Русское хор искусство 2/2 XVIIIв.

В 1755 году Петр III учредил балетную школу при театре в своей летней резиденции — Ораниенбауме. Он просуществовал до убийства Петра III в 1762 году, после чего штат был распущен, а воспитанники школы определены в петербургскую труппу. Одним из этих воспитанников был знаменитый впоследствии Тимофей Семенович Бубликов, исполнитель многих ролей в балетах конца XVIII века. Исполнял роль Альцинда в балете Анджьолини «Побежденный предрассудок» (1768). Выступая в Вене в 1764 году, Бубликов первым прославил за рубежом искусство русского танца.

Развитие русского балета в начале 2/2 XVIII века значительно тормозилось тем, что театр и балет в те годы оставался узкопридворным. главным заказчиком был Царский двор, определявший выбор репертуара, который уже не удовлетворял возросшие запросы общества.
Сумароков стал пропагандистом панегирического балета. В сотрудничестве с Гильфердингом, он выступил как первый русский балетный либреттист. Написал либретто синтетических представлений «Новые лавры» и «Прибежище добродетели» прославлявших императрицу и ее окружение. Балеты имели успех, т.к отражали интересы придворного общества.
На смену Гильфердингу приехал Гаспаро Анджиолини(1731-1803), который в своих постановках стремился отражать интересы современного придворного зрителя, создавал монументальные балетные произведения и видел в музыке, не только сопровождение, но и действенную часть драматургического спектакля.
В России в 1767 году в Москве поставил балет «забавы о святках», построенный исключительно на русском национальном тн. Для него он сам написал и музыку, используя русс народные мелодии.
В последующей деятельности Анджиолини выступил как создатель панегирико- аллегорических балетов, прославляющих Царский двор. «Побежденное предрассуждение», поставленные по случаю благополучного выздоровление Екатерины и Павла. «Новые аргонавты», воспевший Победы русского флота над турецким при острове Хиос. «Торжествующая Россия», посвященный разгрому турок русскими войсками при Ларге и Кагуле.
Ставя балеты мифологического содержания и переводя на язык танца французский трагедии Анджиолини одновременно работал и над русскими темами. В 1776 году он переделал в балет трагедию Сумарокова «Семира», создав первый отечественный героический балетный спектакль.
Анджиолини допускал в спектакле лишь танец, непосредственно вытекающие из действия. Ведущее положение в балетах того времени продолжал занимать мужчинам. Его балетный костюм измененился: обязательные прежде «бочонки» уступили место историческому костюму в стиле барокко, высокий парик был заменён бытовым с буклями и косичкой, высота каблуков уменьшилась. Танцовщицы сменились стесняющие их движение «корзины» на широкие значительно укороченные юбки без кринолинного каркаса. Женщины уже чаще появлялись без парика, каблуки стали ниже. Изменения в костюме предали женскому танцы большую легкость.
Последняя 1/4 18 века характеризовалась быстрым ростом культурного уровня широких кругов русской интеллигенции. Театр, который при ПетреI, посещался по принуждению, теперь стал любимым развлечением столичного и провинциального общества. Это способствовало появлению в крупных городах общедоступных коммерческих театров. В СПБ 1 русский коммерческий театр был открыт на Царицыном лугу в 1777 году «вольный театр». А в 1781 этот театр перешел в казну и стал именоваться Городским.
В СПБ образовалось 2 театра- придворный и Городской с разным составом зрителей. Рост популярности театров, среди городского зрителя, вызвал необходимость сооружения более обширного здания в 1783году был открыт новый- каменный театр. С момента его основания в состав группы городского театра входила балетная группа. В 1783 она состояла из 13 мужчин и 10 женщин, все они были русскими.

Воспитание отечественных исполнителей в Петербурге заметно ухудшилось, т.к Анджиолини уделял мало внимания школе и предпочитал отечественным исполнителем -иностранцев. Содержание иностранных артистов стоило дорого, а качество подготовки дешевых русских исполнителей было чрезвычайно слабо. Всё это заставило правительство обратить серьезное внимание на школу и в 1783 году выписать за границей итальянского артиста балета Джузеппе Конциани.
В 1786 был назначен балетмейстером Петербургского балета. Одновременно с ним работал выдающийся французский танцовщик Шарль Лепик(1749-1806). В 1786 году он был приглашен в Петербург. Лепик в основном ограничивался переносом на петербургскую сцену лучших спектаклей Новера. Конциани знакомил русского зрителя с новейшими итальянскими серьезными балетами и развивал балетную драматургию. Спектакли «Дон-Жуан» и «Инесса де Кастро» пользовались особой любовью зрителя.

Он не чуждался русского танца. Совместно с Лепиком была осуществлена вся танцевальная часть в постановке исторического представления «Начальное управления Олега».

В с70х годах 18 века в Москве появляется Первая московская балетная школа в в воспитательном доме.


Тяга дворянства к культурным развлечиям постепенно стало охватывать всю Россию и вслед за Петербургом и Москвой во 2/2 XVIII века в некоторых провинциальных центрах начали организовываться публичным театры, в коллектив которых обычно входили и небольшие балетной группы. Всюду искусство танца незамедлительно завоевала признание зрителей.
К этому времени относится широкое распространение крепостного балета.

В 1760 -80годах русский балет сделал новые и очень важные шаги по пути своего развития. Значительно изменился внешний вид спектаклей: обогатилась техника особенно женского. Параллельно с ним развивалась и балетная драматургия, стремясь отражать интересы зрителей. Изменилось оформление балетных спектаклях -появились декорации приближающиеся к реалистическим. Музыкальная сторона постановок, перешедшие в руки профессиональных композиторов, стремившихся создавать цельные партитуры, значительно улучшилось. Основным достижением этих лет было то, что балет вышел из узких и стеснительный дворцовых покоев и стал достоянием демократического прогрессивного настроенного зрителя.

6. Франц Гильфердинг в России

(1710-1768 австриец)

В 1759г по приглашению Елизаветы Петровны он прибывает в Петербург.

В Петербурге Хильфердинг работал в 1759—1765 годах. С ним приехали композитор Йозеф Старцер и несколько танцовщиц и танцовщиков, влившихся в сильную петербургскую труппу. В 1759 году Хильфердинг принял участие в постановке синтетического спектакля, названного балетом «Ацисс и Голотея»/ «Прибежище Добродетели». Пьесу-сценарий написал Сумароков, арии и хоры сочинил капельмейстер Раупах, а музыку к танцам — Старцер. Спектакль иносказательно славил самодержавную Россию — прибежище добродетели, гонимой в других странах.

Хильфердинг поставил в России ряд мифологических и жанровых балетов. Одним из лучших был балет «Возвращение весны, или Победа Флоры над Бореем» с музыкой Старцера (1760или 1765)для коронационных торжеств восшествия на престол Екатерины II. Музыка здесь определяла формы действия и ход его развития. В балете утверждалась победа добра над злом, излюбленная тема русского балета.

С этого момента на 15 лет раньше, чем в Париже, сюжетный балет утвердился в России.
В 1765 году Хильфердинг покинул Россию, а на следующий год в Петербург приехал его ученик и последователь Гаспаро Анджьолини.

Наши рекомендации