И критериев оптимальности тлк
Наименование: | ||
Подсистемы стратегического управления ТЛК | Критерия оптимальности (нормы, Нормативы) | Нормообразующие параметры |
Внешняя среда | 1. Качество транспортного обслуживания. 2. Регулярность доставки грузов. 3. Тариф на транспортные услуги. 4. Сохранность перевозимого груза и др. | -Спрос на грузовые перевозки. -Параметры работы фидерного транспорта. - Параметры графика движения поездов. - Ценовые параметры и др. |
Целевая | 1. Время доставки груза. 2. Перерабатывающая способность ТЛК. 3. Тариф (себестоимость). | Объем грузовой работы. Размер инвестиций. |
Функционально-управляющая | Качество управленческих решений | - |
Обеспечивающая | 1. Перерабатывающая способность ЛТЦ. 2. Время нахождения транспортных средств в ЗЛТЦ. 3. Себестоимость переработки грузов в ЗЛТЦ. 4. Перерабатывающая способность грузового фронта. 5. Затраты электроэнергии. 6. Затраты топлива. 7. Количество работников. 8. Фондоемкость. 9. Отношение прибыли к стоимости основных фондов ЗЛТЦ. | Размер резерва ЛТЦ. Количество ПРМ. Количество внутрискладских ПРМ. Площадь склада. Ширина склада. Количество ярусов хранения груза. Время работы ЗЛТЦ в течение суток. |
|
|
Понятие нормы - это мера того, что должно быть. Применяемые экономические и технико-экономические нормы - это меры, имеющие числовые значения, которые используются для изучения и применения в практике хозяйствования объективных экономических законов.
Нормативное управление должно состоять в том, что устанавливается норма, с помощью которой осуществляется воздействие на объект управления (транспортную систему) с целью изменения фактического состояния и проверяется результат этого воздействия путем сопоставления существующего с должным.
В условиях командно-административной системы управления экономикой, действовавшей ранее, принцип обязательности выполнения нормы - директивы был доведен до абсурда. В условиях дефицита не уделялось должного внимания действительно универсальной измерительной функции норм, что привело к дискредитации нормативного метода.
Формирование нормативной базы, должно позволить рационально использовать производственные мощности, людские и энергетические ресурсы, обеспечить принятие экономически обоснованных решений по оздоровлению убыточных станций и терминалов (ГС и ГТ).
При построении экономико-математической модели определения нормативов функционирования ТЛК прежде всего следует учитывать требования, которые предъявляются в настоящее время к качеству транспортного обслуживания грузовладельцев и качеству работы самих транспортных предприятий, в том числе, железнодорожным.
Качество работы ТЛК и качество транспортного обслуживания грузовладельцев зависит от производительной силы или перерабатывающей способности отдельных звеньев ЛТЦ и ТЛК целом. В работе производительной силой системы называется “ способность вырабатывать определенное количество продукции (работ, услуг) при заданном уровне качества в единицу времени (год, квартал, месяц, сутки и др.) и сохранение системой свойства стабильно воспроизводить и развиваться. Предполагается, что производство материальных благ и услуг осуществляется ритмично”.
Учитывая функции и структуру ТЛК, в качестве производительной силы будем рассматривать суммарную перерабатывающую способность совокупности ЛТЦ, входящих в состав комплекса.
Таким образом, качество работы ТЛК характеризуется производительностью и производственной мощностью основных фондов, временем простоя транспортных средств и грузов, а также рациональным использованием ресурсов.
Качество транспортного обслуживания, предоставляемого грузовладельцам, в свою очередь характеризуется достаточной перерабатывающей способностью всех элементов ТЛК; регулярностью выполнения услуг, которая обеспечивает реализацию принципа “Доставка груза точно в срок”; приемлемым (сбалансированным) уровнем тарифа и обеспечением сохранности перевозимого груза.
Качество услуги и качество работы ТЛК соотносятся между собой как норма и нормативы, то есть количественные характеристики работы отдельных подсистем (нормативы) являются поэлементными составляющими критериев, описывающих функционирование ТЛК в целом. Например, нормативы времени нахождения грузов в отдельных звеньях ЛТЦ являются составляющими срока доставки груза и т.д.
Очевидно, что при увеличении удельного веса научно-обоснованных и количественно выраженных нормативов повышается эффективность функционирования всех уровней управления ТЛК.
Учитывая необходимость декомпозиции понятия “качество”, наличие нескольких подсистем, обеспечивающих функционирование ТЛК, для построения адекватной экономико-математической модели определения нормативов необходимо применять принципы многоуровневого и многокритериального подхода.
В этом случае появляется возможность рационального сочетания необходимости учета множества факторов, включаемых в модели и эффективного алгоритма принятия оптимального решения по ней.
Для построения модели необходимо ввести понятие “нормообразующий параметр”. Это такой параметр, варьируя которым можно обеспечить достижение экстремальных или необходимых значений нормативов и норм, выступающих в данном случае в роли критериев оптимальности. В качестве нормообразующих параметров могут выступать : объем работы, количество ПРМ, параметры склада, время работы звеньев ЛТЦ в течение суток, размер выделяемых инвестиций на развитие ТЛК и другие. Характеристика нормообразующих параметров и критериев оптимальности ТЛК приведена в таблице 7.5.