Коммерческое применение Internet
До недавнего времени Сеть рассматривалась исключительно как глобальное средство информации. В последние 2—3 года возможности Internet, связанные прежде всего с появлением сервиса WWW, создали благоприятную почву для ведения бизнеса в Сети. Реальность такова, что любая компания или бизнесмен могут рассматривать Сеть в качестве средства для реализации коммерческих целей. Организация виртуального (электронного) магазина для проведения коммерции через Internet становится все более насущной потребностью для большинства фирм.
Internet открывает доселе никому неведомые возможности ведения бизнеса. Любой деловой человек должен понять, что только тот, кто может наиболее полно и качественно использовать потенциал Internet, имеет шанс значительного улучшения своих конкурентных позиций.
Уже сейчас Сеть активно используется многими компаниями как оперативное средство связи. Причем речь идет как о коммутации внутри одной корпорации (допустим, между разными службами или отделами), так и об обмене информацией между разными фирмами, связанными партнерскими отношениями, выступая' в роли заказчика и поставщика. Подобное применение Internet, чаще всего в этом случае речь идет об использовании электронной почты, позволяет оптимизировать информационные потоки и непосредственно ускорить и сделать более качественным процесс ведения самого бизнеса. Другая активно применяемая модель бизнеса в Сети связана с использованием Internet как средства массовой информации для распространения сведений как о самой фирме, так и о ее продукции и услугах, или, проще говоря, для рекламы, а также в качестве инструмента маркетингового исследования.
Число хостов в Сети составляет сейчас более 5 миллионов и растет во всех регионах (Северная Америка, Европа, Азия и др.) с приблизительно одинаковой скоростью 90-130% в год. В 1998 году в Сети действовало около 400 тыс. активных сайтов, в 1999 году их было уже 850 тыс., а к 2002 году прогнозируется более 2 млн. активных сайтов.
Общий оборот индустрии Интернет в 2004 году, по оценкам, должен составить более 7 трлн. долл. К тому времени в Сети будет функционировать около 10.000 крупных коммерческих проектов, включая онлайновые биржи, а также значительное число фирм, специализирующихся на обслуживании и технической поддержке порталов.
В разных странах Интернет развивается неравномерно, поэтому количественные показатели часто несравнимы. В качестве примера возьмем показатели США как страны с наиболее развитой Интернет-индустрией.
Количество рабочих мест в США, непосредственно связанных с организацией и поддержкой Интернет-сайтов, в течение 1999 года увеличилось на 36% и достигает в настоящее время 2,5 млн. Особенно быстро появляются новые рабочие места в инфраструктуре Сети, где рост составил 48%. За тот же период общие доходы рынка Интернет в США возросли на 62%, достигнув 524 млрд. долл. в год. Доходы от Интернет продолжают расти и в 2000 году составят 850 млрд. долл. В 2003 году интрасети на основе Интернет-технологий будут использоваться в 80% американских предприятий. В частном секторе около 37% абонентов будут подключаться к Сети, пользуясь новыми скоростными технологиями, такими как кабельные модемы (14%), линии XDSL и IDSL (20%) и гибридные спутниковые каналы (3%).
Количество пользователей Интернет
В мире сейчас насчитывается 250-300 млн. пользователей Сети. По прогнозам аналитиков, в 2003 году их будет порядка 500-600 млн., а в 2005 году - более 800 млн. человек.
Уровень развития Интернет в каждой стране тесно связан с ее общим уровнем инфраструктуры телекоммуникаций и компьютеризации. Неудивительно поэтому, что наиболее развитой страной в этом смысле является в настоящее время США. Более 65% американцев старше 12 лет имеют доступ к Интернет, а половина из них каждый день выходят в Сеть и проводят в ней не менее часа.
