Допускается ли присуждение ученой степени доктора наук лицам с высшим профессиональным образованием, не имеющим ученой степени?
А) Да, но только по решению Российской академии наук;
Б) Нет, т.к это противоречит законодательству РФ;
В) Да, за глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки.
Таблица ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Б | Г | Г | В | Г | В | В |
Список использованной литературы
1. Лебединский, В. В. Основы научного исследования / В. В. Лебединский,
И. Г. Безуглов, А. И. Безуглов. – М. : Академ.Проект, 2008. – 194 с.
2. Сиденко, В. М. Основы научных исследований: учеб. пособие / В. М. Сиденко, И. М. Грушко. – СПб. : Питер, 2005. – 200 с.
3. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] / Web-сайт «Википедия». – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org, свободный. – Загл. с экрана.
Тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к определенному научному направлению или к научной проблеме. Под научным направлением понимается наука, комплекс наук или научных проблем, в области которых ведутся исследования. Например, научные исследования, выполняемые юристами, охватываются общим направлением «юриспруденция» (юридические науки). Внутри его можно выделить конкретные направления, основой которых являются специальные юридические науки: конституционное право, гражданское право, уголовный процесс и т.д.
Научная проблема – это совокупность сложных теоретических и (или) практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой, глобальной. К примеру, проблема борьбы с наркотизмом является не только межотраслевой, но и глобальной, поскольку затрагивает интересы мирового сообщества.
Научная тема – это сложная, требующая решения задача. Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными.
Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использованием литературных источников. Примеры подобных тем: правовое государство, право и нравственность, понятие и виды юридической ответственности, социальная ценность и оценка в уголовном праве.
Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа следственной, судебной, прокурорской и иной практики. Например, такими темами являются: криминологическая характеристика краж чужого имущества; проблемы расследования преступлений, скрытых инсценировками; судебная практика по делам о превышении пределов необходимой обороны.
Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования. К примеру, к ним можно отнести следующие уголовно-правовые и криминологические темы: борьба с терроризмом и захватом заложников; преступные посягательства в сфере труда; криминологическая безопасность корпораций; групповая преступность; криминальный наркотизм в Российской Федерации и особенности его проявления в Южно-Уральском регионе.
Тема научно-исследовательской работы, в свою очередь, может охватывать некоторый круг вопросов. Под научным вопросом понимается мелкая задача, относящаяся к определенной теме. Например, тема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ может распадаться на следующие вопросы: общественная опасность наркотизма; криминологическая характеристика распространения наркотиков и наркотизма в России; причины и условия распространения наркотиков и наркотизма; личность наркомана; уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Считается, что правильный выбор темы работы наполовину обеспечивает успешное ее выполнение.
Темы курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломных сочинений, магистерских диссертаций) определяются кафедрами. Тематика должна соответствовать программам курсов учебных дисциплин и учебным планам. При ее составлении целесообразно учитывать сложившиеся на кафедрах научные направления и возможность обеспечения студентов квалифицированным научным руководством. Желательно добиваться того, чтобы темы обладали актуальностью, новизной, практической и теоретической значимостью.
Темы выпускных квалификационных работ должны доводиться до сведения студентов в начале последнего года обучения, но не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации. Студентам предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей с необходимым обоснованием ее разработки. При выборе темы рекомендуется учитывать: ее актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость, соответствие профилю работы после окончания вуза, наличие или отсутствие литературы и практических материалов, наработки самого студента по теме в виде курсовых работ и научных докладов, а также интерес студента к выбранной теме, его субъективные возможности провести необходимые исследования.
Выбор темы могут облегчить консультации с преподавателями и профессорами, ознакомление с литературой по избранной специальности, пересмотр уже известных юридической науке положений и выводов под новым углом зрения. Так, по теории уголовного наказания имеется немало работ и, казалось бы, все изучено и едва ли можно сказать что-либо новое. Но вот проф. В.А. Никонов в своей книге, посвященной уголовному наказанию, пересмотрел понятие наказания с точки зрения уголовного закона, рассмотрел сущность наказания с точки зрения христианства, наказание и наказываемость – с точки зрения филологии, его функции и цели – с точки зрения теории связи, общепредупредительное влияние наказываемости – с точки зрения математической статистики, наказание и преступление – с точки зрения теории измерения и, наконец, уголовно-правовую норму – с точки зрения символической логики.
Выбрав тему письменной работы, студенту необходимо встретиться с предполагаемым научным руководителем и получить его согласие на руководство ее выполнением. Для закрепления за ним выбранной темы дипломной работы (магистерской диссертации) студент должен написать заявление по установленной вузом форме (см. прил. 3). Эта тема, а также научный руководитель утверждаются приказом ректора учебного заведения. По отдельным частям работы, если, например, в ней будут рассматриваться междисциплинарные вопросы, относящиеся к различным отраслям права, дипломнику могут быть назначены научные консультанты. Научными руководителями (консультантами) назначаются, как правило, профессора и преподаватели, имеющие ученую степень или ученое звание, а в отдельных случаях опытные высококвалифицированные юристы – работники судов, прокуратуры, органов внутренних дел и других организаций.
Научный руководитель:
1) выдает студенту задание на выполнение дипломной работы (см. прил. 4);
2) помогает студенту составить план работы;
3) рекомендует основную литературу, справочные и архивные материалы;
4) консультирует относительно выбора методов исследования, сбора, обобщения и анализа материалов практики, оформления работы;
5) контролирует выполнение задания;
6) проверяет выполненную работу, составляет на нее отзыв.