисты), проблемы, связанные с серединой карьеры или с ее завершением (предпенсионный период). В каждом из этих случаев аудитор ищет факторы риска социального характера и предлагает пути их снижения.
Количественную характеристику состояния работы с кадровым резервом могут дать следующие показатели:
- Эффективность подготовки руководителей внутри организации
Число ключевых должностей за период, занятых представителями резерва
Э под = Число освободившихся должностей за период
Текучесть резерва
Число резервистов, покинувших организацию в течение периода
Т рез = Среднее число резервистов за период
- Средний срок пребывания в резерве
Число лет пребывания в резерве до занятия должности
T рез. = Число лиц состава резерва, занявших должность
- Готовность резерва
Число ключевых должностей, имеющих преемников
Г рез. = Общее число ключевых должностей
Задача аудитора — нахождение «узких» мест в совмещении личных ожиданий в области своей карьеры с возможностями, доступными в данной организации. Для этого применяется двоякий подход:
• с одной стороны, оценивается процедура планирования карьеры в организации, предусматривает ли план продвижений средства для достижения желаемых результатов;
• с другой — выясняется, как учитываются желания и возможности самих работников в области обучения, тренингов и профессионального развития.
Следует отметить, что в практике кадровой работы преуспевающих фирм распространены различного вида консультации:
это и неформальное консультирование специалистами-кадровиками, и консультирование непосредственными руководителями, а зачастую и приглашение внешнего консультанта (в основном для составления личностного портрета работника). Аудитор дает оценку результативности такой помощи и предлагает пути ее совершенствования.