Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия
(в ред. с изменениями от 4 марта 2013 года)
СОКРАЩЕНИЯ:
КДНиЗП – комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
СОП – социально опасное положение
КГАОУ ЦПМСС - краевое государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения № 3» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Перми
КС – консилиум специалистов
ИПР – индивидуальная программа реабилитации семьи и ребенка, находящихся в СОП (активное патронирование)
ИПСП - индивидуальная программа стабильного патронирования семьи и ребенка, находящихся в СОП
ИПП – индивидуальная программа патронирования несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет
ИП - индивидуальная программа (обобщает ИПР, ИПП, ИПСП)
ИПС - индивидуальная программа сопровождения
ТУ МСР – территориальное управление Министерства социального развития Пермского края
УФКАСС - унифицированная форма комплексного анализа семейной ситуации
ИКС - информационная карта семьи
МЛРГ – межведомственная локальная рабочая группа
ГКОУ для детей-сирот - государственных краевых образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ГКУ НПО - государственное краевое учреждение начального профессионального образования
ГКУ СПО - государственное краевое учреждение среднего профессионального образования
ОМВД - отдел Министерства внутренних дел
ОПДН - отделение по делам несовершеннолетних
ЦЕЛЬ:
снижение численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
снижение детской и младенческой смертности.
ЗАДАЧИ:
1. Организовать взаимодействие субъектов системы профилактики в процессе проведения индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящихся в социально опасном положении и в «группе риска» социально опасного положения.
2. Обеспечить адресный подход в организации и проведении реабилитационных и коррекционных мероприятий различных категорий семей и детей.
3. Внедрить в работу специалистов субъектов системы профилактики коррекционные и реабилитационные технологии различных категорий семей и детей.
4. Внедрить систему мониторинга деятельности специалистов по реабилитации семей и детей в СОП.
5. Внедрить систему контроля качества реализации индивидуальных программ всеми субъектами системы профилактики.
Основные понятия
В настоящем Порядке применяются следующие понятия:
индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждения совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
детское и семейное неблагополучие – состояние, при котором не удовлетворяются насущные потребности и не выполняются основные жизненные функции как семьи в целом, так и отдельных ее членов (в том числе детей);
профилактика детского и семейного неблагополучия - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической, коррекционной и сопровождающей работой с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в СОП и группе риска;
трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно;
семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном для их жизни и здоровья положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей собой опасность для его жизни или здоровья или не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, или совершает правонарушения или другие антиобщественные действия;
семья группы риска - семья, жизнедеятельность которой при существующих условиях может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению родителями обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка, к социально опасному положению для несовершеннолетнего;
коррекция детского и семейного неблагополучия – деятельность, направленная на преодоление, ослабление недостатков развития и воспитания несовершеннолетних группы риска социально опасного положения, проводимая как в отношении самих несовершеннолетних, так и членов их семей, с целью предотвращения совершения правонарушений, прекращения поведения деструктивного характера, а также создания условий для развития личности ребенка;
несовершеннолетний группы риска – несовершеннолетний, который в силу различных обстоятельств жизни находиться в ситуации социального неблагополучия, препятствующей «нормальному» (благоприятному, социально приемлемому) развитию и взрослению, но еще не находящийся в социально опасном положении;
ребенок, оставшийся без попечения родителей - ребенок, родители которого лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, не могут выполнять родительские обязанности из-за болезни или длительного отсутствия, уклоняются от воспитания или защиты прав и интересов ребенка, отказываются взять его из воспитательного, лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей;
ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
женщины группы риска, в том числе беременные – женщины репродуктивного возраста, образ жизни которых, при существующих условиях, может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению ими родительских обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка, к социально опасному положению для несовершеннолетнего;
реабилитация кровной семьи – это восстановление семьи и ее функций, направленных на развитие личности (в первую очередь ребенка);
