Особенности анализа оптового товарооборота
Анализ товарооборота
Значение, задачи и информационное обеспечение анализа розничного товарооборота
Розничный товарооборотявляется одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям – для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд.
Основными задачамианализа розничного товарооборота торгового предприятия являются:
1. Оценка объема и структуры товарооборота как фактора (основного условия) обеспечения прибыльной работы торгового предприятия.
2. Проверка выполнения плана розничного товарооборота за год по кварталам и месяцам, а также установление ритмичности его выполнения в общем объеме и по товарным группам.
3. Определение темпов изменения товарооборота в текущем году по сравнению с прошлым годом в общем объеме и по отдельным товарным группам.
4. Оценка уровня удовлетворения спроса населения на отдельные товары, соответствия предлагаемого ассортимента товаров спросу покупателей.
5. Определение влияния отдельных факторов на изменение объема и структуры розничного товарооборота.
6. Выявление резервов и разработка мероприятий по дальнейшему увеличению объема товарооборота, расширению ассортимента и наиболее полному удовлетворению спроса покупателей.
В процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм, или информация непосредственно считывается с дисплеев и других технических средств.
Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются:
· форма №1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная);
· форма №3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная);
· форма №3-торг «Отчет по розничной торговле» (полугодовая и годовая).
Методика анализа динамики и состава структуры ассортимента товарооборота
Начинается анализ розничного товарооборота с изучения динамики его объема и оценки степени выполнения плана. Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции эти показатели следует рассчитывать как фактических, так и в сопоставимых ценах, или, другими словами, в ценах базисного периода.
Сопоставимостьданных для анализа обеспечивается следующей формулой:
Тф.ц.
Тс.ц. = ─────
Iц.
где: Тс.ц.– объем товарооборота в сопоставимых ценах;
Тф.ц.– объем товарооборота в фактических ценах;
Iц.– индекс изменения цены.
% выполнения плана
Тфактический
────────── x 100%
Тплановый
где: Т – объем реализации товаров.
Темп роста
Тотчетного периода
────────────── x 100%
Тбазисного периода
Удельный вес товарооборота
Тквартальный
─────────── x 100%
Тгодовой
Удельный вес товарооборота группы товаров
Тгруппы товаров
─────────── x 100%
Твесь
Абсолютный прирост товарооборота
· против плана
Тфактический – Тплановый = +увеличение
-уменьшение
· против прошлого года
Тотчетного периода - Тбазисного периода = +увеличение
-уменьшение
Коэффициент ритмичностиопределяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству.
∑А
Крит. ─────
∑А1
где:Крит.– коэффициент ритмичности;
∑А –сумма абсолютных или относительных показателей выполнения плана за определенный период (месяц, квартал) в пределах не выше плана (100%);
∑А1– тоже по плану
Особенности анализа оптового товарооборота
Одним из основных звеньев в сфере обращения является оптовая торговля. Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота.
Оптовый товарооборотпредставляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребителя.
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.
Задачи анализа:
1. дать оценку выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям;
2. изучить их в динамике;
3. выявить и измерить влияние основных факторов на оптовый товарооборот;
4. установить причины недостатков торгово-коммерческой деятельности и различные меры по их устранению.
Этапы анализа:
1. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота:
· оценивается степень выполнения плана и динамика оптового товарооборота; анализ состава, ассортимента и структуры товарооборота по отдельным покупателям;
· оценивается выполнение плана оптового товарооборота по составу; виды оптовой реализации – складская и транзитная с участием в расчетах;
· проводится оценка выполнения плана оптового товарооборота по товарным группам и по формам оптовой реализации;
· оптовый товарооборот может изучаться также и по направлениям реализации товаров (по рыночным и внерыночным фондам). Рыночные фонды – отпуск товаров предприятиям розничной торговли и общественного питания для продажи населению. Внерыночные фонды – отпуск товаров предприятиям для производственных нужд.
2. Анализ равномерности поставки по кварталам, месяцам, декадам.
3. Анализ рациональности товародвижения, т.е. транспортная задача.
4. Анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота.
На оптовый товарооборот оказывают влияние следующие основные факторы:
· обеспеченность и использование товарных ресурсов;
· обеспеченность трудовыми ресурсами и повышение эффективности труда;
· состояние, развитие и эффективность использования МТБ оптового предприятия и др.
5. Оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота.
При анализе торговой деятельности оптового предприятия используют данные планов его экономического и социального развития, бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов и других источников информации. Многие статистические отчеты в оптовой торговле составляют с использованием натуральных измерителей, что позволяет углубить результаты исследования. Промышленные предприятия нередко представляют оптовым базам отчеты о выработанной продукции (в ассортименте), движении и остатках товаров на их складах, данные которых также используют при анализе оптового товарооборота.