Количество европейских пользователей Сети пока меньше, но быстро растет. Доступ в Интернет сейчас имеют около 34% населения Европы, а к 2004 году эта цифра составит уже 79%. Здесь по числу пользователей лидирует Англия, имеющая 6,4 млн. семей, подключенных к Интернет, что составляет около 27% населения страны. На втором месте находится Германия с 7,1 млн. семей (20,7% населения), а на третьем - Франция, где подключены около 3 млн. семей (12,1% населения). За один только 1999 год количество пользователей во Франции, подключенных к "Всемирной паутине", выросло на 47%, в Германии - на 22% и в Англии - на 33%. Всего в этих странах подключились около 9 млн. человек.
Активно развивается также азиатский рынок Интернет. В частности, число пользователей Интернет в Японии выросло на 10 млн. в прошлом году, и сегодня их насчитывается более 27 млн. По мнению аналитиков, в 2005 году их количество достигнет 76 млн. человек. К Сети подключены также около 78% японских предприятий. Широкое распространение получил Интернет в Гонконге, здесь подключены к Сети более 1,8 млн. человек, что составляет 37% населения от 12 до 60 лет. За последний год число пользователей здесь возросло на 39%. Около 6 - 10 млн. пользователей Сети живут в Китае, а к 2003 году их будет уже около 21 млн. человек. К 2003 году существенно увеличится и армия индийских пользователей, достигнув численности в 9 млн. человек. Годовые темпы прироста количества пользователей в Китае и Индии превышают 100% в год.
Общее число пользователей Сети за полгода (с июля по декабрь) 1999 года выросло на 17%. За этот период столь же существенно возрос трафик на сайтах : в среднем, на 38% - на спортивных сайтах, на 34% - на технических, на 32% - на финансовых, на 25% - на новостных, на 20% - на порталах.
Продажи через Интернет
Если на начальном этапе своего развития Интернет служил лишь для общения и распространения некоммерческой информации, сегодня уже очевидно, что сетевые технологии могут успешно использоваться и в коммерческих целях. Как показывает статистика, в 1999 году около 600 тыс. фирм продавали свои товары и услуги через Интернет, что на 65% больше, чем в 1998 году.
Первыми в Сети несколько лет назад появились розничные электронные магазины типа B2C (business-to-customers), нацеленные на конечного потребителя. Затем быстро стали развиваться сайты B2B (business-to-business), предназначенные для корпоративных покупателей. В настоящее время объемы заказов на покупку через Интернет уже значительны и растут стремительными темпами.
К настоящему моменту около 40% всех Интернет-пользователей (более 100 млн. человек) совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. В 1999 году объем розничных продаж в Сети составил около 40-50 млрд. долл. Сейчас наибольший прирост имеет категория сайтов розничной продажи в Интернет (52% за полгода). Увеличивается также доля пользователей, посещающих эти сайты (в первой половине 1999 года - 31%, во второй - 41%).
В 2000 году клиентами электронных магазинов, по прогнозам, станут около 75% всех постоянных пользователей. Покупки в Сети будут делать около 28,4 млн. семей, из них 11 млн. - впервые. Общие доходы электронной коммерции, с учетом корпоративных продаж, достигнут 130 млрд. долл., что составит около 0,4% от всех мировых продаж (31 трлн. долл.). Данному росту, помимо увеличения числа пользователей Сети, будет способствовать и появление большого количества новых Интернет-магазинов.
К 2002 году более 70% компаний из списка Fortune будут использовать Интернет в своем бизнесе. Объем электронных сделок при этом составит 300-500 млрд. долл., а доля корпоративного сектора вырастет до 70-80%. Сегодня доля малого бизнеса в доходах электронной коммерции составляет около 20%. Ожидается, что к 2003 году она возрастет до 27%.
Прогнозы различных компаний на 2004-2005 годы, несмотря на заметные расхождения, указывают на мощные темпы роста электронной коммерции (от 60% до 150% в год). Годовой объем продаж в сети к тому времени обещает достигнуть 1,5 - 7 трлн. долл. Таким образом, доля электронного сектора в экономике может составить 5 - 10%. Вероятно, около половины этого объема сделок будет заключаться в США, а вторым по величине станет азиатский рынок. С небольшим отрывом за ним будет следовать европейская электронная коммерция, главным образом Германия, Англия и Франция. На порядок меньшим останется пока объем южноамериканского, африканского и ближневосточного рынков. Особенно быстрые темпы развития прогнозируются в корпоративном секторе, который к 2005 году будет давать более 90% всех электронных доходов. Объем продаж потребительских товаров в Сети через 5 лет может достигнуть 600-800 млрд долл.