социальный патронаж - систематическое наблюдение за несовершеннолетними и их семьями для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой или иной помощи;
социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности;
социальная адаптация - система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности;
сопровождение детей и семей — это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание медико-психологических, социально-педагогических условий для восстановления, коррекции или компенсации нарушенных, утраченных либо отсутствующих социально-адаптационных качеств, позволяющих ребёнку или его семье успешно функционировать в социуме;
индивидуальная программа реабилитации (сопровождения) – рабочий документ, определяющий деятельность специалистов, осуществляющих реабилитационный (коррекционный) процесс, включающий в себя перечень мероприятий по комплексной реабилитации (коррекции) и развитию ребенка и семьи, находящейся в социально опасном положении (группе риска), сроки их выполнения, лиц, ответственных за их выполнение, и направленный на позитивное изменение ситуации в семье, создание условий для восстановления отсутствующих адаптивных качеств, позволяющих ребенку или его семье успешно функционировать в социуме;
куратор семьи и ребёнка – специалист, осуществляющий координацию и контроль над процессом межведомственной комплексной реабилитации семьи и ребёнка, находящейся в социально опасном положении;
социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижению ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 № 170-ФЗ);
государственный стандарт социального обслуживания – установленный национальным стандартом государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Нормативно-правовая база
Законодательство РФ:
· Семейный кодекс Российской Федерации
· Гражданский кодекс Российской Федерации
· Уголовный кодекс Российской Федерации
· Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
· Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 07.02.2011)
· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» (ред. от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011)
· Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 01.07.2011)
· Постановление Правительства РФ от 18.05.2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 26.07.2010)
· Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005
Региональное законодательство:
· Закон Пермской области от 09.09.1996г. № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» (в ред. Законов Пермской области от 07.12.1999 N 702-106, от 08.06.2001 N 1534-247, от 30.11.2004 N 1834-390, от 02.08.2005 N 2376-526, от 30.11.2005 N 2703-604, Законов Пермского края от 04.07.2006 N 3129-710, от 28.11.2006 N 3316-761, от 07.09.2007 N 97-ПК, от 12.10.2007 N 117-ПК, от 30.07.2008 N 285-ПК, от 03.09.2008 N 289-ПК, от 16.11.2009 N 516-ПК, от 25.12.2009 N 562-ПК, от 01.04.2011 N 753-ПК, с изм., внесенными Законами Пермского края от 28.11.2006 N 29-КЗ, от 16.12.2010 N 726-ПК)
· Закон Пермской области от 05.09.2005 г. № 2441-539 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (в ред. Законов Пермского края от 02.07.2008 N 260-ПК, от 03.09.2009 N 477-ПК, с изм., внесенными Законом Пермского края от 28.11.2006 N 29-КЗ)
· Постановление Правительства Пермского края от 18.05.2007г. № 99-п «Об утверждении Перечня гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объёму» (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 18.08.2008 N 347-п, от 17.02.2009 N 69-п, от 20.11.2009 N 856-п, от 01.06.2010 № 267-п, от 05.07.2010 № 375-п, от 27.08.2010 № 565-п, от 20.09.2010 N 652-п, от 04.05.2011 N 254-п, от 15.06.2011 N 351-п, от 29.07.2011 N 514-п)
· Указ губернатора Пермской области от 29.09.2005 г. № 155 «О социальном обслуживании населения Пермского края» (в ред. от 30.12.2010)
Постановления КДНиЗП Пермского края:
· Постановление КДНиЗП Пермского края от 22.09.2009 г. № 5\3 «О механизме взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними»
· Постановление КДНиЗП Пермского края от 22.09.2009 г. № 5\6 «О Порядке взаимодействия КДНиЗП ПДН ОВД, ЦЗН специальных учреждений закрытого типа, ПВК, ЦВСНП, ССР семей и детей, находящихся в СОП, с условно осужденными несовершеннолетними, с условно-досрочно освобожденными несовершеннолетними, находящимися и вернувшимися из специальных учреждений для несовершеннолетних закрытого типа, ПВК, ЦВСНП»
· Постановление КДНиЗП Пермского края от 22.03.2011 г. № 1/3 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия системы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и судов по реализации восстановительных технологий»
Нормативные акты муниципальных образований:
Постановления глав администраций муниципальных районов и городских округов по реализации межведомственного взаимодействия в реабилитации семей и детей, находящихся в СОП
ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1. Выявление фактов детского и семейного неблагополучия
1.1. Выявление фактов детского и семейного неблагополучия осуществляют все субъекты системы профилактики, физические лица (граждане) через передачу информации в муниципальные КДНиЗП в срочном порядке.
