Отношения потребления материальных благ.

Причём, определяющим видом отношений в рамках производственных отношений являются отношения собственности, именно они задают специфику других видов отношений. Именно по отношению собственности и выделяются данные классы в обществе.

По Марксу производственные отношения и производительные силы соответствуют друг другу и некая единая социальная система, которая характеризуется определённым типом производительных сил и соответствующими им производственными отношениями, определяется Марксом и Энгельсом, как общественно-экономическая формация (ОЭФ).

По Марксу выделяются следующие ОЭФ:

1. Первобытно-общинная ОЭФ. В ней доминирует первобытный способ производства.

2. Рабовладельческая ОЭФ. В ней доминирует рабовладельческий способ производства.

3. Феодальная ОЭФ. В ней доминирует феодальный способ производства.

4. Капиталистическая ОЭФ. В ней доминирует капиталистический способ производства.

5. Коммунистическая ОЭФ. В ней доминирует коммунистический способ производства.

Рассмотрим логику исторического развития по Марксу. Маркс считает, что главным источником общественного развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Их противоречие снимается при переходе к новой ОЭФ, некоторое время это противоречие существует в не развитом виде, но и на новом этапе общественного развития оно вновь неизбежно возникает. При этом само это противоречие в социально-политической плоскости переходит в форму классового противоречия. Если мы будем говорить о рабовладельческом способе производства (первой антагонистической ОЭФ), то мы сможем выделить основное противоречие этой системы, как противоречие между рабами и рабовладельцами. Это противоречие снимается при переходе к феодальной ОЭФ, где в свою очередь возникает противоречие между феодалами и зависимыми крестьянами, а следующий переход, т.е. переход к капиталистической ОЭФ, где уже возникает новое противоречие между буржуа и пролетариями. Именно капиталистическому способу производства посвящены основные работы классиков марксизма. Именно анализ капиталистической системе и необходимость перехода к новой коммунистической системе составил основной пафос марксизма-ленинизма.

В чём же заключается основная проблема капитализма по Марксу?

Карл Генрихович, анализируя капитализм, говорит о том, что основными классами здесь являются пролетарии (наёмные рабочие) и капиталисты. Наёмные рабочие – собственники своей рабочей силы, капиталисты – собственники средств производства. Соответственно, чтобы происходил производственный процесс, чтобы соединялись рабочая сила, и средства производства применяется экономический способ принуждения, для этого и существуют рынки труда, где капиталисты покупают рабочую силу пролетариев. При этом возникает весьма интересная система. Дело в том, что капиталисты, как собственники средств производства являются главными организаторами производственного процесса в капиталистическом обществе и эта их роль закрепляется на политическом уровне. Капиталистическое общество характеризуется господством класса капиталистов. При этом обнаруживается фундаментальное противоречие капитализма, которое Маркс называет противоречием между общественным характером производства и частнокапиталистическим характером присвоения, суть которого заключается в следующем. Капиталист как организатор производственного процесса распоряжается остаточным доходом. От него (т.е. остаточное дохода) возмещает издержки производства (траты на амортизацию, на новое сырьё и на рабочую силу). При этом обнаруживается, что капиталист ведёт себя очень странно, т.е. присваивает большую часть прибыли себе, а меньшую долю отдаёт рабочему, который фактически осуществляет производственный процесс. Маркс говорит о том, что происходит эксплуатация наёмных рабочих капиталистами. И основное положение марксистской теории – это положение о прибавочной стоимости. Карл Маркс говорит, что рабочий производит благ существенно больше, чем он находит соответствующее возмещение виде заработной платы. Фактически рабочий из восьми часов работы на капиталиста, за 4 часа возмещает расходы на собственную рабочую силу, а ещё 4 часа он работает на капиталиста бесплатно. И этой прибавочной стоимостью полностью распоряжается капиталист. Такая вот логика капиталистического способа производства.

