Модель информационной сферы. Принципы правового регулирования отношений в информационной сфере (по ФЗ №149-ФЗ 2006 г.)

Информационная сфера (Доктрина)- совокупность информации, информатизационной структуры и субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распределение, использование информации, а так же систему регулирования, возникающих при этом общественных отношений.

Информационная сфера – сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Информационные процессы – процессы производства, передачи, поиска, получения, распространения информации. К информационным процессам относятся: создание и применение информационных сфер, технологических сфер и сфер обеспечения.

Основные части информационной сферы:

Модель информационной сферы. Принципы правового регулирования отношений в информационной сфере (по ФЗ №149-ФЗ 2006 г.) - student2.ru

1 – область поиска, получения и потребления информации

Субъекты – граждане, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Объекты – любая информация (аудио-,видео-,печать)

2 – область производства и распределения информации

Субъекты – граждане, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Распределение: по почте, Интернет, создание документов (любых: литература, фильмы, отчеты, законы).

3 – область формирования информационных ресурсов, подготовки информации и предоставления информационных услуг

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.

Субъекты - граждане, организации, музеи, архивы, библиотеки, информационные центры, организации, государственная власть (Президент, суды, премьер-министр), органы местного самоуправления

4 – область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения

Объекты – информационные технологии, системы, средства их обеспечения. К информационным системам относятся организационно-упорядоченная совокупность документов. Программы: механические и телекоммуникационные. Лингвистические средства: словари, классификаторы. Организационно – правовые средства: нормативно-правовые акты, нормативно-техническая документация, инструкции, уставы руководства. Субъекты: субъекты, которые осуществляют разработку систем и субъекты, которые эксплуатируют.

5 – создание и применение средств и механизмов информационной безопасности.

Область создания информации: информация как объект интеллектуальной собственности (авторские права). Формирование информационных ресурсов: документационные ресурсы.

Исходящая информация создается под воздействием окружающей среды, а так же на основе производной информации и сведений производственных ресурсов

Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

2. Виды прогнозов и их краткое содержание

Прогноз -Научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения.

Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Содержание:

n определение абсолютного и относительного оптимумов по предварительно разработанным и заданным критериям и построение соответствующих нормативных прогнозных моделей;

n обсуждение построенных моделей методами опроса экспертов

n доработка моделей на основе обсуждений.

Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Содержание:

n определение абсолютного и относительного оптимумов по предварительно разработанным и заданным критериям и построение соответствующих нормативных прогнозных моделей;

n обсуждение построенных моделей методами опроса экспертов

n доработка моделей на основе обсуждений.

Наши рекомендации