Философские теории коммуникации. Социологические теории коммуникации. Психологические теории коммуникации
Философскую модель диалогической коммуникации рассматривал Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975), в которой человек ведет нескончаемый диалог с другими людьми, с самим собой и с «Третьим», понимающим, «высшим нададресатом» – Богом, абсолютной истиной, совестью, народом, судом истории.
Среди философских теорий, объясняющих личностные коммуникации, следует назвать философию персонализма. В персоналистической коммуникации личность – это не объект, не социальные роли и не функции индивида (как отправителя и (или) получателя сообщений). Основной идеей персонализма является идея существования свободной творческой персоны(личности) как безоговорочной ценности. Личность (персону) в различных версиях персонализма характеризуют следующие взаимосвязанные взаимодействия: экстериоризация(самоосуществление вовне); интериоризация (внутренняя сосредоточенность, духовный мир индивида); трансценденция (этот тип взаимодействия нацелен на высшие, божественные Ценности – истину, красоту, благо).
Социологические концепции личности рассматривают личность прежде всего как социальное существо. Они исследуют совокупность социально значимых типических свойств и качеств личности, благодаря которым она включена в систему общественных отношений, деятельности и общения: роли и статусы, принадлежность к социальным группам и общностям, формы социальной активности, одобряемое и девиантное (отклоняющееся от признанных в обществе норм) поведение, социальные факторы и условия социализации личности, потребности, интересы, ценности, нравственные убеждения, социальные нормы и т.д.
В социологии наиболее известны модели структуры ценностей, разработанные М. Рокичем и Ш. Шварцем. Рокич противопоставлял ценности-цели и ценности-средства и выделял терминальные и инструментальные ценности. Ш. Шварц выявил три основные оси измерения ценностей культуры: автономия (интеллектуальная и аффективная) – включенность; равенство – иерархия; гармония – овладение.
В социологии в традиции немецкого социолога Георга Зиммеля (1858–1918) различают направленность социального действия личности: действие «для себя», «для другого», «с другим» или «против другого».
Важным для понимания факторов, механизмов и эффективности внутриличностной и межличностной коммуникации является структура личности, разработанная ведущими российскими социологами Ю.А. Левадой, В.А. Ядовым, Г.В. Осиповым. Структура личности состоит из внутреннего среза – ее сознания (памяти, потребностей, интересов, целей, мотивов, ожиданий, ценностных ориентации, установок, убеждений) и внешнего среза – деятельности, или поведения в различных сферах (трудовой, познавательной, образовательной, бытовой, семейной, общественно-политической, рекреативной и свободного времени, во взаимодействии и общении), что в совокупности дает возможность понять образ жизни личности. Таким образом, структура личности – это две ее подсистемы: внутренний мир – мир сознания – и внешний мир – мир поведения, деятельности, взаимодействия, интеракций, межличностных коммуникаций
Проблемы внутри-и межличностных коммуникаций человека как «существа коммуницирующего», феноменология общения рассматривались как в истории психологии, так и в теориях социализации личности.
Рациональное Я разработал швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) на основе изучения этапов развития когнитивных способностей ребенка.
Моральное Я исследовал американский психолог Лоренц Колберг, по мнению которого в развитии личности можно выделить стадию понимания (способность к познанию) и стадию переживания добра и зла, связанную со способностью к переживанию чувств другого, с нравственным сознанием, собственным этическим чувством.
Механизмы идентификации и понятие идентичности, важные для понимания Я-концепции личности, исследовали 3. Фрейд и Э. Эриксон.Я-концепция личности свидетельствует о том, насколько реально отношение человека к собственной персоне определяет ее поведение. В самом общем виде принято выделять две формы Я-концепции: реальную и идеальную. Реальная Я-концепция – это не значит реалистичная: главное здесь – представление личности о себе, о том, какой я есть. Идеальная же Я-концепция – это представление о себе в соответствии с желаниями (каким бы я хотел быть)
Теорию «зеркального Я» разработал социолог и социальный психолог Ч.Х. Кули, согласно которой образ «Я» формируется только в результате социального взаимодействия с другими, в процессе которого человек как в зеркале видит то, как его видят другие, и «присваивает» себе «представления о себе других». Актуальными теориями, объясняющими процессы межличностных коммуникаций и формирование именно социального в личности, являются теории интеракционизма и символического интеракционизма (см. главу 7).
Психологические теории личностных коммуникаций акцентируют внимание на сознательных и бессознательных компонентах психики, на психических процессах, детерминирующих процессы общения: ощущениях, чувствах, эмоциях, процессах мышления и памяти, типах характера, волевых качествах, темпераменте, способностях, переживаниях стыда и вины, самореализации, агрессии, механизмах восприятия себя и партнера в общении и др.
Неосознаваемое Я открыл австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856–1939). В структуре личности он выделял Ид (Оно) – сферу бессознательного, главными регуляторами и принципами которого являются удовольствие и страх, Я (Эго) – рациональный, сознательный компонент Я, и Сверх-Я, или Суперэго,– социальная сфера одобряемых обществом, родителями норм, традиций, культуры, поведения, внутренним цензором которого является совесть. Впечатления раннего детства, полученные в семье, оказывают решающее влияние на формирование характера человека.
Фрейд и его дочь Анна Фрейд (1895–1982), специалист по детской сексуальности, предложили механизмы психологической защиты, «способы, которыми душа защищает себя от внутренних и внешних напряжений», помогающие человеку справиться с волнением в повседневном общении. Репрессия (подавление) – «удаление чего-то из сознания и удержание на расстоянии от сознания». Репрессия удаляет потенциально вызывающие тревожность события, идею из сознания. Этот механизм защиты также называют вытеснением, или мотивированным забыванием, сублимацией – замещением цели, переводом психической энергии (libido) в иные сферы деятельности – творчество, спорт и т.п. Рационализация – поиск удобных причин, объяснение своих поступков чувством собственного достоинства. Проекция – наделение других собственными чувствами, приписывание другому человеку качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего, нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий, оправдание нашего поведения, когда в действительности наши действия неправильны; иногда – возложение вины на другого. Это механизм защиты, посредством которого аспекты личности перемещаются изнутри индивидуума на внешнее окружение. Регрессия – это возвращение на более ранний уровень развития или к более простому способу выражения, который более всего свойствен детям. Это возвращение к детским формам защиты – плачу, жалобам и т.д. При этом тревожность ослабляется посредством ухода от реалистического мышления в поведение, которое в более ранние годы уменьшало тревожность. Отрицание,обособление – попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит Эго, отказ от проблемы, нежелание думать о возможных ее последствиях. Изоляция – это отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Реактивные образования – этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному желанию. Таким образом, по Фрейду, «защита избегает реальности (репрессия), исключает реальность (отрицание), переопределяет реальность (рационализация) или обращает реальность (реактивные образования). Защита помещает внутреннее чувство во внешний мир (проекция), разделяет реальность (изоляция) или уходит от реальности (регрессия). В каждом случае либидозная энергия, необходимая для поддержания защиты, существенно ограничивает подвижность и силу Эго»