1.2. Женская консультация выявляет на основе критериев постановки на учёт семей и детей «группы риска» (приложение 13) беременных женщин «группы риска» и направляет в КДНиЗП информационное сообщение (приложение 17).
1.3. Детская поликлиника выявляет на основе критериев постановки на учёт семей и детей «группы риска» (приложение 13) семей, имеющих детей от 0 до 1 года «группы риска» и направляет в КДНиЗП информационное сообщение (приложение 18).
1.4. Детская поликлиника по факту рождения ребёнка у женщины, ранее находящейся в «группе риска», направляет в КДНиЗП информационное сообщение в течение 3-х рабочих дней с момента её выписки из родильного дома или стационарного отделения (приложение 18).
1.5. Специалист, оказывающий государственную услугу «Выявление семей и детей, находящихся в СОП» (далее – специалист по выявлению), выявляет, принимает информацию от специалистов КДНиЗП, субъектов системы профилактики и граждан о фактах детского и семейного неблагополучия, проверяет указанные факты в сроки, указанные в приложении 1, на наличие критериев, подтверждающих социально опасное положение семей и детей (приложение 1, 3, 11).
1.6. Специалист по выявлению осуществляет сбор и оформление пакета документов, подтверждающих нахождение семьи в СОП (приложение 2). Указанные документы направляет в ТУ МСР.
1.7. ТУ МСР в течение 3-х рабочих дней обеспечивает ознакомление с представленным пакетом документов на предмет подтверждения факта нахождения семьи и детей в СОП, заполняет информацию о нахождении семьи в СОП по форме приложения 3 и направляет пакеты документов в КДНиЗП с целью рассмотрения вопроса о постановке семьи и детей на учет в СОП.
1.8. ТУ МСР в случаях, если документы, направленные от специалиста по выявлению, указывают на факты угрозы жизни и здоровью ребенка (детей) в выявленной семье незамедлительно принимает меры к решению вопроса о дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетнего (их) в порядке, установленном законодательством РФ.
1.9. Специалисты КДНиЗП ведут сбор информации (от специалиста по выявлению, субъектов системы профилактики, граждан) о фактах детского и семейного неблагополучия с последующим рассмотрением на заседании КДНиЗП вопроса о постановке семьи, беременной женщины на учет в «группу риска» и постановке семей и детей в группу СОП в соответствии с критериями постановки на учет (приложение 11,13).
1.10. В случаях, если специалисту по выявлению при осуществлении сбора документов стали известны факты угрозы жизни и здоровью ребенка (детей) в выявленной семье, жестокое обращение с несовершеннолетним, применение насилия, оставление в опасности, информация незамедлительно направляется в отдел полиции для проверки в порядке, установленном законодательством РФ.
2. Организация работы по ранней профилактике детского и семейного неблагополучия
2.1. Постановка на учет в «группу риска» беременных женщин и семей с детьми в возрасте от 0 до 1 года
2.1.1. КДНиЗП рассматривает полученные от субъектов системы профилактики, граждан информацию и документы о фактах детского и семейного неблагополучия на соответствие критериям постановки на учет беременных женщин, семей и детей в «группу риска» (приложение 13), оценивает риски безопасности ребенка и вероятность перехода семьи в СОП. На очередном заседании КДНиЗП принимает решение о постановке беременной женщины, семьи и несовершеннолетних в «группу риска».