Факторы развития
Несмотря на высокий темп роста доходов, рынок электронной коммерции нельзя назвать устойчивым. В то время, как одни фирмы получают здесь гигантские доходы, другие вынуждены пересматривать свои бизнес-планы для поддержания хотя бы минимальной прибыльности. Для создания и ввода в действие электронного магазина, в отличие от традиционной формы, требуется всего несколько недель, поэтому соблазн выхода в этот сектор крайне велик. Тем не менее, для успеха на новом рынке требуется правильное построение стратегии бизнеса в каждом конкретном его сегменте.
Одним из относительно надежных путей выхода на онлайновый рынок является развитие нового направления бизнеса в уже существующей, хорошо зарекомендовавшей себя компании. По такому пути успешно продвигаются, например, гиганты Dell, Deutsche Bank, Sony, Wal-Mart и Barnes&Noble. Стимулирующими факторами для таких компаний являются расширение рынка за счет удаленных пользователей, а также снижение накладных расходов на прием и обработку заказа за счет полной автоматизации данных процессов в электронных магазинах. В частности, среднюю стоимость обработки одной банковской транзакции удается снизить с 1 доллара до 1 цента, то есть в 100 раз. Считается, что, используя Интернет-технологии, традиционные компании могут сократить издержки на 5-10%, что означает увеличение прибыли на 50-100%. Поэтому компании и заинтересованы в организации электронных продаж и привлечении к ним пользователей. Например, одна из последних моделей автомобиля "Форд" продается только по Сети в целях повышения популярности именно электронного способа покупки и привлечения к нему клиентов.
Однако, возможна и принципиально другая схема построения бизнеса. Аналитики отмечают, что появление Интернет-технологий маркетинга товаров и онлайновых услуг может постепенно привести к разделению функций производства и продажи между различными компаниями. Уже сейчас многие производители заключают контракты на поставку своих товаров с компаниями, применяющими новые технологии продвижения и продажи товаров, в том числе с помощью Интернет-магазинов.
Вместе с тем, на электронном рынке набирает силу тенденция к объединению компаний и их поглощению друг другом, подобно тому, как это происходило недавно в компьютерной и автомобильной промышленности. Любой рынок на начальном этапе своего развития представляет собой множество мелких компаний. Более удачливые постепенно поглощают конкурентов и захватывают новые высоты. К таким фирмам можно отнести Yahoo, Microsoft, Gateway, Amazon и т.д. Ресурсы поглощенных фирм при этом не исчезают, а преображаются и интегрируются в более успешную модель.
Типы покупок
В данной таблице приведено процентное соотношение Интернет-покупателей различных товаров и услуг.
Товар, услуга | Доля |
Книги | 37-42% |
Музыка и диски | 20-38% |
Чаты | 37% |
Программное обеспечение | 29% |
Туристические услуги | 28% |
Одежда | 17-27% |
Подарки | 24% |
Банковские операции | 20% |
Компьютерные компоненты | 17% |
Хозтовары | 16% |
Операции с ценными бумагами | 8% |
Исследования показывают, что интерес к различным Интернет-проектам имеет региональную специфику. Так, например, в Европе, Южной Африке и Бразилии процветают онлайн-банки, а латиноамериканцы чаще других ищут в Сети музыку. Самыми доходными категориями товаров в прошлом году были аппаратное и программное обеспечение, путешествия и финансовые услуги, обеспечившие около 70% прибыли.
Кроме того, различны покупки, сделанные мужчинами и женщинами. Женщины интересуются в Сети в основном информацией о косметике и медицинских средствах и гораздо меньше - о книгах, автомобилях, путешествиях, программном обеспечении и музыке.
