Статистические модели потребления благ. Коэффициенты эластичности потребления по доходу
Целью функционирования производственных систем является производство материальных благ, которые потребляются сразу после их производства или поступают в запасы, чтобы потребляться в будущем.
Все виды потребления (использования) материальных благ можно разбить на две большие группы: производственное и непроизводственное потребление. Производственное потребление связано с использованием материальных благ в процессе производства в виде сырья, основных фондов и т. д. Непроизводственное потребление - это удовлетворение потребностей людей (как отдельных лиц, так и общества в целом), т. е. это прежде товары народного потребления. потребность в них в значительной мере определяет структуру и объем производства в целом.
Коэффициент эластичности потребления показывает, на сколько процентов изменяется потребление данного товара при изменении на один процент значения влияющего на него фактора. Наибольшее распространение при эконометрическом анализе потребления получили коэффициенты эластичности потребления по доходу и цене.
Для опред-я коэф-та эластич-ти для аналитических функций:
где у– потребление; х – доход; dу – абсолютное изменение потребления; dх – абсолютное изменение дохода.
Эмпирические коэффициенты эластичности рассчитываются по рядам статистических данных по формуле:
В моделях спроса основными экзогенными факторами обычно являются доходы потребителей S и цены товаров p. Наиболее простые-статистические модели этого типа для отдельного товара строятся по инф-ии, полученной для фикчированного момента времени в виде ф-ии(дважды непрерывно дифференцируемой).
При формировании статических моделей спроса часто либо доход, либо цены считают неизменными. Рассмотрим случай, когда доход фиксированный.
Для большинства товаров величина спроса уменьшается с ростом их цен
Для случая фиксированного дохода. Возникают и аномалии, когда с повышением общего уровня цен спрос на относительно дешевые товары даже при растущих ценах на них увеличивается (т.н. «парадокс гиффена). Пример товара гиффена: при росте общего уровня цен потребление (спрос) картофеля увеличивается несмотря на рост цен него. В частности покупается меньше мяса и покупается больше картофеля. По этому примеру можно сказать, что «эффект дохода от изменения цены перевешивается действием эффекта замещения»
Для большинства благ эластичности спроса по их ценам ;
Для товаров гиффена коэффициенты эластичностей будут положительными.
Случай: цены неизменны. С ростом дохода растет и спрос растет и на большинство благ. След-но EsDi>0, . По величине можно выделить три группы товаров: первой необх., второй необх. и роскоши. Спрос на товары 1 с ростом дохода постепенно замедляется и имеет предел насыщения. Спрос на товары группы 2 появл. только с определ. уровня дохода и также имеет предел насыщения, но более высокий. Спрос на товары группы 3 обусловлен получением большого дохода и предела не имеет. В более сложных моделях учитывают также цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага. Коэфф . перекрестной эласт. .
Данные показатели положительны для взаимозамен-х благ: рост цены на товар или услугу j вызывает повыш-е спроса на товар i. Для взаимодополняющих благ имеент место обратная зависимость.: с ростом цены на товар j падает спрос i. коэф-ты перекрестной эдастичности для таких товаров отрицательны. Пример: взаимозам-бензин аи92 и бензин аи95; взаимодополн.тов:бензин и авто.
Теория потребления, предложенная Дж.М.Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода. Она основана на следующих предпосылках:
- уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: C = C (Yd), и эта зависимость положительная, т.е. с ростом располагаемого дохода потребление растет, однако
- в экономике действует психологический закон, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход». Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения: Yd = С + S, то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения.
Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume – mpc) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу (1):
, очевидно, что 0 < mpc < 1. (1)
Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save – mps) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу (2):
(0< mps<1) (2)
Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1 (3):
(3)
Часть потребления не зависит от величины располагаемого дохода и называется автономным потреблением – С.
Таким образом, кейнсианская функция потребления имеет вид (4):
(4)
или
С = а + b(Y-Т), где
С – потребительские расходы;
а – автономное потребление, его величина не зависит от изменения текущего располагаемого дохода;
b – предельная склонность к потреблению; Y – доход; Т – налоговые платежи;
(Y-Т) = Yd – располагаемый доход (доход после уплаты налогов).
Т = t´Y, где t – налоговая ставка. Поэтому функцию потребления можно записать так (5):
С = а + b(Y - t´Y) С = а + b(1 - t)´Y (5)
На рисунок1 (а) представлен график функции потребления Кейнса.