Три волны технологических изменений Тофлера

Первая волна это начавшаяся много лет назад и давно завершившаяся аграрная революция, приведшая к переходу человечества к новым общественным отношениям, покончившая с собирательством и сформировавшая первые цивилизации, известные историкам.

Вторая волна это начавшаяся примерно 300 лет назад индустриальная революция, основанная на фабричном производстве, ознаменовавшаяся становлением известных нам форм общественного устройства. Именно с ней связано появление тоталитарных режимов. Они были порождены индустриальным обществом, с его бюрократизмом, гигантоманией, стандартизацией. Гигантские фабрики способствовали росту бюрократизма в обществе, требовали усиления регулирующей роли государства, которое должно было теперь все более тщательно следить за послушанием многомиллионных масс рабочих, занятых изматывающим монотонным трудом.

Третья, постиндустриальная революция разворачивается на наших глазах и связаны с развитием высоких технологий, которые несут человеку свободу. Слишком мощные и разветвленные бюрократические пирамиды стали неэффективны в условиях распространения постиндустриальных и информационных технологий

«Самое сильное в этом отношении влияние средства массовой информации оказывали тогда, когда было всего лишь несколько каналов, когда было мало различных широковещательных кампаний, и поэтому у зрителей и слушателей было мало возможностей выбора. Но в будущем нас ожидает прямо противоположная ситуация. В то время как содержание каждой отдельной программы может быть хорошим или плохим, самое важное в новом «содержании» - это огромное разнообразие» с. 414 Метамарфозы власти. М., 2001.

БЖЕЗИНСКИЙ

БЖЕЗИНСКИЙ (Brzezinski) Збигнев (род. 1928, Варшава) – амер. социолог, политолог и государственный деятель (с 1938 живет в США). В осн. труде "Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру" (1970) Бжезинский констатирует, что человечество вступает в новый этап развития, определяемый не социальными революциями, а научно-техническим прогрессом. Этот качественный скачок происходит эволюционно с низшей стадии – аграрной – через промышленную в "технотронную эру", где решающая роль переходит к автоматам, компьютерам и кибернетическим системам, а главной и решающей силой становится наука. Это общество будет характеризоваться, по его мнению, не только качественно новым уровнем производства, но и новой психологией и новой культурой.

В мире останется главное противоречие между развитыми и неразвитыми странами, причем последним следует оказывать необходимую посильную помощь государствам, наиболее приблизившимся к "технотронной эре", ради создания единого мирового сообщества, навсегда избавленного от конфликтов и антагонизмов

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Е. МАСУДА

Ёнэдзи (Енадзе) Масуда (1905–1995) – японский социолог и футуролог, один из авторов концепции информационного общества. В 1972 представил "План для информационного общества – национальная цель к 2000", который позже был расширен и вышел в виде книги "Информационное общество как постиндустриальное общество" (1980).

Согласно Е. Масуде, ведущее место в структуре информационного общества будет принадлежать недифференцированным в классовом отношении так называемым информационным сообществам, в которых системообразующим элементом выступает новый тип человека, названный им "homo intelligens" («человеком знающим» или "понимающим"). С точки зрения сторонников теории информационного общества, информационный подход становится решающим и в плане понимания самого человека, который уже трактуется не иначе как субъект информационного процесса, как творец и носитель информации и знания.

В информационном обществе, согласно Масуде, происходят интеллектуализация и информатизация производства и всего общества в целом. Происходящие в этом обществе технические изменения и вызываемые ими социально-экономические сдвиги непременно, по мнению Масуды, приводят к повышению качества жизни настолько, что более уже не приходится говорить о существовании такого традиционного социального зла как бедность и нищета, а другое зло – безработица – просто трансформируется в "обеспеченный досуг". В результате этого социальная структура информационного общества становится недифференцированной (однородной) в классовом отношении, поэтому все классовые антагонизмы и социальные конфликты канут в вечность

МАРШАЛ МАКЛЮЭН

Маршалл Маклюэн — один из самых выдающихся теоретиков XX в. в области культуры и коммуникаций.

Он сам был превосходным изобретательным коммуникатором, легко умевшим наводить мосты между наукой и массовой культурой. Результаты его деятельности в торонтском Центре культуры и технологии принесли ему научную славу и сделали его в 1960-х гг. одной из знаковых фигур поп-культуры.

Его работы, посвященные взаимосвязям культуры и коммуникаций, оказали значительное влияние на рекламную деятельность; в двух его самых известных книгах «The Mechanical Bride» («Механическая невеста») и «Culture is Our Business»(«Культура — наш бизнес») основное внимание уделялось вопросам рекламной индустрии. Его работы оказывали и продолжают оказывать значительное влияние на ход дискуссий по проблемам глобализации

Глобальная деревня

М. Маклюэн приобрел известность благодаря двум своим выражениям: «глобальная деревня», подразумевающего растущую тенденцию к общемировой культурной конвергенции, и «носитель информации является посланием (сообщением)», учитывающего влияние технологии на коммуникации.

Он стремился к распространению заложенных в них идей различными способами. Его книги часто являются практическим выражением мысли о том, что «носитель информации является посланием»; иллюстрации, фотографии и необычные схемы подачи материалов дополняются в них высказываниями психологов, социологов и таких писателей, как Джеймс Джойс и Томас Элиот. Критики утверждали, что его работы не отличаются новизной и что их основные темы уже были разработаны другими авторами.

Основные даты жизни

· родился 21 июля 1911 г. в Эдмонтоне, провинция Альберта;

· учился в Университете Манитобы (степени бакалавра и магистра); получил степень доктора в Кембридже;

· в 1939 г. женился на Коринне Льюис;

· в 1946 г. начал преподавать в Торонтском университете, где в 1952 г. получил должность профессора;

· в 1953-1955 гг. был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся Фондом Форда;

· в 1963 г. основал Центр культуры и технологии при Торонтском университете;

· в 1977 г. сыграл самого себя в фильме Вуди Аллена «Annie Hall»;

· скончался 31 декабря 1980 г.

Основные работы

• Впервые имя М. Маклюэна получило известность после выхода в свет в 1951 г. книги «The Mechanical Bride», посвященной американской рекламной индустрии.

• Затем он заинтересовался влиянием новых технологий на медиа-средства; результатом этого увлечения стало появление в 1962 г. книги «The Gutenberg Galaxy» («Галактика Гутенберга»).

• Международную известность принесла ему публикация книги «Understanding Media» («Понимание медиа») (1964)

• Свыше дюжины книг и сотни статей М. Маклюэна были посвящены вопросам технологии («War and Peace in the Global Village» («Война и мир в глобальной деревне»)), искусства («Through the Vanishing Point» («Через нулевую отметку»)) и рекламы («Culture is Our Business» («Наш бизнес — культура»)).

• В России переведены и изданы две книги:

• Маклюен М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека. Москва-Жуковский. 2003.

• Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культурой. Киев, 2003.

Основные темы

• Первая посвящена рассмотрению концепции искусства как процесса познания, имеющего отношение к символическим средствам, которые присутствуют в различных визуальных обращениях — от произведений искусства до рекламы.

• Вторая тема связана с использованием технологий как способа расширения возможностей человека; ее суть состоит в том, что содержание любого послания неизбежно испытывает на себе влияние технологии, использованной для его распространения.

• Третья тема определяется убежденностью М. Маклюэна в том, что процесс человеческого развития прошел через две эпохи, примитивную и индустриальную, или «типографскую», и вошел в третью — технологическую.

Наши рекомендации