Сравнительная характеристика. Рекомендации
Самостоятельная работа №1.
Раздел II.Русская литература I половины XIX века.
Тема: Анализ лирического произведения (на примере стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова).
Цель: произвести анализ одного стихотворения А.С.Пушкина или М.Ю. Лермонтова (по выбору учащихся).
Срок выполнения: в СПО - 2 академических часа, в НПО – 4 часа.
Рекомендации по выполнению задания:
1. Выберите стихотворение, прочитайте.
2. Проведите словарную работу.
3. Произведите подробный анализ стихотворного текста по предложенной схеме.
Примерный план анализа лирического произведения
- Кем и когда написано стихотворение?
- Какие жизненные события легли в его основу? Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
- Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
- Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
- Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.
(Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
- Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
- Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
- Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя.
Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д.
Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
- Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения.
10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
Критерии оценивания:
«5» - всесторонний анализ лирического произведения;
«4» - неполный анализ стихотворения;
«3» - не указаны средства поэтического языка;
«2» - работа не выполнена.
Самостоятельная работа № 2.
Раздел II.Русская литература II половины XIX века.
Тема:"Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? Трактовка образа главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерины в русской литературной критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев).
Цели:
1. Познакомиться с произведениями критической литературы 1860-х годов.
- Закрепить умение выборочного конспектирования литературно-критической статьи.
- Развивать критическое мышление и умение работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Срок выполнения: в СПО - 2 академических часа, НПО – 5 часов.
Рекомендации по выполнению задания:
1. Прочитать литературно-критические статьи:
· Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864 г.)
· Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860 г.)
1. Законспектировать выдержки из статьи «Луч света в темном царстве» на тему: «Образ Катерины в оценке Н.А.Добролюбова».
2. Выбрать из статьи «Мотивы русской драмы» Д.И. Писарева фрагменты полемики с Н.А. Добролюбовым. Определить, в чем особенности критического разбора образа Катерины, сделанного Д. И. Писаревым; законспектировать выдержки из статьи.
3. Обобщить изученный материал. Ответить на вопрос: чья позиция вам ближе? Аргументировать свою точку зрения.
При написании конспекта учитывайте требования к оформлению (приложение 1).
Критерии оценивания:
«5» - полемика критиков по поводу образа Катерины представлена полно;
«4» - фрагменты полемики представлены неполно;
«3» - изученный материал не обобщён, точка зрения не аргументирована;
«2» - работа не выполнена.
Самостоятельная работа № 3.
Раздел II.Русская литература II половины XIX века.
Тема: Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).
Цель: провести сравнительный анализ образов Обломова и Штольца. Показать отличительные национальные черты в образах героев.
Срок выполнения:в СПО - 3 академических часа, в НПО – 6 часов.
Рекомендации по выполнению задания:
1. Ознакомьтесь со списком литературы.
2. Прочитайте роман.
3. Выберите необходимый материал для раскрытия образов героев по предложенной примерной схеме: образ жизни, отношение к семье и родителям, отношение к образованию, поведение в обществе и на службе, восприятие любви.
4. Напишите сочинение-рассуждение.
Сравнительная характеристика. Рекомендации.
Сравнительная характеристика - это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.
Многие герои в русской литературе даны "парами": Онегин - Ленский, Онегин - Татьяна, Онегин - автор, Печорин - Грушницкий, Базаров - Аркадий Кирсанов, Базаров - Павел Петрович Кирсанов, Пьер - Андрей, Кутузов - Наполеон и т. д.
Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.
Во вступлении к такому сочинению важно определить проблему, над которой вы будете работать, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей - только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. "Беспроблемным" такое сочинение быть не может.
Помните: сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ - рассказывать сначала об одном, потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях. Поэтому хорошо продумайте план-схему вашего сочинения (первое появление героя, портрет, окружающая жизненная обстановка, отношение с близкими ему людьми, с социумом, поведение в сходных ситуациях, авторское отношение к герою и т. д.)
Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, двигайтесь вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!).
Анализ текста, штрихов к портрету, "говорящих" деталей, речи - это и будут ваши аргументы. Обратите особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение.
Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, попытайтесь обнаружить их сходство и, наоборот, во внешне сходных героях - глубокое различие. Так, размышляя над образом энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке - в доме на берегу моря, "увитом виноградом", можно увидеть сходство окружающей его обстановки с Обломовкой, где жизнь течет правильно и равномерно и куда не долетают тревоги окружающего мира.
Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна и "обратная" композиция: от внешних различий - к глубинному внутреннему сходству.
Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения.
Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Иногда герой дан автором статично. Например, изменяются внутренне, находясь в постоянном поиске истины, положительные герои Толстого, и абсолютно статичны его отрицательные персонажи (почему?).
Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.
Рекомендуемая литература:
1. Гончаров И.А.Обломов: роман в четырёх частях (любое издание).
2. Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А.Гончарова /А.В.Дружинин //Литературная критика. – М.: Сов. Россия, 1983. – С. 290-313.
3. Лощиц Ю. Гончаров / Ю. Лощиц. - М., 1977.
4. Недзвецкий В.А. Романы И.А.Гончарова: в помощь преподавателям и абитуриентам / В.А. Недзвецкий. – М.: МГУ, Просвещение, 1996.
5. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста / Н.И. Пруцков. - М.; Л., 1962.
Критерии оценивания:
«5» - подробный анализ образов героев с применением цитат;
«4» - анализ образов без применения авторского текста;
«3» - анализ образов с нарушением последовательности;
«2» - задание не выполнено.