2.1.2. КДНиЗП в течение 2-х рабочих дней издаёт постановление о постановке на учёт в «группу риска» семьи с детьми от 0 года до 1 года (приложение 21), ходатайство о постановке на учёт в «группу риска» беременных женщин и проведении индивидуальной коррекционной работы. Направляет указанное постановление или ходатайство с приложением пакета документов (личное дело) в КГАОУ ЦПМСС. Личное дело беременной женщины или семьи, имеющей детей от 0 до 1 года, вновь поставленной на учет в «группу риска», КДНиЗП в течение 2-х рабочих дней передает КГАОУ ЦПМСС по акту.
2.1.3. Если требуется разработка ИПС на заседании МЛРГ, КДНиЗП в отношении поставленных на учёт в «группу риска» беременных женщин и семей с детьми от 0 до 1 года назначает дату проведения МЛРГ (не более 7 дней со дня постановки семьи, женщины на учет в «группу риска»), информирует в течение 2-х рабочих дней специалистов субъектов системы профилактики с целью проведения подготовительной работы к заседанию МЛРГ.
2.2. Ведение учета беременных женщин «группы риска» и семей с детьми в возрасте от 0 до 1 года «группы риска»
2.2.1. Ведение учёта семей с детьми от 0 до 1 года и беременных женщин «группы риска» в формате электронных регистров обеспечивают органы или учреждения системы здравоохранения, которые несут ответственность за достоверность данных и своевременное внесение информации в регистр.
2.2.2. До 01 числа месяца, следующего за отчётным периодом, органы и учреждения системы здравоохранения передают данные регистров в муниципальные КДНиЗП.
2.2.3. До 05 числа месяца, следующего за отчётным периодом, муниципальные КДНиЗП передают данные регистров в КДНиЗП Пермского края.
2.3. Социальное сопровождение беременных женщин и семей «группы риска»
2.3.1. Все беременные женщины «группы риска» и семьи «группы риска», имеющие детей в возрасте от 0 до 1 года, подлежат охвату индивидуальной коррекционной работой.
2.3.2. Индивидуальная коррекционная работа в отношении беременных женщин «группы риска», семей «группы риска», имеющих детей в возрасте от 0 до 1 года, осуществляется на основании заключения 3-хстороннего Соглашения (приложение 4).
2.3.3. Муниципальные КДНиЗП координируют деятельность субъектов системы профилактики по планированию и проведению коррекционных мероприятий с беременными женщинами «группы риска» и семьями «группы риска», имеющих детей в возрасте от 0 до 1 года.
2.4. Разработка индивидуальной программы сопровождения (ИПС)
2.4.1. Разработка ИПС осуществляется специалистом КГАОУ ЦПМСС в течение 14 рабочих дней с момента постановки на учет в «группу риска». С последующим представлением ИПС на утверждение в КДНиЗП.
2.4.2. Порядок разработки ИПС:
· Куратор осуществляет первичный социальный патронаж в течение 5-ти рабочих дней с момента получения от КДНиЗП постановления или ходатайства, в ходе которого заполняет бланк листа ежемесячного патронажа семьи (приложение 7), проводит первичную социально-педагогическую диагностику, обследование жилищно-бытовых условий семьи и составляет акт ЖБУ, заполняет форму «Характеристика семьи «группы риска» (приложение 19).
· Специалист КГАОУ ЦПМСС на основании анализа первичных документов, первичного патронажа и первичной социально-педагогической диагностики, готовит проект ИПС, где отражает выявленные проблемы, обозначает задачи сопровождения и предполагаемых участников процесса сопровождения, прогнозный срок социального сопровождения, обозначает мероприятия, реализуемые специалистами КГАОУ ЦПМСС. Мероприятия, реализуемые специалистами КГАОУ ЦПМСС, должны быть запланированы в соответствии с гарантированным Перечнем социальных услуг указанной категории женщин и семей.
· В случае решения КДНиЗП о разработке ИПС на МЛРГ
· Председатель МЛРГ организует и проводит заседание в соответствии с Положением об МЛРГ (приложение 8) в течение 7 дней после постановки семьи, беременной женщины на учет в «группу риска».
· Члены МЛРГ - специалисты субъектов системы профилактики готовят к заседанию МЛРГ информационную справку о семье (приложение 18).
· В ходе заседания МЛРГ происходит обобщение информации о семье, определяются проблемы семьи и задачи по их решению, разрабатывается план мероприятий по сопровождению, с указанием сроков их реализации и ответственного лица за их выполнение.
· В обязательном порядке ведётся протокол МЛРГ (приложение 8). Составленный протокол по итогам проведённого заседания подписывают все члены МЛРГ.
· Специалист КГАОУ ЦПМСС согласно протоколу заседания МЛРГ оформляет окончательный вариант ИПС (приложение 23) в течение 2-х рабочих дней, согласовывает ИПС с руководителем органа или учреждения здравоохранения.
· Оформленная и согласованная ИПС в течение 1-го рабочего дня направляется специалистом КГАОУ ЦПМСС на утверждение в КДНиЗП в бумажном и электронном варианте.
· Муниципальная КДНиЗП рассматривает на очередном заседании КДНиЗП, утверждает ИПС семьи или женщины.
· Муниципальная КДНиЗП, при утверждении ИПС учитывает требования к разработке ИПС (приложение 20) и наличие протокола заседания МЛРГ (если ИПС разрабатывалась на МЛРГ).
· Утвержденную ИПС КДНиЗП в срок до 2-х рабочих дней направляет в адрес субъектов системы профилактики и КГАОУ ЦПМСС для осуществления ими коррекционных мероприятий.
2.5. Реализация, сопровождение реализации и коррекция ИПС
2.5.1. Специалисты, ответственные за выполнение коррекционных мероприятий в ИПС, обязаны соблюдать сроки мероприятий и ежемесячно информировать специалиста КГАОУ ЦПМСС о результатах проведенной ими работы или несостоявшихся мероприятиях.
2.5.2. Специалист КГАОУ ЦПМСС осуществляет сопровождение реализации мероприятий в ИПС, отслеживая исполнение коррекционных мероприятий всеми субъектами системы профилактики, и результаты ежемесячно направляет в КДНиЗП (приложение 10).
2.5.3. Коррекция ИПС происходит при изменении ситуации в семье, в случае возникновения ранее не обозначенных проблем или по завершению сроков реализации ИПС.
2.5.4. Коррекция ИПС осуществляется на заседании КС КГАОУ ЦПМСС или МЛРГ, оформляется дополнением к ИПС.
2.5.5. Дополнения к ИПС утверждаются на заседании КДНиЗП.
2.5.6. Решение возникающих проблем при реализации ИП:
1 уровень - вынесение проблем реализации ИПС семьи и несовершеннолетнего в СОП на заседание КС КГАОУ ЦПМСС по решению конкретной проблемы семьи с привлечением отдельных специалистов учреждений по запросу КГАОУ ЦПМСС. Решения фиксируются в протоколе.
2 уровень - вынесение проблем реализации ИПС семьи и несовершеннолетнего на экстренное заседание МЛРГ в случае возникновения трудностей осуществления плана ИП (по решению КС КГАОУ ЦПМСС) по запросу КГАОУ ЦПМСС. Решения фиксируются в протоколе.
3 уровень - вынесение проблем реализации ИПС семьи и несовершеннолетнего по решению МЛРГ на экстренное заседание муниципальной КДНиЗП.
2.6. Контроль реализации ИПС
2.6.1. Специалист КГАОУ ЦПМСС ежемесячно направляет в КДНиЗП отчет «Исполнение реабилитационных (коррекционных) мероприятий субъектами системы профилактики» (приложение 10).
2.6.2. Руководитель социальной службы КГАОУ ЦПМСС ежеквартально осуществляет промежуточный контроль реализации ИПС. Результаты контроля, проблемы реализации ИПС обсуждаются на КС КГАОУ ЦПМСС.
2.6.3. На заседании МЛРГ регулярно (по заявке КГАОУ ЦПМСС, другого субъекта системы профилактики) обсуждаются проблемы реализации ИПС семьи и несовершеннолетнего. Решения фиксируются в протоколе.
2.6.4. КДНиЗП не реже одного раза в квартал рассматривают ход реализации ИПС, осуществляет проверки работы субъектов системы профилактики муниципального образования по реализации ИПС с заслушиванием по результатам проверок руководителей органов и учреждений системы профилактики.
2.6.5. ТУ МСР ежемесячно осуществляет проверки предоставления государственной услуги «Социальное сопровождение беременных женщин «группы риска» и семей «группы риска», имеющих детей в возрасте от 0 до 1 года».
2.6.6. С целью взаимодействия по контролю качества организации коррекционной работы с «группой риска» КДНиЗП, ТУ МСР, КГАОУ ЦПМСС, учреждения здравоохранения проводят совместные совещания.
2.7. Снятие с учета «группа риска»
2.7.1. По результатам промежуточного контроля или завершению сроков сопровождения КС КГАОУ ЦПМСС принимает решение о направлении ходатайства (приложение 16) о снятии с учета «группа риска» в КДНиЗП (фиксируется протоколом КС), согласовав его с учреждением здравоохранения.
2.7.2. Ходатайство КГАОУ ЦПМСС о снятии с учета «группы риска» направляется в муниципальную КДНиЗП.
2.7.3. Снятие с учета «группы риска» осуществляют муниципальные КДНиЗП при условии отсутствия критериев постановки на учет беременных женщин и семей, находящихся в «группе риска» (приложение 13). Основываясь на ходатайстве КГАОУ ЦПМСС, КДНиЗП выносит постановление о снятии с учета «группы риска» и перевода в «группу норма», направляет постановление в субъекты системы профилактики, КГАОУ ЦПМСС в течение 3-х рабочих дней.
2.7.5. КГАОУ ЦПМСС в течение 3-х рабочих дней передаёт в КДНиЗП по акту личное дело беременных женщин и семей, находящихся в «группе риска», снятых с учёта. При необходимости для продолжения дальнейшей работы с беременной женщиной КДНиЗП направляет личное дело в органы или учреждения здравоохранения.
3. Организация работы по реабилитации семей и детей, находящихся в СОП
3.1.Постановка семей и детей на учет в КДНиЗП, как находящихся в СОП
3.1.1. КДНиЗП рассматривает пакеты документов на соответствие критериям постановки на учет семей и детей, находящихся в СОП (приложение 11), и информации ТУ МСР (приложение 3). На очередном заседании КДНиЗП принимает решение и выносит постановление о постановке семьи на учет в СОП и проведении индивидуальной профилактической работы (приложение 21).
3.1.2. В случаях отказа в постановке семьи на учет в СОП, либо в случаях постановки семьи на учет в «группу риска» КДНиЗП в течение 2-х рабочих дней направляет в ТУ МСР информацию о принятом решении с указанием причин принятия данного решения.
3.1.3. При постановке семьи на учет в СОП КДНиЗП в течение 2-х рабочих дней представляет специалистам субъектов системы профилактики информацию о вновь поставленных на учет семьях в СОП (пофамильный список с указанием оснований) и дату проведения МЛРГ с целью проведения подготовительной работы к заседанию МЛРГ.
3.1.4. Постановления КДНиЗП о постановке семьи и детей на учёт в СОП и проведении индивидуальной профилактической работы с приложением пакета документов специалиста по выявлению (приложение 2) направляются в службу социально-реабилитационной работы КГАОУ ЦПМСС по месту проживания семьи несовершеннолетнего, по акту приема-передачи в течение 2-х рабочих дней, для организации проведения дальнейшей реабилитационной работы.
3.1.5. КГАОУ ЦПМСС на основании представленных документов формирует личное дело семьи (приложение 5), реестр вновь поставленных на учёт семей и детей в СОП.
3.1.6. В отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в СОП, постановления муниципальной КДНиЗП о постановке на учёт в СОП и проведении индивидуальной профилактической работы направляется в адрес руководителей ГКОУ для детей-сирот, ГКУ НПО, СПО для обеспечения проведения дальнейшей реабилитационной работы.
3.1.7. Специалисты ГКОУ для детей-сирот, ГКУ НПО, СПО формируют личное дело несовершеннолетнего с учетом единых требований (приложение 5).
3.1.8. В личное дело входят документы, представленные специалистом по выявлению, постановление КДНиЗП о постановке семьи на учет в СОП и проведении индивидуальной профилактической работы, другие документы (приложение 5).
3.2. Ведение учета семей и детей, находящихся в СОП
Ведение учёта семей и детей в СОП в формате электронного регистра обеспечивают муниципальные КДНиЗП, которые несут ответственность за достоверность данных и своевременное внесение информации в регистр. До 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом, муниципальные КДНиЗП передают данные регистра в КДНиЗП Пермского края.
3.3. Реабилитация семей и детей, находящихся в СОП
3.3.1. Все семьи и дети, находящиеся на учете в СОП, подлежат охвату индивидуальной реабилитационной работой.
3.3.2. Индивидуальная реабилитация семей и детей в СОП осуществляется в следующих формах:
· активный патронаж – осуществление комплексных реабилитационных мероприятий в отношении семьи, находящейся в СОП и поставленной на учет в КДНиЗП. Реализация реабилитационных мероприятий осуществляется всеми субъектами системы профилактики в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР), утвержденной муниципальной КДНиЗП;
· стабильный патронаж - осуществление систематического наблюдения и сопровождения семьи, находящейся в СОП, с целью недопущения ухудшения положения несовершеннолетнего(их). Реабилитация семьи в форме стабильного патронажа осуществляется по решению КДНиЗП по истечении прогнозного срока реабилитации в форме активного патронажа. Реализуется всеми субъектами системы профилактики в соответствии с индивидуальной программой стабильного патронирования (ИПСП), утвержденной муниципальной КДНиЗП;
· социальный патронаж – организация интенсивного сопровождения несовершеннолетнего в возрасте 14-18 лет, проживающего в семье СОП; оказание несовершеннолетнему психологической, педагогической, социально-правовой помощи с целью его социализации и подготовки к самостоятельной жизни. Реабилитация в форме социального патронажа осуществляется всеми субъектами системы профилактики в соответствии с индивидуальной программой патронирования (ИПП), утвержденной муниципальной КДНиЗП.
Для семей или несовершеннолетних в СОП может быть определена только одна из указанных форм реабилитации.
3.3.3. Реабилитация семей и детей, находящихся в СОП, осуществляется через проведение индивидуальной реабилитационной работы с указанной категорией несовершеннолетних и их семей на основании заключения 3-хстороннего Соглашения между семьей (одним из законных представителей несовершеннолетнего), ТУ МСР и КГАОУ ЦПМСС (приложение 4) и индивидуальной программы. При форме реабилитации «социальный патронаж» Соглашение является 4-хсторонним и подписывается ещё несовершеннолетним.
3.3.4. Процесс реализации мероприятий индивидуальных программ (ИП) семей и детей в СОП сопровождает КГАОУ ЦПМСС. В отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в СОП, воспитанников соответствующих учреждений - ГКОУ для детей-сирот, ГКУ НПО, СПО.
3.3.5. Реабилитация семей с детьми от 0 до 1 года, находящихся в СОП, осуществляется не более шести месяцев, в случае если ребенок не является членом семьи несовершеннолетнего, состоящего в СОП.
3.3.6. Муниципальные КДНиЗП координируют деятельность субъектов системы профилактики по планированию и проведению реабилитационных мероприятий.
3.4. Перевод семьи в СОП в иную форму реабилитации
3.4.1. По окончании сроков активного патронажа (ИПР) семьи, если требуется дальнейшее сопровождение семьи в соответствии с критериями перевода семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в иную форму реабилитации, КГАОУ ЦПМСС направляет ходатайство о переводе семьи в иную форму реабилитации в КДНиЗП.
3.4.2. Муниципальная КДНиЗП принимает решение о переводе семьи в СОП на реабилитацию в форме стабильного патронажа или социального патронажа в соответствии с критериями (приложение 11) и выносит постановление.
3.4.3. Муниципальная КДНиЗП передает КГАОУ ЦПМСС постановление о переводе семьи в иную форму реабилитации.
3.4.4. В случае перевода семьи в иную форму патронажа КГАОУ ЦПМСС разрабатывает и далее реализует ИП семьи.
3.4.5. Разработка индивидуальной программы социального или стабильного патронажа осуществляется общим порядком (см. п.3.5)
3.5. Разработка ИПР, ИПСП, ИПП (далее - ИП)
3.5.1. Разработка ИП осуществляется совместно специалистами субъектов системы профилактики на заседании МЛРГ (приложение 8) в течение 7 рабочих дней с момента постановки семьи на учет в СОП с последующим представлением ИП на утверждение в КДНиЗП.
3.5.2. Разработка, сопровождение реализации и коррекция ИП осуществляется общим порядком для всех форм реабилитации.
3.5.3. Порядок разработки ИП:
· Куратор семьи (специалист КГАОУ ЦПМСС) в течение 5-ти дней с момента получения от КДНиЗП личного дела семьи СОП, осуществляет первичный социальный патронаж семьи, оформляет лист ежемесячного патронажа (приложение 7), проводит первичную социально-педагогическую диагностику, результаты которой оформляет в акте обследования ЖБУ и информационной карте семьи (далее – ИКС, приложение 14).
· На основании анализа пакета документов специалиста по выявлению (приложение 2) и результатов первичного патронажа и социально-педагогической диагностики, специалист КГАОУ ЦПМСС готовит проект ИП, где отражает выявленные проблемы семьи, обозначает задачи реабилитации, предполагаемых участников реабилитационного процесса, формулирует мероприятия, реализуемые специалистами социальной службы.
· Члены МЛРГ - специалисты субъектов системы профилактики готовят к заседанию МЛРГ информационную справку о семье (приложение 8-2).
· В ходе заседания МЛРГ происходит обобщение информации о семье, определяются проблемы семьи и задачи по их решению, разрабатывается план реабилитационных мероприятий, с указанием сроков их реализации и ответственного лица за их выполнение.
· Мероприятия в ИП, реализуемые специалистами КГАОУ ЦПМСС, должны быть запланированы в соответствии с Перечнем гарантированных государством социальных услуг, требований к их объёму.
· В обязательном порядке ведётся протокол МЛРГ (приложение 8-1). Составленный протокол по итогам проведённого заседания подписывают все члены МЛРГ.
· Специалист КГАОУ ЦПМСС согласно протоколу заседания МЛРГ и информационных справок, представленных членами МЛРГ, оформляет окончательный вариант ИП в течение 2-х рабочих дней (приложение 22).
· Специалист КГАОУ ЦПМСС направляет разработанную ИП на утверждение в КДНиЗП в течение 1-го рабочего дня в бумажном и электронном вариантах.
· Муниципальная КДНиЗП рассматривает на очередном заседании КДНиЗП, утверждает ИП семьи, выносит Постановление КДНиЗП об утверждении ИП.
· При утверждении ИП учитываются «Требования к разработке ИП семей и детей, находящихся в СОП для представления в КДНиЗП на утверждение» (приложение 9) и наличие протокола заседания МЛРГ.