III. POS-материалы в местах выкладки товаров, фирменный стиль магазина/отдела
Фирменный стиль — это индивидуальность, вынесенная на обозрение, которая включает:
1. Совокупность изобразительных, визуальных, информационных средств, с помощью которых предприятие подчеркивает свою индивидуальность.
2. Дизайнерские средства информационного характера, выражающие единство внутреннего и внешнего оформления предлагаемых данным предприятием товаров и услуг.
Применительно к сфере розничной торговли фирменный стиль означает систему удобств, предоставляемых торговой точкой для своих потребителей, в частности, внешнее и внутреннее оформление здания и торгового зала, продуманное расположение торговых комплексов и микрокомплексов, торгового оборудования и товаров, создание позитивного микроклимата продаж, униформа обслуживающего персонала, продуманный дизайн и система рекламного сопровождения товаров на месте их продажи, использование инвентаря с логотипом магазина.
На POS-материалы в месте выкладки и продажи товаров ложится основная ответственность за осуществление покупательского выбора. Именно в этой точке торгового зала магазина покупатель решает для себя, купить или не покупать товар. Здесь, как правило, находится большое число аналогичных товаров-конкурентов и перед покупателем встает другой вопрос: какой из них предпочесть.
Привлечь к товару максимальное внимание, помочь наиболее выгодно выложить товар на полках торгового оборудования, проинформировать о его свойствах и связанных с ним специальных акциях — вот главная задача POS-материалов в месте выкладки или «на месте» продажи.
Для этих целей в современных крупных магазинах широко используются сенсорные системы — в качестве POS-терминалов для обслуживания покупателей и электронных справочников. К примеру, сенсорный киоск, используемый покупателем в качестве путеводителя по торговому залу магазина. Это электронное устройство предоставляет покупателю следующую информацию:
♦ о содержании штрих-кода на упаковке товара;
♦ об ассортименте предлагаемых к продаже товаров;
♦ о появившихся новинках товара;
♦ о структуре сервиса магазина.
Кроме того, покупатель, прислонив бутылку вина к сканеру на сенсорном киоске, может просмотреть мультимедиа-презентацию, посвященную выбранному вину. Презентация включает в себя фотографии, текстовую информацию и голосовые сообщения. Покупатель получает также подробную информацию о местности, в которой производится вино, об истории создания вина, о винодельне.
Эти киоски могут служить и в качестве «контролера», который сообщит покупателю о стоимости товара, его поставщике и о подлинности (натуральности) изделия.
Внимание к выставленному товару могут привлечь и другие POS-материалы, в частности световые короба внутримагазинных вывесок и информационных указателей, фотопанно, воблеры (рекламное изображение торгового знака или марки, которое крепится к полке, дисплею или к стенке на гибкой ножке и привлекает к себе внимание за счет вибрации), флаги, стикеры, «дрожащие» ценники-листочки и т.д.
Если позволяет пространство торгового зала, то выкладку и показ товара лучше осуществлять на стоящих отдельно от стеллажа фирменных дисплеях, холодильниках и ларях. Диспенсеры служат для экспонирования небольших товаров или образцов товаров.
Если свободного пространства нет, то товар необходимо выложить среди других на общей полке. Для этого используются шелфтокеры и шелфорганайзеры. Первые предназначены для выделения торгового ряда товаров одного брэнда. Крепятся они обычно на торце полки или прилавка. Вторые позволяют зритель но обособить часть полки и организовать выкладку товаров в этой части. Даже ценники с логотипом могут помочь выделить товар.
Когда необходимо экспонировать крупные товары или одежду, то для этого используются подиумы (неподвижные, вращающиеся) и манекены.
Хорошо одетые манекены в торговом зале привлекают внимание покупателей, которые считают, что любая одежда на манекене является последним криком моды и имеется в продаже. Кроме того, рассматривая манекены, потребители могут узнать, как надо сочетать различные предметы одежды из одной коллекции или из разных, как необходимо носить новые цвета, силуэты, текстуры, ткани и аксессуары. К примеру, хорошо организованная презентация ювелирных изделий может помочь потребителям определить для себя, с одеждой каких цветов сочетаются новые украшения, и наглядно показать специфические настроения, создаваемые аксессуарами.
Манекены бывают разного «возраста» и пола. Одни ориентированы на высокую моду, отличаются элегантностью и создают настроение роскоши, в то время как другие более «обыкновенны» и скорее подходят для демонстрации повседневной одежды.
Манекены следует располагать в передней части товарного отдела, а вешалки с одеждой должны простираться до задней стены торгового зала, образуя планировку в виде решетки. Манекены, размещенные в середине или в тыльной части отдела, не очень хорошо видны, и если эти участки перегружены, покупатели легко могут их сбить или «задвинуть».
Полнота информации — основа для доверия к товару и фактор, сильно влияющий на принятие решений. Поэтому на месте выкладки товаров должны быть листовки, буклеты и другие информационные материалы, размещенные в лифлетхолдерах и на информационных стойках.
В настоящее время в розничной торговле существует тенденция к созданию магазинов-складов и уменьшению численности обслуживающего персонала. В результате товары все чаще располагаются в торговых залах прямо в упаковке. Соответственно, такая упаковка должна уметь «продать» товар не менее эффективно, чем продавец. В связи с этим у производителей появляется возможность выполнить ее дизайн в стиле торговой марки.
Хорошая упаковка товара должна сообщить потребителю название торговой марки, ее «среду» или выгоды; описать характеристики и ценность, отличающие данный товар от продукцииконкурентов. Кроме того, она может содержать прозрачное окно либо быть полностью прозрачной. Главная задача упаковки товара — склонить покупателя попробовать торговую марку в первый раз и/или переключиться на нее с другой марки. Кроме того, упаковав товар в фирменный пакет с логотипом магазина, напомнить покупателю о приятных минутах встречи.