И вот поэтому, с точки зрения справедливости необходимо изменить существующую систему. Необходимо, чтобы каждый получал пропорционально труду, который он затрачивает на производство товара или услуги. И этот перекос между капиталистами и пролетариями должен быть устранён. Именно в этом заключается основное противоречие капитализма, а именно противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим характером присвоения.

При этом с точки зрения системного целого такая эксплуатация не проходит бесследно. В обществе происходит расслоение между богатством и нищетой. Богатство концентрируется на стороне капиталистов, а нищета на стороне пролетариев. И на определённом этапе этот разрыв между богатством и нищетой становится нетерпимым и ведёт к социальной революции. Более того, характерным для капиталистической ОЭФ является ещё такой фундаментальным пороком капитализма является кризисы перепроизводства.

Действительно, т.к. капиталисты большую часть прибыли присваивают себе, для приращения капитала, а меньшая идёт на издержки производства, то результатом этого является доминирование капитала более быстрый его прирост по отношению к труду. Но это значит, что обнаруживается разрыв между производством материальных благ и платёжеспособностью на это богатство, где спрос отстаёт от соответствующего материального производства. В этом смысле обнаруживается, что хотя материальных благ много и действительно капитализм показал высокую производительность труда, но наёмные рабочие (90% трудоспособного населения, да и вообще основную массу населения) не имеют достаточно средств, чтобы купить по цене, которая оправдывала бы издержи производства и обеспечивала прибыль капиталисту. Происходит затоваривание, происходит кризис перепроизводства и это ведёт к фундаментальным конфликтам, которые по Марксу должны быть преодолены через социальную революцию.

Итак, Маркс видит выход из кризиса в пролетарской революции, которая должна привести в соответствие характер производительных сил и производственных отношений путём отмены частной собственности на средства производства. Дело в том, что необходимо привести в соответствие характер производительных сил производственным отношениям, а поскольку производительные силы имеют общественный характер (это выражается в том, что способ производства становится всё более обобществленным), крупное производство является более выигрышным (прогрессивным) по отношению к мелкому производству, происходит постоянная концентрация капитала, концентрация производства и мелкое производство вытесняется. В то же время производительные силы, имея общественный характер, сталкиваются с несоответствующими им частнокапиталистическими производственных отношений. И для того, чтобы привести их в соответствие нужно перейти от частного (кстати, частное – это не личное, вашу личную собственность никто трогать не будет) способа присвоения к общественному способу присвоения, т.е. к общественной собственности на средства производства.

Но это значит, что нужно перейти от капитализма к коммунизму, к первой его стадии, социализму. Для этого нужно осуществить, как говорилось ранее, социальную революцию. Т.е. поменять способ производства. Но в политическом плане носителями прогресса, так сказать, выступают только пролетарии. И именно пролетариат должен возглавить процесс перехода от капитализма к коммунизму. Таким образом, Маркс и его друг Энгельс выстраивают концепцию пролетарской революции.

Позже эту концепцию перерабатывает Владимир Ильич Ленин, который выстраивает своё учение о пролетарской революции в исторических условиях в России и мире.

Но это уже совсем другая история …

Общий план марксистской философии можно выстроить так:

I. Это философия, во-первых, материалистическая

II. Во-вторых, это диалектический подход (единство исторического и диалектического материализма). Дело в том, что здесь материализм связан с тем, что именно процесс реального материального производства ставится во главу угла и диалектика связана с развитием материальных отношений и способа производства материальных благ, который рассматривается от первобытного строя до коммунизма. В этом плане диамат обнаруживает себя как исторический материализм.

Конечно, с крушением СССР марксизм отошёл в тень, но глобальный кризис капитализма вновь заставляет людей возвращаться и изучать марксизм. А почему? А потому что все процессы в обществе происходят объективно, а единственной наукой, которая правильно отражает, изучает все общественные процессы – является марксизм-ленинизм.

Наши рекомендации