Специализация левого и правого полушарий
Многочисленные эксперименты, связанные с анализом функций полушарий мозга, дали значительное количество информации, которую можно суммировать следующим образом. Полушария эквипотенциальны относительно простых функций и специализированы относительно сложных. Левое полушарие обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно. Именно с этим связано его участие в функционировании речи, представ-
ляющей собой последовательность слов, каждое из которых является последовательностью фонем. Правое полушарие обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Левому свойственен аналитический подход в решении задач, а правому — синтетический.
Правое полушарие отражает внешнюю среду по принципу дедукции, от общего к частному, когда синтез предшествует анализу, а левое — по принципу индукции, от частного к общему, при этом анализ предшествует синтезу (Бианки, 1985). Структуры левого полушария являются субстратом формально-логического мышления, правого — ассоциативно-эмпирического, метафорического (Деглин, Черниговская, 1990). В первом представлено обобщенно-инвариантное описание объекта, во втором — полное и конкретное (Невская, Леушина, 1990). Есть свидетельства, что обработка информации в двух полушариях последовательна, но в левом происходит ее полный просмотр, а в правом имеет место самопрекращение этого процесса (Цветовский, 1992).
Долгое время считалось бесспорным, что левое полушарие связано с языком и речью, тогда как правое отвечает за пространственную ориентацию. Связь левого полушария с языковой функцией выявлена не только у человека. Ф. Ноттебом (Nottehbom, 1980) обнаружил левосторонний контроль вокализации у певчих птиц, поскольку из 87 изученных им видов у 86 было отмечено левостороннее расположение центра пения.
Сейчас доказано участие и правого полушария в продукции речи. Так, при его повреждении речь становится безжизненной, механистичной, блеклой. Люди же с повреждением левого полушария сохраняют способность петь и даже заучивать новые тексты (Trask, 1995). Анализ музыкальных произведений обеспечивается активностью обоих полушарий (Коновалов, От-махова, 1983). Правое полушарие способно различать некоторые грамматические категории, понимать метафоры и идиомы, решать силлогизмы. Считают, что оно обладает грамматическими способностями на уровне детей 5 лет (Траченко, 2001).
В целом при оценке величины удаленных предметов правое полушарие вносит коррекцию в геометрию образа на сетчатке с помощью механизма константности восприятия (Меншуткин, Николаенко, 1987). В правом полушарии представлен план построения обеих половин тела, а в левом — только контралатеральной (De Renzi, 1982). Правое полушарие, по-видимому, тесно связано с диенцефальным отделом, левое — со специфическими активирующими системами ствола (Каменская и др., 1976).
Результаты исследований на животных различных видов свидетельствуют о том, что правое полушарие головного мозга в большей мере приспособлено к восприятию и переработке пространственной информации и эмоций, причем левое полушарие играет подчиненную роль в обеспечении процесса научения, сравнения и коммуникации (Bradshow, 1990). С активацией правого полушария связывают и состояние гипноза (Gruzelier, 1986). Скорость выполнения невербальных заданий положительно коррелировала с уровнем пространственной синхронизации внутри правого полушария (Ми-ролюбовидр.,2001).
Раннее развитие интеллекта у девочек также связано с устойчивым предпочтением руки в младенческом возрасте (Daniel e. а., 1991). У семилетних детей высокие значения коэффициента интеллекта, оцененные по Вексле-ру, чаще встречаются в группах с выраженной сенсомоторной асимметрией (Nikolaeva, 1997; 1998).
Полушария различным образом участвуют в регуляции иммунитета. Кора левого полушария контролирует количество и активность особого класса лимфатических клеток, которые дифференцируются в тимусе, поэтому и называются Т-клетками. Кора правого полушария антагонистически влияет на левое. Повреждения коры не отражаются на функциях других клеток, ответственных за иммунитет, таких как В-клетки (называются так от слова brain — мозг, поскольку их дифференциация происходит в костном мозге) и макрофаги (Renoux, Biziere, 1986).
В XVII веке Б. Паскаль выдвинул предположение о существовании “геометрического” и “интуитивного” разума. Для геометрического разума и для деятельности левого полушария характерны высокий уровень осознанности, легкость вербализации, аналитичность, склонность к оперированию абстрактными символами. Интуитивный разум и деятельность правого полушария характеризуются бессознательностью, трудностью вербализации, целостностью восприятия (van den Hoof, 1985).
Прогресс в изучении функциональной сенсомоторной асимметрии привел к попытке классифицировать когнитивные способности людей по типу полушарного доминирования. Правополушарный когнитивный стиль имеют люди, описывающие себя как невербальные и интуитивные. Испытуемые, считающие себя более аналитичными и вербальными, относятся к ле-вополушарному когнитивному стилю (Bakan, 1971). В то же время Ж. Бомо с соавторами (Beaumont e. а. 1984) выступили с критикой концепции полу-шарности в когнитивной сфере, утверждая, что нет убедительных эмпирических доказательств в пользу этой концепции.
Задержка формирования полушарной специализации, при более выраженном запаздывании созревания нервных сетей левого полушария ведет к психическому инфантилизму (Киренская-Берус и др,, 2001).