РСД можно разделить на несколько

режимов:

1) режим исключительных прав (кому исключительные права принадлежат, тот ими

распоряжается путем дозволений и запретов) посредством института исключительных прав.

Третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции. Главнейшей функцией института исключительных прав

является наделение их обладателя полным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над теми или иными результатами

интеллектуальной деятельности.

2) Режим общественного достояния является вариантом режима свободного доступа,

который квалифицируется как основная гарантия прав и свобод человека и гражданина. В таком режиме может находится любая общедоступная информация,

которая незаменима и уникальна. Принципы на которых основывается режим общественного достояния:

- общедоступность

- равенство возможностей на доступ

- обеспеченность информации особой охраной

государства.

3) режим массовой информации – роль, необходимость поддержания в обществе «естественного состояния» свободы массовой информации. Она является доминирующим среди иных состояний открытой информации. В целом потребитель массовой информации не ограничен, помимо социальных ограничений или языковых барьеров, которые не относятся к сфере правовой регламентации. Действующие НПА и запреты в них в основном касаются тех лиц, которые являются потребителями и производителями объектов ИП.

15. Понятие «информация с ограниченным доступом» применяется в таких НПА, как закон РБ от 28 июня 2001г. №7 «обутверждении положения о порядке разработки, производства, реализации и использования средств криптографической защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие гостайну».

Законодательство ссылается на множество видов информации с ограниченным доступом. Это конфиденциальная информации,нераскрытая информация, деловой или

производственный секрет, тайна исповеди, тайна нотариальных действий, тайна личной жизни, телепрограмма и т.д.

Информация с ограниченным доступом характеризуют:

1) Публичный интерес – охрана информационных ресурсов, которые имеют государственное значение.

2) Коммерческий интерес - это интерес хозяйствующих субъектов по ограничению доступа к информации для получения преимуществ в конкуренции.

3) Защита прав личности – это неприкосновенность личной жизни и

связанное с этим профессиональная тайна.

Режим ограниченного доступа можно разделить на несколько режимов:

1) режимы конфиденциальной информации:

а) коммерческая тайна – согласно ст.140 ГК коммерческая тайна - это информация,

которая обладает следующими признаками:

- имеет действие или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;

- к ней нет свободного доступа

- обладатели этой информации принимают

меры к ее охране

Существует утвержденный Совмином перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:

- учредительные документы(устав и т.д.)

- сведения о финансово-хозяйственной

деятельности

- документы о платежеспособности

- сведения о штатности, численности работников

- сведения о наличии свободных мест

Б) банковская тайна - это сведения о счетах ивкладах, в том числе о наличии счета в банке,о его владельцу, и иных реквизитах счета, онаходящихся на счете денежных средствах,сведения об операциях по счетам и вкладам,а также имуществе, находящемся набанковском хранении, которые не подлежат разглашению.

В) персональные данные - это сведения,позволяющие идентифицировать личность

гражданина. В практической жизни охранаперсональных данных осуществляется в

рамках профессиональной тайны, а такжепутем ограничения их свободного оборота в

административном порядке. Правовой режим персональных данных основывается наразрешении объективно существующий противоречий между неприкосновенностью

личной жизни и необходимости сбора, хранения, использования и передачи

определенных сведений об этой жизни.

2.) режим информации, отнесенной к госсекретам (гостайна, служебная тайна)

Гостайна - это госсекреты, разглашение илиутрата которых может повлечь тяжкие

последствия для национальной безопасности РБ, а также может создать угрозу для

безопасности как государства, так и общества.

Основными принципами отнесения сведений к госсекретам являются: законность безопасность личности, общества и государства, обоснованность соотнесение с мерами защиты госсекретов иными государствамию

Законодательством установлен перечень

сведений, не подлежащих отнесению к

госсекретам и их засекречиванию:

- сведения об возникших или прогнозируемых ЧС.

- сведения об окружающей среде

- сведения о льготах и компенсациях, которые предоставлены государством для

физических и юридических лиц.

- сведения о размерах золотого запаса

- о состоянии здоровья высших должностных лиц.

- о состоянии внешней задолженности

В соответствии со степенью секретности сведений составляющих госсекреты,

присваиваются следующие грифы секретности: Для носителей гостайны гриф «особой важности» и «совершено секретно».

2. для носителей служебной тайны гриф «секретно»

3. для защиты сведений иные грифы запрещаются

Юридические и физические лица могут пользоваться и распоряжаться сведениями

составляющими гостайну, переданными или госорганами, которые являются владельцами этих госсекретов. Руководители юридических

лиц, запрашивающих сведения, которые составляют госсекреты, обязаны создать все

условия по обеспечению защиты госсекретов. Решение о передаче сведений, составляющих гостайну иным государствам может осуществляться только президентом. Допуск физических лиц к госсекретам осуществляется только после заключения с ним договора. Типовая форма договора о допуске к госсекретам определяется Совмином. Без оформления допуска могут получать доступ к госсекретам: президент, премьер-министр с момента назначения на должность, депутаты палаты представителей и судьи.

Наши рекомендации