Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия

(в ред. с изменениями от 4 марта 2013 года)

СОКРАЩЕНИЯ:

КДНиЗП – комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

СОП – социально опасное положение

КГАОУ ЦПМСС - краевое государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения № 3» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Перми

КС – консилиум специалистов

ИПР – индивидуальная программа реабилитации семьи и ребенка, находящихся в СОП (активное патронирование)

ИПСП - индивидуальная программа стабильного патронирования семьи и ребенка, находящихся в СОП

ИПП – индивидуальная программа патронирования несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет

ИП - индивидуальная программа (обобщает ИПР, ИПП, ИПСП)

ИПС - индивидуальная программа сопровождения

ТУ МСР – территориальное управление Министерства социального развития Пермского края

УФКАСС - унифицированная форма комплексного анализа семейной ситуации

ИКС - информационная карта семьи

МЛРГ – межведомственная локальная рабочая группа

ГКОУ для детей-сирот - государственных краевых образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ГКУ НПО - государственное краевое учреждение начального профессионального образования

ГКУ СПО - государственное краевое учреждение среднего профессионального образования

ОМВД - отдел Министерства внутренних дел

ОПДН - отделение по делам несовершеннолетних

ЦЕЛЬ:

снижение численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении;

снижение детской и младенческой смертности.

ЗАДАЧИ:

1.​ Организовать взаимодействие субъектов системы профилактики в процессе проведения индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящихся в социально опасном положении и в «группе риска» социально опасного положения.

2.​ Обеспечить адресный подход в организации и проведении реабилитационных и коррекционных мероприятий различных категорий семей и детей.

3.​ Внедрить в работу специалистов субъектов системы профилактики коррекционные и реабилитационные технологии различных категорий семей и детей.

4.​ Внедрить систему мониторинга деятельности специалистов по реабилитации семей и детей в СОП.

5.​ Внедрить систему контроля качества реализации индивидуальных программ всеми субъектами системы профилактики.

Основные понятия

В настоящем Порядке применяются следующие понятия:

индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждения совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

детское и семейное неблагополучие – состояние, при котором не удовлетворяются насущные потребности и не выполняются основные жизненные функции как семьи в целом, так и отдельных ее членов (в том числе детей);

профилактика детского и семейного неблагополучия - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической, коррекционной и сопровождающей работой с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в СОП и группе риска;

трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно;

семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном для их жизни и здоровья положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей собой опасность для его жизни или здоровья или не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, или совершает правонарушения или другие антиобщественные действия;

семья группы риска - семья, жизнедеятельность которой при существующих условиях может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению родителями обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка, к социально опасному положению для несовершеннолетнего;

коррекция детского и семейного неблагополучия – деятельность, направленная на преодоление, ослабление недостатков развития и воспитания несовершеннолетних группы риска социально опасного положения, проводимая как в отношении самих несовершеннолетних, так и членов их семей, с целью предотвращения совершения правонарушений, прекращения поведения деструктивного характера, а также создания условий для развития личности ребенка;

несовершеннолетний группы риска – несовершеннолетний, который в силу различных обстоятельств жизни находиться в ситуации социального неблагополучия, препятствующей «нормальному» (благоприятному, социально приемлемому) развитию и взрослению, но еще не находящийся в социально опасном положении;

ребенок, оставшийся без попечения родителей - ребенок, родители которого лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, не могут выполнять родительские обязанности из-за болезни или длительного отсутствия, уклоняются от воспитания или защиты прав и интересов ребенка, отказываются взять его из воспитательного, лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей;

ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

женщины группы риска, в том числе беременные – женщины репродуктивного возраста, образ жизни которых, при существующих условиях, может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению ими родительских обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка, к социально опасному положению для несовершеннолетнего;

реабилитация кровной семьи – это восстановление семьи и ее функций, направленных на развитие личности (в первую очередь ребенка);

социальный патронаж - систематическое наблюдение за несовершеннолетними и их семьями для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой или иной помощи;

социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности;

социальная адаптация - система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности;

сопровождение детей и семей — это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание медико-психологических, социально-педагогических условий для восстановления, коррекции или компенсации нарушенных, утраченных либо отсутствующих социально-адаптационных качеств, позволяющих ребёнку или его семье успешно функционировать в социуме;

индивидуальная программа реабилитации (сопровождения) – рабочий документ, определяющий деятельность специалистов, осуществляющих реабилитационный (коррекционный) процесс, включающий в себя перечень мероприятий по комплексной реабилитации (коррекции) и развитию ребенка и семьи, находящейся в социально опасном положении (группе риска), сроки их выполнения, лиц, ответственных за их выполнение, и направленный на позитивное изменение ситуации в семье, создание условий для восстановления отсутствующих адаптивных качеств, позволяющих ребенку или его семье успешно функционировать в социуме;

куратор семьи и ребёнка – специалист, осуществляющий координацию и контроль над процессом межведомственной комплексной реабилитации семьи и ребёнка, находящейся в социально опасном положении;

социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижению ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 № 170-ФЗ);

государственный стандарт социального обслуживания – установленный национальным стандартом государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Нормативно-правовая база

Законодательство РФ:

·​ Семейный кодекс Российской Федерации

·​ Гражданский кодекс Российской Федерации

·​ Уголовный кодекс Российской Федерации

·​ Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

·​ Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 07.02.2011)

·​ Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» (ред. от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011)

·​ Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 01.07.2011)

·​ Постановление Правительства РФ от 18.05.2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 26.07.2010)

·​ Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005

Региональное законодательство:

·​ Закон Пермской области от 09.09.1996г. № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» (в ред. Законов Пермской области от 07.12.1999 N 702-106, от 08.06.2001 N 1534-247, от 30.11.2004 N 1834-390, от 02.08.2005 N 2376-526, от 30.11.2005 N 2703-604, Законов Пермского края от 04.07.2006 N 3129-710, от 28.11.2006 N 3316-761, от 07.09.2007 N 97-ПК, от 12.10.2007 N 117-ПК, от 30.07.2008 N 285-ПК, от 03.09.2008 N 289-ПК, от 16.11.2009 N 516-ПК, от 25.12.2009 N 562-ПК, от 01.04.2011 N 753-ПК, с изм., внесенными Законами Пермского края от 28.11.2006 N 29-КЗ, от 16.12.2010 N 726-ПК)

·​ Закон Пермской области от 05.09.2005 г. № 2441-539 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (в ред. Законов Пермского края от 02.07.2008 N 260-ПК, от 03.09.2009 N 477-ПК, с изм., внесенными Законом Пермского края от 28.11.2006 N 29-КЗ)

·​ Постановление Правительства Пермского края от 18.05.2007г. № 99-п «Об утверждении Перечня гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объёму» (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 18.08.2008 N 347-п, от 17.02.2009 N 69-п, от 20.11.2009 N 856-п, от 01.06.2010 № 267-п, от 05.07.2010 № 375-п, от 27.08.2010 № 565-п, от 20.09.2010 N 652-п, от 04.05.2011 N 254-п, от 15.06.2011 N 351-п, от 29.07.2011 N 514-п)

·​ Указ губернатора Пермской области от 29.09.2005 г. № 155 «О социальном обслуживании населения Пермского края» (в ред. от 30.12.2010)

Постановления КДНиЗП Пермского края:

·​ Постановление КДНиЗП Пермского края от 22.09.2009 г. № 5\3 «О механизме взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними»

·​ Постановление КДНиЗП Пермского края от 22.09.2009 г. № 5\6 «О Порядке взаимодействия КДНиЗП ПДН ОВД, ЦЗН специальных учреждений закрытого типа, ПВК, ЦВСНП, ССР семей и детей, находящихся в СОП, с условно осужденными несовершеннолетними, с условно-досрочно освобожденными несовершеннолетними, находящимися и вернувшимися из специальных учреждений для несовершеннолетних закрытого типа, ПВК, ЦВСНП»

·​ Постановление КДНиЗП Пермского края от 22.03.2011 г. № 1/3 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия системы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и судов по реализации восстановительных технологий»

Нормативные акты муниципальных образований:

Постановления глав администраций муниципальных районов и городских округов по реализации межведомственного взаимодействия в реабилитации семей и детей, находящихся в СОП

ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1. Выявление фактов детского и семейного неблагополучия

1.1.​ Выявление фактов детского и семейного неблагополучия осуществляют все субъекты системы профилактики, физические лица (граждане) через передачу информации в муниципальные КДНиЗП в срочном порядке.

1.2.​ Женская консультация выявляет на основе критериев постановки на учёт семей и детей «группы риска» (приложение 13) беременных женщин «группы риска» и направляет в КДНиЗП информационное сообщение (приложение 17).

1.3.​ Детская поликлиника выявляет на основе критериев постановки на учёт семей и детей «группы риска» (приложение 13) семей, имеющих детей от 0 до 1 года «группы риска» и направляет в КДНиЗП информационное сообщение (приложение 18).

1.4.​ Детская поликлиника по факту рождения ребёнка у женщины, ранее находящейся в «группе риска», направляет в КДНиЗП информационное сообщение в течение 3-х рабочих дней с момента её выписки из родильного дома или стационарного отделения (приложение 18).

1.5.​ Специалист, оказывающий государственную услугу «Выявление семей и детей, находящихся в СОП» (далее – специалист по выявлению), выявляет, принимает информацию от специалистов КДНиЗП, субъектов системы профилактики и граждан о фактах детского и семейного неблагополучия, проверяет указанные факты в сроки, указанные в приложении 1, на наличие критериев, подтверждающих социально опасное положение семей и детей (приложение 1, 3, 11).

1.6.​ Специалист по выявлению осуществляет сбор и оформление пакета документов, подтверждающих нахождение семьи в СОП (приложение 2). Указанные документы направляет в ТУ МСР.

1.7.​ ТУ МСР в течение 3-х рабочих дней обеспечивает ознакомление с представленным пакетом документов на предмет подтверждения факта нахождения семьи и детей в СОП, заполняет информацию о нахождении семьи в СОП по форме приложения 3 и направляет пакеты документов в КДНиЗП с целью рассмотрения вопроса о постановке семьи и детей на учет в СОП.

1.8.​ ТУ МСР в случаях, если документы, направленные от специалиста по выявлению, указывают на факты угрозы жизни и здоровью ребенка (детей) в выявленной семье незамедлительно принимает меры к решению вопроса о дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетнего (их) в порядке, установленном законодательством РФ.

1.9.​ Специалисты КДНиЗП ведут сбор информации (от специалиста по выявлению, субъектов системы профилактики, граждан) о фактах детского и семейного неблагополучия с последующим рассмотрением на заседании КДНиЗП вопроса о постановке семьи, беременной женщины на учет в «группу риска» и постановке семей и детей в группу СОП в соответствии с критериями постановки на учет (приложение 11,13).

1.10.​ В случаях, если специалисту по выявлению при осуществлении сбора документов стали известны факты угрозы жизни и здоровью ребенка (детей) в выявленной семье, жестокое обращение с несовершеннолетним, применение насилия, оставление в опасности, информация незамедлительно направляется в отдел полиции для проверки в порядке, установленном законодательством РФ.

2. Организация работы по ранней профилактике детского и семейного неблагополучия

2.1. Постановка на учет в «группу риска» беременных женщин и семей с детьми в возрасте от 0 до 1 года

2.1.1.​ КДНиЗП рассматривает полученные от субъектов системы профилактики, граждан информацию и документы о фактах детского и семейного неблагополучия на соответствие критериям постановки на учет беременных женщин, семей и детей в «группу риска» (приложение 13), оценивает риски безопасности ребенка и вероятность перехода семьи в СОП. На очередном заседании КДНиЗП принимает решение о постановке беременной женщины, семьи и несовершеннолетних в «группу риска».

2.1.2.​ КДНиЗП в течение 2-х рабочих дней издаёт постановление о постановке на учёт в «группу риска» семьи с детьми от 0 года до 1 года (приложение 21), ходатайство о постановке на учёт в «группу риска» беременных женщин и проведении индивидуальной коррекционной работы. Направляет указанное постановление или ходатайство с приложением пакета документов (личное дело) в КГАОУ ЦПМСС. Личное дело беременной женщины или семьи, имеющей детей от 0 до 1 года, вновь поставленной на учет в «группу риска», КДНиЗП в течение 2-х рабочих дней передает КГАОУ ЦПМСС по акту.

2.1.3.​ Если требуется разработка ИПС на заседании МЛРГ, КДНиЗП в отношении поставленных на учёт в «группу риска» беременных женщин и семей с детьми от 0 до 1 года назначает дату проведения МЛРГ (не более 7 дней со дня постановки семьи, женщины на учет в «группу риска»), информирует в течение 2-х рабочих дней специалистов субъектов системы профилактики с целью проведения подготовительной работы к заседанию МЛРГ.

2.2. Ведение учета беременных женщин «группы риска» и семей с детьми в возрасте от 0 до 1 года «группы риска»

2.2.1. Ведение учёта семей с детьми от 0 до 1 года и беременных женщин «группы риска» в формате электронных регистров обеспечивают органы или учреждения системы здравоохранения, которые несут ответственность за достоверность данных и своевременное внесение информации в регистр.

2.2.2. До 01 числа месяца, следующего за отчётным периодом, органы и учреждения системы здравоохранения передают данные регистров в муниципальные КДНиЗП.

2.2.3. До 05 числа месяца, следующего за отчётным периодом, муниципальные КДНиЗП передают данные регистров в КДНиЗП Пермского края.

2.3. Социальное сопровождение беременных женщин и семей «группы риска»

2.3.1. Все беременные женщины «группы риска» и семьи «группы риска», имеющие детей в возрасте от 0 до 1 года, подлежат охвату индивидуальной коррекционной работой.

2.3.2. Индивидуальная коррекционная работа в отношении беременных женщин «группы риска», семей «группы риска», имеющих детей в возрасте от 0 до 1 года, осуществляется на основании заключения 3-хстороннего Соглашения (приложение 4).

2.3.3. Муниципальные КДНиЗП координируют деятельность субъектов системы профилактики по планированию и проведению коррекционных мероприятий с беременными женщинами «группы риска» и семьями «группы риска», имеющих детей в возрасте от 0 до 1 года.

2.4. Разработка индивидуальной программы сопровождения (ИПС)

2.4.1. Разработка ИПС осуществляется специалистом КГАОУ ЦПМСС в течение 14 рабочих дней с момента постановки на учет в «группу риска». С последующим представлением ИПС на утверждение в КДНиЗП.

2.4.2. Порядок разработки ИПС:

·​ Куратор осуществляет первичный социальный патронаж в течение 5-ти рабочих дней с момента получения от КДНиЗП постановления или ходатайства, в ходе которого заполняет бланк листа ежемесячного патронажа семьи (приложение 7), проводит первичную социально-педагогическую диагностику, обследование жилищно-бытовых условий семьи и составляет акт ЖБУ, заполняет форму «Характеристика семьи «группы риска» (приложение 19).

·​ Специалист КГАОУ ЦПМСС на основании анализа первичных документов, первичного патронажа и первичной социально-педагогической диагностики, готовит проект ИПС, где отражает выявленные проблемы, обозначает задачи сопровождения и предполагаемых участников процесса сопровождения, прогнозный срок социального сопровождения, обозначает мероприятия, реализуемые специалистами КГАОУ ЦПМСС. Мероприятия, реализуемые специалистами КГАОУ ЦПМСС, должны быть запланированы в соответствии с гарантированным Перечнем социальных услуг указанной категории женщин и семей.

·​ В случае решения КДНиЗП о разработке ИПС на МЛРГ

·​ Председатель МЛРГ организует и проводит заседание в соответствии с Положением об МЛРГ (приложение 8) в течение 7 дней после постановки семьи, беременной женщины на учет в «группу риска».

·​ Члены МЛРГ - специалисты субъектов системы профилактики готовят к заседанию МЛРГ информационную справку о семье (приложение 18).

·​ В ходе заседания МЛРГ происходит обобщение информации о семье, определяются проблемы семьи и задачи по их решению, разрабатывается план мероприятий по сопровождению, с указанием сроков их реализации и ответственного лица за их выполнение.

·​ В обязательном порядке ведётся протокол МЛРГ (приложение 8). Составленный протокол по итогам проведённого заседания подписывают все члены МЛРГ.

·​ Специалист КГАОУ ЦПМСС согласно протоколу заседания МЛРГ оформляет окончательный вариант ИПС (приложение 23) в течение 2-х рабочих дней, согласовывает ИПС с руководителем органа или учреждения здравоохранения.

·​ Оформленная и согласованная ИПС в течение 1-го рабочего дня направляется специалистом КГАОУ ЦПМСС на утверждение в КДНиЗП в бумажном и электронном варианте.

·​ Муниципальная КДНиЗП рассматривает на очередном заседании КДНиЗП, утверждает ИПС семьи или женщины.

·​ Муниципальная КДНиЗП, при утверждении ИПС учитывает требования к разработке ИПС (приложение 20) и наличие протокола заседания МЛРГ (если ИПС разрабатывалась на МЛРГ).

·​ Утвержденную ИПС КДНиЗП в срок до 2-х рабочих дней направляет в адрес субъектов системы профилактики и КГАОУ ЦПМСС для осуществления ими коррекционных мероприятий.

2.5. Реализация, сопровождение реализации и коррекция ИПС

2.5.1. Специалисты, ответственные за выполнение коррекционных мероприятий в ИПС, обязаны соблюдать сроки мероприятий и ежемесячно информировать специалиста КГАОУ ЦПМСС о результатах проведенной ими работы или несостоявшихся мероприятиях.

2.5.2. Специалист КГАОУ ЦПМСС осуществляет сопровождение реализации мероприятий в ИПС, отслеживая исполнение коррекционных мероприятий всеми субъектами системы профилактики, и результаты ежемесячно направляет в КДНиЗП (приложение 10).

2.5.3. Коррекция ИПС происходит при изменении ситуации в семье, в случае возникновения ранее не обозначенных проблем или по завершению сроков реализации ИПС.

2.5.4. Коррекция ИПС осуществляется на заседании КС КГАОУ ЦПМСС или МЛРГ, оформляется дополнением к ИПС.

2.5.5. Дополнения к ИПС утверждаются на заседании КДНиЗП.

2.5.6. Решение возникающих проблем при реализации ИП:

1 уровень - вынесение проблем реализации ИПС семьи и несовершеннолетнего в СОП на заседание КС КГАОУ ЦПМСС по решению конкретной проблемы семьи с привлечением отдельных специалистов учреждений по запросу КГАОУ ЦПМСС. Решения фиксируются в протоколе.

2 уровень - вынесение проблем реализации ИПС семьи и несовершеннолетнего на экстренное заседание МЛРГ в случае возникновения трудностей осуществления плана ИП (по решению КС КГАОУ ЦПМСС) по запросу КГАОУ ЦПМСС. Решения фиксируются в протоколе.

3 уровень - вынесение проблем реализации ИПС семьи и несовершеннолетнего по решению МЛРГ на экстренное заседание муниципальной КДНиЗП.

2.6.​ Контроль реализации ИПС

2.6.1.​ Специалист КГАОУ ЦПМСС ежемесячно направляет в КДНиЗП отчет «Исполнение реабилитационных (коррекционных) мероприятий субъектами системы профилактики» (приложение 10).

2.6.2.​ Руководитель социальной службы КГАОУ ЦПМСС ежеквартально осуществляет промежуточный контроль реализации ИПС. Результаты контроля, проблемы реализации ИПС обсуждаются на КС КГАОУ ЦПМСС.

2.6.3.​ На заседании МЛРГ регулярно (по заявке КГАОУ ЦПМСС, другого субъекта системы профилактики) обсуждаются проблемы реализации ИПС семьи и несовершеннолетнего. Решения фиксируются в протоколе.

2.6.4.​ КДНиЗП не реже одного раза в квартал рассматривают ход реализации ИПС, осуществляет проверки работы субъектов системы профилактики муниципального образования по реализации ИПС с заслушиванием по результатам проверок руководителей органов и учреждений системы профилактики.

2.6.5.​ ТУ МСР ежемесячно осуществляет проверки предоставления государственной услуги «Социальное сопровождение беременных женщин «группы риска» и семей «группы риска», имеющих детей в возрасте от 0 до 1 года».

2.6.6.​ С целью взаимодействия по контролю качества организации коррекционной работы с «группой риска» КДНиЗП, ТУ МСР, КГАОУ ЦПМСС, учреждения здравоохранения проводят совместные совещания.

2.7. Снятие с учета «группа риска»

2.7.1. По результатам промежуточного контроля или завершению сроков сопровождения КС КГАОУ ЦПМСС принимает решение о направлении ходатайства (приложение 16) о снятии с учета «группа риска» в КДНиЗП (фиксируется протоколом КС), согласовав его с учреждением здравоохранения.

2.7.2. Ходатайство КГАОУ ЦПМСС о снятии с учета «группы риска» направляется в муниципальную КДНиЗП.

2.7.3. Снятие с учета «группы риска» осуществляют муниципальные КДНиЗП при условии отсутствия критериев постановки на учет беременных женщин и семей, находящихся в «группе риска» (приложение 13). Основываясь на ходатайстве КГАОУ ЦПМСС, КДНиЗП выносит постановление о снятии с учета «группы риска» и перевода в «группу норма», направляет постановление в субъекты системы профилактики, КГАОУ ЦПМСС в течение 3-х рабочих дней.

2.7.5. КГАОУ ЦПМСС в течение 3-х рабочих дней передаёт в КДНиЗП по акту личное дело беременных женщин и семей, находящихся в «группе риска», снятых с учёта. При необходимости для продолжения дальнейшей работы с беременной женщиной КДНиЗП направляет личное дело в органы или учреждения здравоохранения.

3. Организация работы по реабилитации семей и детей, находящихся в СОП

3.1.Постановка семей и детей на учет в КДНиЗП, как находящихся в СОП

3.1.1. КДНиЗП рассматривает пакеты документов на соответствие критериям постановки на учет семей и детей, находящихся в СОП (приложение 11), и информации ТУ МСР (приложение 3). На очередном заседании КДНиЗП принимает решение и выносит постановление о постановке семьи на учет в СОП и проведении индивидуальной профилактической работы (приложение 21).

3.1.2. В случаях отказа в постановке семьи на учет в СОП, либо в случаях постановки семьи на учет в «группу риска» КДНиЗП в течение 2-х рабочих дней направляет в ТУ МСР информацию о принятом решении с указанием причин принятия данного решения.

3.1.3. При постановке семьи на учет в СОП КДНиЗП в течение 2-х рабочих дней представляет специалистам субъектов системы профилактики информацию о вновь поставленных на учет семьях в СОП (пофамильный список с указанием оснований) и дату проведения МЛРГ с целью проведения подготовительной работы к заседанию МЛРГ.

3.1.4. Постановления КДНиЗП о постановке семьи и детей на учёт в СОП и проведении индивидуальной профилактической работы с приложением пакета документов специалиста по выявлению (приложение 2) направляются в службу социально-реабилитационной работы КГАОУ ЦПМСС по месту проживания семьи несовершеннолетнего, по акту приема-передачи в течение 2-х рабочих дней, для организации проведения дальнейшей реабилитационной работы.

3.1.5. КГАОУ ЦПМСС на основании представленных документов формирует личное дело семьи (приложение 5), реестр вновь поставленных на учёт семей и детей в СОП.

3.1.6. В отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в СОП, постановления муниципальной КДНиЗП о постановке на учёт в СОП и проведении индивидуальной профилактической работы направляется в адрес руководителей ГКОУ для детей-сирот, ГКУ НПО, СПО для обеспечения проведения дальнейшей реабилитационной работы.

3.1.7. Специалисты ГКОУ для детей-сирот, ГКУ НПО, СПО формируют личное дело несовершеннолетнего с учетом единых требований (приложение 5).

3.1.8. В личное дело входят документы, представленные специалистом по выявлению, постановление КДНиЗП о постановке семьи на учет в СОП и проведении индивидуальной профилактической работы, другие документы (приложение 5).

3.2. Ведение учета семей и детей, находящихся в СОП

Ведение учёта семей и детей в СОП в формате электронного регистра обеспечивают муниципальные КДНиЗП, которые несут ответственность за достоверность данных и своевременное внесение информации в регистр. До 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом, муниципальные КДНиЗП передают данные регистра в КДНиЗП Пермского края.

3.3. Реабилитация семей и детей, находящихся в СОП

3.3.1. Все семьи и дети, находящиеся на учете в СОП, подлежат охвату индивидуальной реабилитационной работой.

3.3.2. Индивидуальная реабилитация семей и детей в СОП осуществляется в следующих формах:

·​ активный патронаж – осуществление комплексных реабилитационных мероприятий в отношении семьи, находящейся в СОП и поставленной на учет в КДНиЗП. Реализация реабилитационных мероприятий осуществляется всеми субъектами системы профилактики в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР), утвержденной муниципальной КДНиЗП;

·​ стабильный патронаж - осуществление систематического наблюдения и сопровождения семьи, находящейся в СОП, с целью недопущения ухудшения положения несовершеннолетнего(их). Реабилитация семьи в форме стабильного патронажа осуществляется по решению КДНиЗП по истечении прогнозного срока реабилитации в форме активного патронажа. Реализуется всеми субъектами системы профилактики в соответствии с индивидуальной программой стабильного патронирования (ИПСП), утвержденной муниципальной КДНиЗП;

·​ социальный патронаж – организация интенсивного сопровождения несовершеннолетнего в возрасте 14-18 лет, проживающего в семье СОП; оказание несовершеннолетнему психологической, педагогической, социально-правовой помощи с целью его социализации и подготовки к самостоятельной жизни. Реабилитация в форме социального патронажа осуществляется всеми субъектами системы профилактики в соответствии с индивидуальной программой патронирования (ИПП), утвержденной муниципальной КДНиЗП.

Для семей или несовершеннолетних в СОП может быть определена только одна из указанных форм реабилитации.

3.3.3. Реабилитация семей и детей, находящихся в СОП, осуществляется через проведение индивидуальной реабилитационной работы с указанной категорией несовершеннолетних и их семей на основании заключения 3-хстороннего Соглашения между семьей (одним из законных представителей несовершеннолетнего), ТУ МСР и КГАОУ ЦПМСС (приложение 4) и индивидуальной программы. При форме реабилитации «социальный патронаж» Соглашение является 4-хсторонним и подписывается ещё несовершеннолетним.

3.3.4. Процесс реализации мероприятий индивидуальных программ (ИП) семей и детей в СОП сопровождает КГАОУ ЦПМСС. В отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в СОП, воспитанников соответствующих учреждений - ГКОУ для детей-сирот, ГКУ НПО, СПО.

3.3.5. Реабилитация семей с детьми от 0 до 1 года, находящихся в СОП, осуществляется не более шести месяцев, в случае если ребенок не является членом семьи несовершеннолетнего, состоящего в СОП.

3.3.6. Муниципальные КДНиЗП координируют деятельность субъектов системы профилактики по планированию и проведению реабилитационных мероприятий.

3.4.​ Перевод семьи в СОП в иную форму реабилитации

3.4.1.​ По окончании сроков активного патронажа (ИПР) семьи, если требуется дальнейшее сопровождение семьи в соответствии с критериями перевода семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в иную форму реабилитации, КГАОУ ЦПМСС направляет ходатайство о переводе семьи в иную форму реабилитации в КДНиЗП.

3.4.2.​ Муниципальная КДНиЗП принимает решение о переводе семьи в СОП на реабилитацию в форме стабильного патронажа или социального патронажа в соответствии с критериями (приложение 11) и выносит постановление.

3.4.3.​ Муниципальная КДНиЗП передает КГАОУ ЦПМСС постановление о переводе семьи в иную форму реабилитации.

3.4.4.​ В случае перевода семьи в иную форму патронажа КГАОУ ЦПМСС разрабатывает и далее реализует ИП семьи.

3.4.5.​ Разработка индивидуальной программы социального или стабильного патронажа осуществляется общим порядком (см. п.3.5)

3.5. Разработка ИПР, ИПСП, ИПП (далее - ИП)

3.5.1. Разработка ИП осуществляется совместно специалистами субъектов системы профилактики на заседании МЛРГ (приложение 8) в течение 7 рабочих дней с момента постановки семьи на учет в СОП с последующим представлением ИП на утверждение в КДНиЗП.

3.5.2. Разработка, сопровождение реализации и коррекция ИП осуществляется общим порядком для всех форм реабилитации.

3.5.3. Порядок разработки ИП:

·​ Куратор семьи (специалист КГАОУ ЦПМСС) в течение 5-ти дней с момента получения от КДНиЗП личного дела семьи СОП, осуществляет первичный социальный патронаж семьи, оформляет лист ежемесячного патронажа (приложение 7), проводит первичную социально-педагогическую диагностику, результаты которой оформляет в акте обследования ЖБУ и информационной карте семьи (далее – ИКС, приложение 14).

·​ На основании анализа пакета документов специалиста по выявлению (приложение 2) и результатов первичного патронажа и социально-педагогической диагностики, специалист КГАОУ ЦПМСС готовит проект ИП, где отражает выявленные проблемы семьи, обозначает задачи реабилитации, предполагаемых участников реабилитационного процесса, формулирует мероприятия, реализуемые специалистами социальной службы.

·​ Члены МЛРГ - специалисты субъектов системы профилактики готовят к заседанию МЛРГ информационную справку о семье (приложение 8-2).

·​ В ходе заседания МЛРГ происходит обобщение информации о семье, определяются проблемы семьи и задачи по их решению, разрабатывается план реабилитационных мероприятий, с указанием сроков их реализации и ответственного лица за их выполнение.

·​ Мероприятия в ИП, реализуемые специалистами КГАОУ ЦПМСС, должны быть запланированы в соответствии с Перечнем гарантированных государством социальных услуг, требований к их объёму.

·​ В обязательном порядке ведётся протокол МЛРГ (приложение 8-1). Составленный протокол по итогам проведённого заседания подписывают все члены МЛРГ.

·​ Специалист КГАОУ ЦПМСС согласно протоколу заседания МЛРГ и информационных справок, представленных членами МЛРГ, оформляет окончательный вариант ИП в течение 2-х рабочих дней (приложение 22).

·​ Специалист КГАОУ ЦПМСС направляет разработанную ИП на утверждение в КДНиЗП в течение 1-го рабочего дня в бумажном и электронном вариантах.

·​ Муниципальная КДНиЗП рассматривает на очередном заседании КДНиЗП, утверждает ИП семьи, выносит Постановление КДНиЗП об утверждении ИП.

·​ При утверждении ИП учитываются «Требования к разработке ИП семей и детей, находящихся в СОП для представления в КДНиЗП на утверждение» (приложение 9) и наличие протокола заседания МЛРГ.

Наши рекомендации