Кулацко-эсеровское восстание в с. Ладе Саранского у
Восстание произошло 14 ноября 1918 г., спровоцированное эсерами и кулаками, и в этом восстании от самосуда погибли товарищи агитаторша и организаторша комитета бедноты Лус, политком 1-го сводного Владимирского подреквизиционного отряда Семенов и красноармейцы того же отряда Лукин, Зотов, Трусин, Крупное, Максимов и Сазонов и избиты несколько красноармейцев.
Подготовлялось восстание еще до выступления. Так, на митинге, созванном приехавшими агитаторшами-коммунистами, некоторые личности стали натравливать крестьян на Советскую власть. Задавались провокационные вопросы, как то: почему у власти евреи, которые стесняют нашу православную веру, почему приказано запечатывать все церкви и т.п. После митинга одним из граждан Косовым велась бело-эсеровская агитация о том, что Советская власть отбирает хлеб у крестьян и снабжает им германцев, при власти Керенского этого случиться не могло, так как все социалисты работали дружно против германцев.
Благодаря большевикам и гражданской войне, мы теперь оторваны от хлебородных окраин и испытываем голод. Хлебная монополия — это грабеж. Дальше он задавал провокационный вопрос: "Почему Ленин приехал к нам из Германии?" и пр. и этим крайне возбудил толпу.
По приезде в село продотряда среди населения распространялся провокационный слух, что отряд приехал закрывать церковь, отобрать иконы, а также отобрать весь хлеб. На утро 14 ноября около дома попа, в котором жили политком Семенов и агитаторша Лус, на базарной площади стали кучками собираться женщины и что-то возбужденно обсуждать. Через некоторое время позвонили в набат, и сбежавшийся народ со всех сторон окружил дом попа, ворвался в комнату, где помещались Лус и Семенов, преодолев их, вытащили на улицу и убили. Также схватили и убили подоспевающих на выручку Семенову и Лус красноармейцев и начали ловить других красноармейцев и добивать их.
Через несколько часов прибыл отряд и все успокоил, были проведены аресты главарей. По постановлению ЧК расстреляны 12 человек главарей и участников восстания.
Эсеровское восстание в Пятинской вол. Самарского у. Пензенской губ.
Как только распространилась весть о восстании в с. Ладе, правые эсеры решили вообще использовать это для своих целей — для поднятия восстания против Советской власти в более обширном масштабе. Выбрав своим центром Пятинскую вол. с. Пятину, отстоящее в верстах 25 от Лады, они начали действовать. Правыми эсерами — Фидяниным (старый подпольный работник), Лобановым, Козанкратусом и др. 16 ноября созывается митинг граждан с. Пятины и ближайших сел в доме Макова, на котором с речами выступают Фидянин, Лобанов и др., сообщают, что в с. Ладе восстали крестьяне против насильников, что нам надо идти на помощь Ладе и свергать Советскую власть, что восстали также крестьяне пяти уездов в Тамбовской губ. На митинге, по показаниям граждан, участвовали одни богачи. Из волостного военного комиссариата и милиции были забраны винтовки и патроны, граждане, у кого имелось, принесли также свое оружие. Агитаторы были посланы в ближайшие села для призыва населения присоединиться к пятин-скоим повстанцам. Гражданам других сел предлагалось на следующее утро явиться в с. Пятину для совместного выступления. По плану руководителей, восставшие должны были недалеко от Тими-рязево (ст-и Красный Узел) прервать М.К. ж.д., забрать Тимирязевские артиллерийские склады, присоединить к себе кулаков этих сел, вооружиться всеми имеющимися на складе винтовками, бомбами и пр. оружием и идти на помощь Ладе. Таким образом, расширяя восстание, надеялись на присоединение части Саранского гарнизона. Для руководства восстанием на митинге по предложению Фидя-нина избрали "штаб Крестьянской армии", часть которого должна была отправиться с повстанцами в Ладу, а другая часть должна была остаться в Пятине и принимать регулярно "донесения о ходе восстания". По показаниям одного из участников, Фидянин намечал кандидатов, шайка главарей давала о них рекомендации, после чего толпа избирала их в штаб. Фидянин наметил кандидатами Гордее-
ва, Троельникова, Лобанова, Чугунова, военрука Костерина и бывшего офицера Кирпичникова, которых всех и толпа избрала в штаб. После избрания поименованных лиц Лобанов встал на стул и предложил избрать в штаб и Фидянина, как незаменимого работника, после чего в штаб был избран и Фидянин. Начальником отряда был назначен бывший офицер Кирпичников. После этого толпа во главе с Фидяниным и Кирпичниковым двинулись по направлению Лады. Отойдя версты две—три штаб получил донесение своей разведки, что в Ладе и окрестностях большие силы, струсил и разослал свое "войско" по домам. Сам же штаб, унеся свои ноги, выпустил "войску" объявление следующего содержания: "Штаб 1-й Крестьянской армии стеснен в свободе печати, но по мере сил он будет доставлять правильные сведения трудовому крестьянству, но слухам или большевистским газетам верить трудовому крестьянству нельзя. Считаем долгом оповестить население, что крестьянское движение в Сасове и Рязанской губ. отнюдь не подавлено, а наоборот разрастается; красноармейцы, посланные на усмирение, перешли на сторону восставших крестьян, у которых уже имеется кавалерия и артиллерия и хорошо вооруженная пехота. Из Пензы отправлены последние силы, есть известия, что они потерпели поражение. В Саранском и прилегающих уездах повсюду выступают против Советов. Штаб снова призывает крестьян к спокойной организационной работе готовых выступить на защиту своих интересов. Штаб 1-й Крестьянской армии".
А также и провокационное воззвание, в котором говорится, что крестьяне большевиками обмануты, они не получили землю, ввергнуты в рабство и пр. И призывает сбросить обманщиков.
Так печально кончилась затея белых эсеров и спекуляция на несознательность крестьян. Главари восстания все скрылись, а участники восстания из рядовых крестьян никто наказан не был. Дело Пензенским губ. ревтрибуналом 31 декабря 1918 г. по амнистии первой годовщины Октябрьской революции прекращено и, таким образом, и главари избавились от наказания.