Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий

10. Инсталляция ПО - это форма современного искусства, пространственная композиция, созданная из различных элементов и являющая собой художественное целое.

Вывод: в данной работе я познакомиться с основными понятиями: ресурс, информационный ресурс, образовательный информационный ресурс, программное обеспечение ПК, инсталляция ПО.

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru Практическая работа №2

Тема работы: «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет».

Цель работы: познакомиться с понятиями лицензионные; свободно распространяемые программные продукты и организацией обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

Оборудование ПК.

Ход работы:

Программы по их юридическому и финансовому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные (shareware) и свобод­но распространяемые программы (freeware).

Программа - есть результат чьей-то интеллектуальной деятельности, и, соответственно, является интеллектуальной собственностью владельца.

Не бывает "нелицензионных" программ. Все программы лицензионные. Бывают контрафактные программы, т.е программы при использовании которых были нарушены условия лицензии. Наши правоохранительные органы интересует, как правило, факт оплаты программы.

Что грозит за нарушение Лицензии? Статья 146 УК (о нарушении авторских прав).

Лицензия - это электронное подтверждение правомочности использования данного программного продукта .

Некоторые фирмы-разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях их рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с ограниченным сроком действия (после истечения указанного срока программа перестает работать, если за нее не произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции).

Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести следующие:

ñ новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование);

ñ программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (это позволяет завоевать рынок);

ñ дополнения к ранее выпущенным программам, исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности;

ñ устаревшие версии программ;

ñ драйверы к новым устройствам или улучшенные драйверы к уже существующим.

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru Практические задания.

1. Какие программы называют лицензионными?

2. Какие программы называют условно бесплатными?

3. Какие программы называют свободно распространяемыми?

4. В чем состоит различие между лицензионными, условно-бесплатными и бесплатными программами?

5. Как можно зафиксировать свое авторское право на программный продукт?

6. Какие используются способы идентификации личности при предоставлении доступа к информации?

7. Почему компьютерное пиратство наносит ущерб обществу?

8. Какие существуют программные и аппаратные способы защиты информации?

9. Чем отличается простое копирование файлов от инсталляции программ?

10. Опишите процедуру обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

Вывод:

 
   
   
   

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru Практическая работа №3

Тема работы: «Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления».

Цель работы: получитьпрактические навыки представления чисел в различных системах счисления.

Задачи урока:

Ход работы:

1.Способ представления чисел с помощью цифровых знаков называется системой счисления.

Различают позиционные (10-я, 2-я, 8-я, 16-я) и непозиционные (римская) системы счисления. Позиционная СС отличается от непозиционной тем, что значения любой цифры, составляющей алфавит данной СС, определяется позицией, которую эта цифра занимает в записи числа.

Наиболее широко применяются десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная СС. Двоичное представление числа по сравнению с десятичными требует большего числа разрядов, примерно в 3,3 раза. Но, благодаря простате двоичной арифметики и возможности использования двух позиционных элементов, двоичная СС является в настоящее время основной системой, применяемой в ЭВМ для представления информации и для выполнения арифметических и логических операций.

Рассмотрим как они связаны между собой.

Правило 1.

Перевод целого числа из десятичной системы счисления в любую другую осуществляется его последовательным делением на основание новой системы счисления до тех пор пока не получится частное, меньшее основания. Число в новой системе счисления складывается из остатков от деления, записанных в обратном порядке, начиная с последнего частного.

Например:

48510=1111001012=1Е516=7458

                     
               
                   
                           
                           
                           
                           
                           
                             

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru Правило 2.

Перевод целого числа из любой системы счисления в десятичную осуществляется нахождением суммы произведения каждой значащей цифры числа на основание системы счисления из которой переводим в степени, равной позиции данной цифры в числе.

Например:

101112=1. 24+0. 23+1. 22+1. 21+1. 20=16+0+4+2+1=2310

Правило 3.

Перевод правильной дроби из десятичной системы счисления в другую осуществляется ее последовательным умножением на основание новой системы; при этом умножаются только дробные части. Дробь в новой системе счисления записывается в виде целых частей получающихся произведений, начиная с первого.

