Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Система образования в РФ и РБ

Основным документом, определяющим нашу жизнь в обществе является Конституция РФ и РБ. Для системы образования таким основополагающим документом (не исключая Конституции) является Закон «Об Образовании».

Впервые Закон «Об Образовании» в РФ был принят 10.07.1992г., на основе которого 29.10.1992г. был принят «Закон «Об Образовании» в РБ.

За это время произошли существенные изменения в обществе, системе образования. В Закон вносились многие поправки и с 1.01.2013 года вступила в силу Новая редакция Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 21.12.2012г.) На его основе был принят закон «Об образовании в РБ».

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

* преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

* сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

* органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

* объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Все учебные заведения объединены в общую систему образования. При этом каждое учебное заведение работает по своей учебной программе. Поэтому система образования состоит не только из совокупности учебных заведений, но и из совокупности реализующихся в них образовательных программ.

Все учебные заведения работают по своим образовательным и профессиональным программам– документы государственного образца, определяющие содержание образования, направленного на решение задач последовательного повышения профессионального и образовательного уровня, подготовку специалистов соответствующих квалификаций.

Благодаря такой преемственности может быть осуществлен переход из одного заведения в другое соответствующего профиля и направленности.

Почему? Потому что все программы содержат необходимый уровень образования, который должен быть сформирован у всех –федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). ФГОС действует на территории всей РФ.

ФГОС определяет в обязательном порядке

1) минимум содержания основных образовательных программ (то, что должны знать все;

2) максимальный объем учебной нагрузки (допустимое количество часов в неделю);

3) требования к уровню подготовки выпускников;

4) условия и результаты обучения на определенных этапах в разных типах образовательных организациях.

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование;

3) гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей;

4) единство образовательного пространства на территории РФ защита и развитие этнокультурных традиций народов РФ;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системами образования других государств;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения форм получения образования, образовательной организации, согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав всех субъектов на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Организационной основой государственной политики является Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО). (Утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015г. №497).

Цель Программы -создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития РФ.

Нормативно – правовыми документами системы образования являются Международные акты - Конвенциях о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах – участниках, а также Законодательство РФ в области образования: закон «Об образовании в РФ».

На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования являются:

— развитие современной системы непрерывного профессионального образования;

— повышение качества профессионального образования;

— обеспечение доступности качественного общего образования;

— повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

В законе даны определения основным понятиям в сфере образования.

выделяют 4 основных вида образования:

Общее образование

Профессиональное образование

Дополнительное образование

Профессиональное обучение.

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - student2.ru

Уровни образования (по Закону РФ и РБ)

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - student2.ru Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - student2.ru

В законе произошли Изменение структуры уровней образования

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - student2.ru   Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - student2.ru

Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений пед. образования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализация индивидуальных образовательных траекторий конкретной личностью с целью удовлетворения е образовательных потребностей.

С начала 90-х годов в России действует многоступенчатая система высшего образования, в которой человек получает образование не по узкой специальности (специалитет – 5 лет), а в рамках определенного направления по 2 уровням: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года).

Приложение

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретение ими опыта применения научных знаний в повседневной жизни, формирование у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении всей жизни;

4) уровень образования - формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности;

5) образовательный ценз - уровень образования, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и в соответствии с настоящим Федеральным законом является условием получения образования следующего уровня и (или) осуществления профессиональной деятельности;

6) академическая степень - характеристика уровня высшего образования в определенной области профессиональной деятельности;

7) квалификация - характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций;

8) федеральный государственный образовательный стандарт - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки.

9) образовательный стандарт - локальный нормативный акт, определяющий требования к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, самостоятельно устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

10) образовательная программа - утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогические условия получения образования определенного вида, уровня и направленности, требования к воспитанию и качеству подготовки обучающихся;

11) примерная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности, требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы;

12) общее образование - вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

13) профессиональное образование - вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности;

14) профессиональное обучение - вид образования, направленный на приобретение обучающимися опыта деятельности, знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых (служебных) функций (определенного вида трудовой (служебной) деятельности (профессии)), который не сопровождается повышением уровня образования;

15) дополнительное образование - вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования;

16) обучающийся - лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании (от имени которого в установленных настоящим Федеральным законом случаях заключен договор об образовании) и осваивающее образовательную программу, либо осваивающее образовательную программу в форме семейного образования или самообразования;

17) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, требующие для получения образования обеспечения специальных условий, отнесенные к указанной категории психолого-медико-педагогической комиссией;

18) образовательная деятельность - деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ, осуществляемая управомоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

19) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность;

20) организация, осуществляющая обучение - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее наряду с основной (уставной) деятельностью образовательную деятельность (дополнительный вид деятельности);

21) организации, осуществляющие образовательную деятельность - юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (образовательные организации и организации, осуществляющие обучение). В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

22) педагогические работники - физические лица, состоящие в трудовых (служебных) или гражданско-правовых отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательного процесса;

23) учебный план - документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, стажировок, предусмотренных образовательной программой, трудоемкость их освоения, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

24) образовательный процесс - процесс обучения, воспитания и развития при реализации образовательной программы, ее частей или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), осуществляемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем, либо в форме семейного образования или самообразования;

25) практика (учебная, производственная и преддипломная) - вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

26) профессиональная ориентация - деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи обучающимся, направленная на содействие свободному и осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности, места и формы обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

27) профильное обучение - форма организации образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы основного общего, среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной общеобразовательной программы;

28) направленность (профиль) образования - целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения;

29) средства обучения - приборы, оборудование, включая спортивные оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронные образовательные ресурсы и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы;

30) трудоемкость - количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчете времени и (или) сложности достижения учебного результата, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая организованную самостоятельную работу;

31) аттестация обучающихся (выпускников) - процедура оценки степени и уровня освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины, модуля, образовательной программы;

32) образовательные услуги - комплекс мероприятий (действий) по осуществлению образовательного процесса в целях освоения обучающимися образовательной программы, ее частей или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

33) качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

34) участники отношений в сфере образования - органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели, педагогические работники, обучающиеся, их родители (законные представители), работодатели и их объединения и иные заинтересованные лица, осуществляющие деятельность в сфере образования

Иные понятия определяются в отдельных статьях настоящего Федерального закона.

Наши рекомендации