Сравнительная характеристика. Рекомендации

Самостоятельная работа №1.

Раздел II.Русская литература I половины XIX века.

Тема: Анализ лирического произведения (на примере стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова).

Цель: произвести анализ одного стихотворения А.С.Пушкина или М.Ю. Лермонтова (по выбору учащихся).

Срок выполнения: в СПО - 2 академических часа, в НПО – 4 часа.

Рекомендации по выполнению задания:

1. Выберите стихотворение, прочитайте.

2. Проведите словарную работу.

3. Произведите подробный анализ стихотворного текста по предложенной схеме.

Примерный план анализа лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение?
  2. Какие жизненные события легли в его основу? Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.

(Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).

  1. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
  2. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
  3. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя.

Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д.

Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.

  1. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения.

10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Критерии оценивания:

«5» - всесторонний анализ лирического произведения;

«4» - неполный анализ стихотворения;

«3» - не указаны средства поэтического языка;

«2» - работа не выполнена.

Самостоятельная работа № 2.

Раздел II.Русская литература II половины XIX века.

Тема:"Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? Трактовка образа главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерины в русской литературной критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев).

Цели:

1. Познакомиться с произведениями критической литературы 1860-х годов.

  1. Закрепить умение выборочного конспектирования литературно-критической статьи.
  2. Развивать критическое мышление и умение работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Срок выполнения: в СПО - 2 академических часа, НПО – 5 часов.

Рекомендации по выполнению задания:

1. Прочитать литературно-критические статьи:

· Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864 г.)

· Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860 г.)

1. Законспектировать выдержки из статьи «Луч света в темном царстве» на тему: «Образ Катерины в оценке Н.А.Добролюбова».

2. Выбрать из статьи «Мотивы русской драмы» Д.И. Писарева фрагменты полемики с Н.А. Добролюбовым. Определить, в чем особенности критического разбора образа Катерины, сделанного Д. И. Писаревым; законспектировать выдержки из статьи.

3. Обобщить изученный материал. Ответить на вопрос: чья позиция вам ближе? Аргументировать свою точку зрения.

При написании конспекта учитывайте требования к оформлению (приложение 1).

Критерии оценивания:

«5» - полемика критиков по поводу образа Катерины представлена полно;

«4» - фрагменты полемики представлены неполно;

«3» - изученный материал не обобщён, точка зрения не аргументирована;

«2» - работа не выполнена.

Самостоятельная работа № 3.

Раздел II.Русская литература II половины XIX века.

Тема: Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).

Цель: провести сравнительный анализ образов Обломова и Штольца. Показать отличительные национальные черты в образах героев.

Срок выполнения:в СПО - 3 академических часа, в НПО – 6 часов.

Рекомендации по выполнению задания:

1. Ознакомьтесь со списком литературы.

2. Прочитайте роман.

3. Выберите необходимый материал для раскрытия образов героев по предложенной примерной схеме: образ жизни, отношение к семье и родителям, отношение к образованию, поведение в обществе и на службе, восприятие любви.

4. Напишите сочинение-рассуждение.

Сравнительная характеристика. Рекомендации.

Сравнительная характеристика - это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.

Многие герои в русской литературе даны "парами": Онегин - Ленский, Онегин - Татьяна, Онегин - автор, Печорин - Грушницкий, Базаров - Аркадий Кирсанов, Базаров - Павел Петрович Кирсанов, Пьер - Андрей, Кутузов - Наполеон и т. д.

Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.

Во вступлении к такому сочинению важно определить проблему, над которой вы будете работать, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей - только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. "Беспроблемным" такое сочинение быть не может.

Помните: сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ - рассказывать сначала об одном, потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях. Поэтому хорошо продумайте план-схему вашего сочинения (первое появление героя, портрет, окружающая жизненная обстановка, отношение с близкими ему людьми, с социумом, поведение в сходных ситуациях, авторское отношение к герою и т. д.)

Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, двигайтесь вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!).

Анализ текста, штрихов к портрету, "говорящих" деталей, речи - это и будут ваши аргументы. Обратите особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение.

Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, попытайтесь обнаружить их сходство и, наоборот, во внешне сходных героях - глубокое различие. Так, размышляя над образом энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке - в доме на берегу моря, "увитом виноградом", можно увидеть сходство окружающей его обстановки с Обломовкой, где жизнь течет правильно и равномерно и куда не долетают тревоги окружающего мира.

Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна и "обратная" композиция: от внешних различий - к глубинному внутреннему сходству.

Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения.

Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Иногда герой дан автором статично. Например, изменяются внутренне, находясь в постоянном поиске истины, положительные герои Толстого, и абсолютно статичны его отрицательные персонажи (почему?).

Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.

Рекомендуемая литература:

1. Гончаров И.А.Обломов: роман в четырёх частях (любое издание).

2. Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А.Гончарова /А.В.Дружинин //Литературная критика. – М.: Сов. Россия, 1983. – С. 290-313.

3. Лощиц Ю. Гончаров / Ю. Лощиц. - М., 1977.

4. Недзвецкий В.А. Романы И.А.Гончарова: в помощь преподавателям и абитуриентам / В.А. Недзвецкий. – М.: МГУ, Просвещение, 1996.

5. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста / Н.И. Пруцков. - М.; Л., 1962.

Критерии оценивания:

«5» - подробный анализ образов героев с применением цитат;

«4» - анализ образов без применения авторского текста;

«3» - анализ образов с нарушением последовательности;

«2» - задание не выполнено.

Наши рекомендации