Процесс перевода дробей из одной СС в другую не всегда конечен, в этом случае можно найти три произведения и ответ записать в виде приближенного равенства. Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru

0,23
0,46
0,92
1,40

И так, 0,2310~0,0012 ; 0,2310~0,1658; 0,2310 ~0,3AE16

Правило 4.

Для перевода неправильной дроби из десятичной системы счисления в другую надо целую часть числа переводить согласно Правилу №1, а дробную часть – согласно Правилу №3.

Например:

10100,112 =1.24 + 0.23 +1.22 +0.21+0.20+1.2-1 +1.2-2= 16+4+0,5+0,25=20,7510

Правило 5.

Для перевода числа, представленного в виде правильной дроби, из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную надо находить сумму произведения каждой цифры дробной части на основание системы счисления, из которой переводим в степени –1, -2, -3 соответственно.

Например:

0,1011=1.2-1+0.2-2+1.2-3+1.2-4=0,687510

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru Правило 6.

Для перевода неправильной дроби из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную надо целую часть числа переводить согласно правилу №2, а дробную - №5.

Например:

1011,112=1.23+0.22+1.21+1.20+1.2-1+1.2-2=11,7510

Практические задания:

Используя правила, выполните перевод:

1) а10 — х2; х816

Вар.
а

2) а210

Вар.
а

3) а810

Вар.
а

4) а1610

Вар.
а А3 АВ F8 9A C4 2C 5A E3 D2 7F CF EF 6D

5) а210

Вар.
а 111,1 110,1 11,11 10,11 10,11 110,01 110,11 1,11 1,01 1,11 100,1 11,01 111,01 1001,1

Вывод:

 
   
   
   

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru Практическая работа №4

Тема работы: «Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели».

Цель работы: познакомиться с основными понятиями среды программирования, получить практические навыки тестирования готовой программы, проведения исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

Оборудование:

Ход работы:

Символы, воспринимаемые ЭВМ на языке Бейсик, могут быть подразделены на следующие группы:

а) прописные и строчные латинские буквы А, В,………….Z

а, b,…………...z

б) прописные и строчные русские буквы А, Б,……..Я

а, б,………я

в) цифры арабские 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

г) знаки арифметических операций

^ возведение в степень

* умножение

/ деление

+ сложение

- вычитание

\ целочисленное деление

д) знаки отношений

= равно <> не равно

< меньше <= меньше или равно

> больше >= больше или равно

е) знаки логических операций

AND (и), OR (или), NOT (не) и др.

ж) специальные символы .;:”’()[]!?%$ пробел и пр.

Константа - это величина, которая не изменяется в процессе выполнения задачи. Константы бывает трех типов:

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru Символьные константы - набор любых символов алфавита, заключенных в кавычки. Длина не более 255 символов.

Примеры: а) «УКНЦ»

б) «Решений нет»

в) «2000 год»

Числовые константы

Знак «+» перед числом не ставится, а целая часть при записи десятичных дробей отделяется точкой. Нулевую целую часть дробного числа можно опускать.

Пример:

Целые Действительные
.009
-362 .78

Числовые вещественные константы записываются в десятичном виде в фиксированной или плавающей формах.

Пример:

ñ фиксированная форма

5,171

731,1371

12,56

ñ плавающая форма

3,74Е05 (3,74*105)

1Е-03 (1*10-3)

При плавающей форме константы символ Е служит разделителем мантиссы и порядка.

В таком формате выводятся

Положительные числа: <0.01 и >1000000

Отрицательные числа: >-0,01 и <-1000000

Переменная – это величина, которая изменяет свое значение в процессе выполнения задачи.

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru

Числовая переменная в Бейсике обозначается любой буквой латинского алфавита или любой буквой, за который следует одна цифра.

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru Например:

F, MI, Y1, B3

Совокупность букв и цифр, обозначающих переменную, называют её именем.

Из всего имени для обозначения переменной в памяти компьютера используется только два первых символа.

Введём

ALPHA=10

AL=20

ALx1=30

AL1=40

Запросим значения переменных: AL, ALPHA, ALX1, AL1

? ALPHA |

? AL | Каждый раз получим число 40.

? ALX1 |

? a11 |

Служебные слова нельзя использовать в качестве имен. Тип переменной определяется типом принимаемых ею значений

Примеры

F, MI, Y1, B3, FUN

E(I), F(4,K), K$(L), Y1(I,J), M(5)

Первые пять примеров - имена простых переменных.