На отдельные категории товаров в Сети спрос резко повышается. В частности, онлайновые продажи автомобилей в США и Канаде выросли за 1999 год в 24 раза, косметических и гигиенических средств - в 8 раз, игрушек - в 5 раз. Аналитики полагают, что крайне перспективной является также онлайновая торговля книгами, музыкой и видео. Темпы ее развития вскоре могут поставить под угрозу существование традиционных магазинов, способных потерять рынки сбыта. В частности, доход от продажи музыки в сети в 1999 году составил 170 млн. долл. и может достигнуть 5 млрд. долл. в 2005 году. Уже к концу 2000 года более 10% продажи компьютеров, книг, музыки и видео в Северной Америке будут онлайновыми.
Ниже мы приводим данные о некоторых активно развивающихся категориях онлайновых товаров.
Рынок автомобилей
Маркетинговые исследования показывают, что 40-55% покупателей новых автомобилей используют в процессе покупки информацию из Интернет. Их число, по прогнозам, вырастет к 2003 году до 80%. В частности, сайт www.gmbuypower.com, на котором можно получить информацию и приобрести автомобили General Motors, посещают 650 тыс. человек в месяц. Ожидается, что в течение 2000 года поток посетителей увеличится в 10-15 раз. Это позволит дополнительно продать 50-100 тыс. автомобилей. Для развития электронного направления своего бизнеса General Motors вступила недавно в альянс с компанией America Online. Аналогичное сотрудничество осуществляют концерн Ford и электронная компания Yahoo.
Пока нельзя сказать, что рынок автомобилей в Интернет развит или стабилен. Когда речь идет о таких дорогостоящих покупках, пользователи уделяют больше внимания вопросам гарантии и безопасности. Не более 4% из получивших информацию об автомобиле в Сети совершают покупку именно электронным путем.
Тем не менее, электронный вариант развивается крайне активно и, по прогнозам некоторых экспертов, к 2005 году может захватить до 50% всего автомобильного рынка.
Рынок туризма
Электронный рынок туризма развивается быстрыми темпами. В 1998 году покупателями туристических путевок и услуг стали около 13,5 млн. человек, а в 1999 году их количество выросло вдвое, до 27 млн. человек.
Туристические услуги относятся к категории достаточно дорогих товаров. Каждый онлайновый турист тратит на покупку путевок в среднем 2,5 тыс. долл. в год.
Книги
Онлайновая торговля книгами уже сейчас представляет собой существенную часть книжного рынка. Если в 1998 году электронная продажа книг составила 1,8% от общей продажи, то в 1999 году она поднялась до 5,4%. По традиционным каналам торговли книгами (крупные сети магазинов, независимые магазины, книжные клубы) зарегистрировано сокращение продажи на 2-5%. И хотя 95% книг все еще покупаются традиционным способом, аналитики считают, что этот процент будет быстро сокращаться с ростом числа пользователей Сети.
Кроме возможности заказать книгу, не выходя из дома, электронные магазины предоставляют совершенно новые услуги. В частности, уже не является редкостью магазин, где любую книгу можно просмотреть в Интернет и даже скопировать страницы в графическом формате. Кроме того, "электронная" книга может быть заказана и доставлена в течение нескольких минут. В связи с этим, онлайновая продажа составляет очень серьезную конкуренцию традиционным книготорговцам, и в первую очередь мелким магазинам. В частности, в США с 1994 года закрылись около 45% мелких магазинов.
Единственным спасением для традиционных торговцев является выход на электронный рынок. Так, компания Barnes & Noble создала и развивает свой сайт Barnesandnoble.com, а независимые продавцы организовали сайт Booksense.com, который объединил мелкие Интернет-магазины.
Набирает обороты и российский электронный рынок книг. В 1999 году его 95% контролировал магазин "оЗОН" с оборотом в 350 тыс. долл. В 2000 году ожидается резкий рост общих доходов рынка до 2,5 млн. долл., при этом доля оЗОНа упадет до 75% в связи с деятельностью конкурентов Bolero и Boomerang.