Критерии оценки знаний аспирантов
В соответствии с положением о системе «Контроль успеваемости и рейтинг аспирантов» рейтинг аспиранта – это место, которое он занимает в списке однокурсников на специальности, определяемое по уровню итоговых баллов по отдельным дисциплинам, накопленных за семестр (семестровый рейтинг) или за все прошедшие семестры (накопительный рейтинг).
Рейтинг аспиранта, динамика его изменения открывают широкие возможности для мотивации обучения, побуждают аспиранта к систематической и ритмичной работе. Рейтинг учитывается при назначении надбавок к стипендии.
Эти баллы распределены поровну (по 50 баллов) между оценкой текущей учебной работы по дисциплине и оценкой на итоговом контроле (зачете). Итоговый балл определяется суммированием баллов за текущую работу в семестре и полученных на итоговом контроле.
Перевод баллов в оценки пятибалльной системы осуществляется следующим образом:
- ОТЛИЧНО – от 81 до 100 баллов;
- ХОРОШО – от 61 до 80 баллов;
- УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – менее 40 до 60 баллов;
- НЕУДВОЛЕТВОРИТЕЛЬНО – менее 40 баллов.
Текущая работа аспирантов при изучении отдельных дисциплин складывается из аудиторной и самостоятельной работы. Вклад текущей работы в итоговую оценку по каждой учебной дисциплине должен составлять 50% (50 баллов из 100 возможных).
Семестр разделяется на 2 блока. Каждый блок заканчивается контролем текущей работы аспиранта (рубежный контроль). Рубежный контроль проводится в учебное время, отведенное на дисциплину. В течение двух недель. Сроки проведения рубежного контроля устанавливаются графиком учебного процесса.
Контрольные мероприятия внутри блока распределены во времени и проверятся по графику кафедры в учебное время по мере завершения изучения отдельных тем или разделов дисциплины.
В период проведения рубежного контроля преподаватель формирует балл за блок.
По пропущенным занятиям (независимо от причины пропуска) аспирант должен отчитаться перед преподавателем. Баллы, которые аспирант набрал при отчете за пропущенные занятия, включаются в сумму баллов за следующий блок.
Электронные ведомости передаются в деканат через один рабочий день по окончании рубежного контроля.
Рейтинг является накопительным и определяется за период обучения аспиранта. Семестровый рейтинг аспиранта определяется как среднее количество баллов за академическую успеваемость в семестре и социальную активность и формируется в деканате.
Итоговый балл аспиранта за академическую успеваемость по дисциплине складывается из суммы баллов, полученных в течение семестра на рубежных контролях по блокам и полученных на итоговой аттестации (зачете).
Итоговая аттестация может проводится в письменной или устной форме.
Экзаменатор имеет право добавить студенту поощрительный балл (до 5 единиц) при отличном ответе на зачете и таким образом повысить итоговый балл по дисциплине (максимальный балл при этом составит – 55).
РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ
Работа с литературой - это обязанность аспиранта. Преподаватель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при изучении дисциплины, разъясняет, где их можно отыскать.
Список литературы к учебной программе дисциплины оформлен в соответствии с требованиями действующих стандартов ГОСТ 7.1-2003; ГОСТ Р 7.0.5 2008; ГОСТ 7.82-2001 и состоит из основной и дополнительной литературы, периодических изданий, литературы к практическим занятиям, литературы к контрольным работам и программно-информационного обеспечения, интернет-ресурсы и является своеобразным навигатором в поиске необходимой информации в процессе изучения дисциплины; однако не может ограничивать аспиранта лишь предложенными в списке источниками, аспирант в праве самостоятельно подбирать необходимые ему источники.
При подборе необходимой литературы рекомендуется в первую очередь просмотреть каталоги и картотеки библиотеки вуза, областной и городской библиотек, электронных библиотек провести при необходимости поиск в телекоммуникационной сети Интернет. Систематический каталог библиотеки может дать представление об объеме литературы по изучаемым темам. Однако не следует ограничиваться только каталогом, так как он отражает лишь книги, находящиеся в фонде данной библиотеки. Необходимо определить круг других библиографических источников, использовать справочную литературу, энциклопедии, конспекты прослушанных лекций, материалы производственной практики, специальные источники: научные монографии, статьи, сборники, иные материалы. Пристальное внимание следует уделить периодической печати, другим средствам массовой информации, что будет способствовать расширению кругозора, эрудиции студента, дальнейшему развитию его творческого потенциала.
При подборе литературы целесообразно обращаться к источникам филологического, философского, юридического, социологического, исторического, психологического, культурологического характера. Исследованию подлежат не только отечественные, но и зарубежные работы. При чтении литературы нужно уделить внимание встречающимся в книгах и статьях ссылкам на работы других авторов. Эти ссылки ценны тем, что выделяют главы и страницы той или иной книги, имеющие отношение к исследуемой теме.
Рекомендуется с самого начала изучения дисциплины вести личную библиографическую картотеку и тщательно заносить в нее сведения об изданиях. Картотека удобна тем, что в нее всегда можно добавить новые материалы, по ней легко контролируется полнота подбора литературы, быстро находятся нужные записи.
Составив список литературы, подлежащей изучению, аспирант может показать их преподавателю, который может отметить пропущенные работы, дать совет по вопросу последовательности ознакомления с подобранной литературой, указать особенно важные в теоретическом и практическом отношении вопросы, на которые следует обратить особое внимание исходя из специфики изучаемой проблемы. Список литературы составляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003.
С первых шагов изучения дисциплины аспиранту рекомендуется приучить себя к выписке необходимого материала из литературных источников. Желательно составлять краткий конспект каждой изученной статьи, монографии и т. д. Это позволит накопить материал и облегчит дальнейшую работу при подготовке к практическим занятиям, экзаменам и зачетам, написанию письменных работ и пр.
Накопленный в ходе изучения литературы материал подвергается обработке и анализу, приводится в определенную систему, классифицируется по группам применительно к обозначенным в учебной программе темам.
Анализ фактического материала активизирует творческую деятельность аспиранта, способствует возникновению у него собственных взглядов по рассматриваемым вопросам. В результате складываются суждения, которые и образуют содержание изучаемого курса.