Формирование интеллектуальных умений как основа успешности в обучении
Новые ситуации в обществе и экономике требуют специалиста, сочетающего в себе способность к интеллектуальной и практической деятельности.
Успешность самостоятельной учебной работы каждого студента во многом зависит от уровня сформированности его интеллектуальных умений к выполнению основных видов мышления, которым надо специально учиться:
Анализ – это мысленное расчленение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, а также установление связей и отношений между ними.
Синтез – мысленное соединение в единые целые части системы или ее признаков, полученных в результате анализа.
Абстрагирование – мыслительное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных.
Аналогия- мыслительная операция, при которой подбирается подобие, прототип.
Дедукция - мыслительная операция, предполагающая развитие рассуждения от общих закономерностей к частным фактам.
Индукция- мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов.
Обобщение – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.
Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Конкретизация – операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого предмета.
Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место.
Моделирование - теоретический метод исследования, предполагающий построение модели объекта исследования.
Чаще всего формирование и развитие интеллектуальных умений происходит в процессе решения задач и рассмотрения проблемных ситуаций по принципу «от простого – к сложному». Поэтому возьмите за правило – не уклоняться от трудных заданий и вопросов, тренировать свои мыслительные способности так же, как тренируют спортсмены свои мышцы, волю и выносливость.
5 КАК НЕ ЗАСНУТЬ НА ЛЕКЦИИ… ИЛИ СЛУШАЯ, УСЛЫШАТЬ
Слушание и запись лекций - сложные виды учебной работы; и надо немало потрудиться, чтобы овладеть ими. В процессе слушания вы должны разобраться в том, что излагает лектор; обдумать сказанное им; связать новое с тем, что тебе уже известно по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных книг и журналов. То, что действительно внимательно прослушано, продумано и записано на лекциях, становится вашим достоянием, составляет ваш образовательный фонд.
Лекция(от лат. lectio - чтение) – это систематическое, последовательное устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, методов науки.
Умение слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Эффективной работе во время лекции студентам во многом способствуют такие качества как сосредоточенность, внимание, вдумчивость, умение перерабатывать и быстро записывать текст. Однако для достижения успеха этого мало.
Непреодолимую преграду для понимания содержания лекции могут создать пропущенные лекции и занятия, небрежное отношение к прослушанным ранее лекциям, низкий уровень знаний. Вот почему целесообразность подготовки к каждой новой лекции (работа по конспекту предыдущей лекции и просмотровое чтение соответствующего материала по учебной книге) не вызывает сомнений.
Кроме этого, нужно стремиться к расширению словарного запаса и активному использованию слов на практике, повышению культуры речи. Пополнить лексический запас можно, обращаясь к различным словарям (толковому, лингвистическому, иностранных слов и др.) и энциклопедическим изданиям.
Очень важно научиться правильно слушать лекцию, для этого:
- слушая лекции, надо стремиться понять цель изложения, уловить ход мыслей лектора;
- внимание человека очень неустойчиво - требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным; систематически контролируйте себя, не отвлекайтесь на мешающие факторы, так как время лекции они снижают ваше внимание и качество восприятия информации;
- учитесь думать вместе с преподавателем - собственная мысль возникает при контакте с мыслью другого человека;
- обязательно сопровождайте лекцию записями в тетради, которые прочитывайте в тот же день.
КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ
За время учебы в колледже вы должны будете прочитать много учебников, статей, книг и другой необходимой для будущего специалиста литературы на родном и иностранном языках. В связи с этим перед студентами стоит большая и важная задача - в совершенстве овладеть рациональными приемами работы с текстовыми материалами.
По степени проникновения в содержание различают чтение:
-просмотровое- обычно предшествует изучающему и ознакомительному. Используется в тех случаях, когда необходимо познакомиться с содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При просмотровом чтении обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения;
-ознакомительное (выборочное) чтение используется для выяснения определенных вопросов из нескольких источников, а также для сравнения и сопоставления извлеченной информации, выработки своей собственной точки зрения по данному вопросу;
-изучающее чтение является активным видом чтения, когда вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию и нацелено на усвоение главной мысли текста, его цели; на понимание логики доказательств; на поиск ответов на поставленные перед вами вопросы. Данный вид чтения требует последовательности в изучении материала - по параграфам, главам, частям; побуждает к составлению собственного мнения о тексте; формирует умение критически воспринимать информацию.
Педагогической наукой выработан ряд требований для работы с книгой, соблюдение которых поможет каждому студенту взять из книг самое ценное и стать широко образованным и культурным человеком:
- приступая к работе над книгой, следует сначала ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей;
- после этого следует переходить к внимательному чтению - штудированию материала по главам, разделам, параграфам. Это самая важная часть работы по овладению книжным материалом. Читать следует про себя. (При этом читающий меньше устает, усваивает материал примерно на 25% быстрее, по сравнению с чтением вслух, имеет возможность уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его);
- изучая книгу, надо обращать внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.
При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.
- надо стремиться выработать у себя не только сознательное, но и беглое чтение. Обучаясь быстрому чтению (самостоятельно или на специальных курсах), вы можете прочитывать до 50-60 страниц в час и даже более! Одновременно вы приобретете способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста.
- запись изучаемого - лучшая опора памяти при работе с книгой (тем более научной). Читая книгу, следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты.