Теория самокатегоризации
Однако простая идея об отношениях между людьми, основанных на их сходстве между собой, а также об отношениях между индивидуумом и другими людьми, не способна объяснить полученные экспериментальные данные. В действительности идеи о «сходстве», «Я» и «согласии» были восприняты как не создающая проблем данность, как нечто само собой разумеющееся и не требующее доказательства, однако на самом деле это не так. Эти понятия требуют более серьезной интерпретации. Именно это и делает теория самокатегоризации.
Теория самокатегоризации исходит из анализа «Я» и отношений между «Я», социальными нормами и социальным контекстом. Теория основана на том, что социальные нормы определяют и формируют активность личного «Я», и наоборот. Теория самокатегоризации также является общей теорией группового поведения. Центральная гипотеза заключается в том, что групповое поведение является поведением индивидуумов, действующих скорее с позиций их общей идентичности, нежели как разные индивидуумы (т. е. не с позиций их личных идентичностей). Эта теория пытается объяснить изменения в том, как именно люди определяют и категоризируют себя, и влияние этих изменений. В основе теории лежит предположение, согласно которому феномены влияния являются одним из эффектов категоризации людьми самих себя с позиций общей социальной идентичности (к другим эффектам относятся социальная сплоченность, сотрудничество и т. д.).
Основные идеи теории самокатегоризации заключаются в следующем. Один из аспектов «Я» - когнитивный аспект, система представлений о себе, которые человек использует для того, чтобы определить себя. Понимание самого себя можно рассматривать как самокатегории, или самокатегоризации: когнитивные группирования присущих самому себе признаков и представление самого себя как идентичного, аналогичного, эквивалентного некоему определенному классу стимулов, отличному от другого класса стимулов. Предполагается, что самокатегоризации могут отличаться друг от друга своими уровнями включенности либо отвлеченности. Люди могут категоризировать себя в качестве индивидуумов на основании своих отличий от других людей или как социальные группы с точки зрения общих признаков, отличающих их от не членов данной группы. Попадание или непопадание в группу отражает самокатегоризацию на уровне социальной идентичности, который включает в себя больше, чем самокатегоризация на уровне личного «Я». Люди могут также использовать даже более значимые уровни (например, можно кате-горизировать себя как представителя человечества) или менее значимые уровни («кто я на самом деле»). Самокатегоризации отличаются не только уровнями, но и содержанием - функцией конкретных обстоятельств. Какая именно самокатегория будет наиболее значима в данный момент времени - это зависит от готовности людей использовать специфическую категорию (от ее доступности сравнительно с другими категориями) и от ее соответствия стимуляции.
Тертер показывает нам, что теория самокатегоризации - единый теоретический базис, на основании которого можно объяснить различные аспекты такого феномена, как социальное влияние. Нормализация, конформность и инновация - это процессы влияния, связанные с формированием, поддержанием или изменением внутригрупповых (групповых) норм. Как поляризация, так и сближение позиций членов группы - это движение к групповым нормам в изменяющихся сравнительных условиях. Сдвиг к внутригрупповой норме не является ни «нормативным», ни «информационным» в старом смысле этих слов. Различие между нормативным и информационным влиянием заменено представлением о том, что базовым процессом влияния становится процесс, при котором нормативная позиция людей, категоризируемых индивидуумом как похожих на него, субъективно воспринимается им как валидная. Валидность информации устанавливается внутригрупповыми нормами. Люди смещаются в сторону убеждающей их информации, но убеждающей не может быть любая абстрактная информация, оторванная от социального контекста: информация будет убеждающей лишь в той мере, в какой она была валидизирована через ее использование для достижения внутригруппового консенсуса. Аргументы имеют информационную валидность, а позиции других людей - социальную ценность лишь в той мере, в какой они представляют общие реакции членов группы как единого целого, что, в свою очередь, является следствием социального сравнения и самокатегоризации в социальном контексте. Теория самокатегоризации предлагает общий подход к объяснению социальной ценности и информационных процессов.
Подобная трактовка информационного влияния существенно отличается от других теорий. Если обобщить - в основе теории самокатегоризации лежит предположение, что психологическое формирование группы представляет собой основу влияния, а не его результат. Согласно теории зависимости, неоднозначность стимула - причина неуверенности индивидуума в себе и его информационной зависимости от других людей, которая, становясь основой влияния, и приводит к образованию социальных норм и групповой структуры. Однако образование группы - необходимое предварительное условие влияния. Социальная категоризация других людей как идентичных собственному «Я» приводит к возникновению общих ожиданий согласия.