Последние пять – имена переменных с индексами (т.е. имена элементов массивов, в которых за именем в круглых скобках указывают один или два индекса).

Выражения бывают: Арифметические

Строковые

Логические

Арифметические выражения составляются из чисел и переменных с помощью знаков арифметических действий и круглых скобок, а также могут включать в себя стандартные функции Бейсика. Каждая функция обозначается соответствующим именем, за которым следует аргумент в круглых скобках.

Внутри скобок и в бесскобочных записях действий совпадает с общепринятыми: сначала вычисляются действия в скобках, затем стандартные функции, затем возведения в степень, потом умножения и деления и наконец, сложения и вычитания. Операции одного приоритета выполняются слева направо.

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru Перечень стандартных функций:

Название функции Обозначение
Синус х SIN(X)
Косинус х COS(X)
Тангенс х TAN(X)
Арктангенс х ATN(X)
Случайное число между 0 и 1 RND(X)
Абсолютное значение х ABS(X)
Целая часть х INT(X)
Натуральный логарифм х LOG(X)
Экспонента х EXP(X)
Квадратный корень х SQR(X)
Остаток от деления х на у X MOD Y

arcctg x = pi/2-arctg x

arcsin x = arctg(x/ Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru )

arccos x = pi/2-arctg(x/ Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru )

lg x = ln x/ln 10

Аргумент X может быть переменная A, B. Тригонометрические функции вычисляются для аргументов, выраженных в радианах.

Аргумент функции RND не используется и может быть любым числом.

Примеры записи арифметических выражений с функциями:

Обычная запись Запись на Бейсик
Ax2+bx+c A*X^2+B*X+C
A1(x2+14, 3y1) A(I)*(X^2+14.3*Y(I))
3x Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru 3*X(X/2)
Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru (-B-SQR(B^2-4*A*C))/(2*A)
аrctg(3x-2 Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru ) ATN(3*X-2*EXP(ABS(X-1,8)))

Строковыми выражениями являются строковые константы, переменные и функции. О последнем речь пойдет дальше. Выполняя над строковыми выражениями операцию сложения (+), или присоединения мы снова получаем строковые выражение.

Наряду с арифметическими выражениями, значениями которых являются десятичные числа, в языке Бейсик используются также логические выражения.

Логические выражения представляют собой два арифметических выражения или два символьных выражения, соединенных между собой одной из операцией отношения: =, <, <=, >, >=, <>.

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru Такой вид логических выражений называют простым условием.

Примеры:

X ≥ 0 X>=0

ax2=bx+c A*X^2=B*X+C

lnx<2 Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru x LOG(X)<2*SIN(X)^2

A$=”поверхность”

“Стол”=”стол”

Сравнение символьных выражений происходит посимвольно слева направо.

Простое выражение отношения может принимать только два значения TRUE – истина или FALSE – ложь. При этом если соответствующее отношение выполняется, то его значение будет TRUE, в противном случае – FALSE. Используются выражения отношения в операторах IF (если) в качестве проверяемых условий для организации разветвлений при вычислениях.

Используя простые выражения отношения с помощью логических операций, получают выражения отношения более общего вида.

Такой вид логического выражения называют составным условием.

Примеры:

1) x принадлежит [0,10] X<=10 AND X>=0

2) x не принадлежит [0,10] X<0 OR X>10

Порядок выполнения операций: скобки, NOT, AND, OR

Задание: 1. Даны текущие значения переменных: X=2, Y=3, A=5

Определить истинность условий (т.е. определить значение логического выражения)

а) X<=2 в) A+X^2=Y^2

б) X*Y>X^Y г) INT(Y/X)=Y*X

2. Определить истинность условий:

а) “Звук”=”звук”

б) “улица Калинина”=”ул. Калинина”

3. Вычислить следующие выражения при a=true и b=false

а) A OR B AND A б) (A OR B) AND NOT A

в) NOR A AND B г) NOT (A AND B)

Образовательный информационный ресурс- это базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий - student2.ru ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ

Программа линейного вычислительного процесса представляет собой совокупность операторов ввода, присваивания, печати. Нумерация программных строк определяет последовательность их выполнения. Заканчивается программа оператором END.

Наши рекомендации