Входной контроль поставок товаров на складе
На пути от первичного источника сырья до конечного потребителя собственность на грузы, образующие материальный поток, последовательно переходит от одного участника логистического процесса к другому. В этих так называемых «местах стыка» происходит сверка фактических параметров материального потока с данными сопроводительных документов. По существу, в этих местах информационный поток, движущийся в значительной степени обособленно, «пристегивается» к материальному. Фактический состав материального потока может отличаться от информации о нем. Управление же осуществляется на основе именно информации. Последовательная приемка на всем пути движения грузов позволяет постоянно актуализировать данные, составляющие информационный поток.
Материальный поток — это движение материальных ценностей, сохранность которых обеспечивается системой материальной ответственности.
Вопрос передачи ответственности
В местах стыка происходит передача материальной ответственности. Нельзя проектировать логистический процесс без понимания учета специфики порядка передачи материальной ответственности. Следовательно, задача постоянного обновления и корректировки информации о материальных потоках — одна из наиболее актуальных задач логистической деятельности.
Сложность задачи обусловлена тем, что передача материальной ответственности происходит не непосредственно от одного владельца товара другому, а с участием логистических посредников — экспедиторских организаций.
Без возложения материальной ответственности на конкретных лиц сложно обеспечить сохранность груза на всем пути движения материального потока. Однако следует иметь в виду, что для участников логистического процесса, имеющих статус материально-ответственных лиц, безусловно, приоритетной задачей является не скорость, не надежность, не цена, а точное соответствие количественного и качественного состава потока данным сопроводительных документов. Весь логистический процесс может остановиться, если материально-ответственное лицо не уверено в точном соответствии количества и качества товара данным сопроводительных документов.
Система материальной ответственности не должна тормозить логистический процесс. Следовательно, при проектировании логистических систем необходимо находить компромисс между различными системами, обеспечивающими сохранность материальных ценностей. Возможно, система без личной материальной ответственности принесет ущерб, но риск остановки процесса в связи с необходимостью актирования несоответствий может принести больший ущерб. Выход может быть найден в высоких гарантиях соблюдения качества и комплектности поставок, т.е. в том, чтобы функцию контроля взяли на себя поставщик (например, практика функционирования ряда предприятий Японии) и экспедитор (это войдет в их систему сервиса). В России в условиях исторически сложившейся практики наиболее перспективным является четкая организация входного контроля.
Порядок приемки товаров регламентируется нормативными актами государства, а также условиями договора. Соответственно, все процедуры приемки должны быть четко спланированы, что позволит, не снимая материальной ответственности с конкретных лиц, снизить риск остановки логистического процесса.
Нормативные документы, регламентирующие порядок приемки товаров
В настоящее время в качестве нормативных документов, регламентирующих порядок приемки товаров, продолжают действовать:
Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г., № П-6);
Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7).
Для краткости ограничимся перечислением наиболее существенных вопросов, возникающих в процессе организации и осуществления приемки товаров народного потребления по количеству и качеству. Ниже в скобках указаны номера пунктов соответствующих инструкций, содержащих ответы на поставленные вопросы. Вначале указывается номер пункта в инструкции № П-6 (приемка товаров по количеству), затем номер пункта в инструкции № П-7 (приемка товаров по качеству).
1. Порядок приемки товаров от органов транспорта (№ П-6 — пункт 4; № П-7 — пункт 3).
2. Случаи актирования претензии к транспорту (№ П-6 — пункт 5; № П-7 — пункт 4).
3. Сроки приемки товаров (№ П-6 — пункт 9; № П-7 — пункт 6).
4. Документы, на основании которых производится приемка (№ П-6 — пункт 12; № П-7 — пункт 14).
5. Как поступить, если обнаружено несоответствие количества и качества товара данным товарно-сопроводительных документов? (№ П-6 — пункт 16; № П-7 — пункт 16).
6. Содержание уведомления поставщику (№ П-6 — пункт 17а; № П-7 — пункт 17).
7. Сроки направления уведомления поставщику (№ П-6 — пункт 17а; № П-7 — пункт 18).
8. В какие сроки должен явиться представитель поставщика? (№ П-6 — пункт 17; № П-7 — пункт 19).
9. Как поступить, если представитель поставщика не явился? (№ П-б — пункт 18; № П-7 — пункт20).
10. Кто может быть включен в состав комиссии по приемке товаров в случае неявки поставщика или когда явка необязательна? (№ П-6 — пункт 18; № П-7 — пункт 20).
11. Сроки составления акта об установленном расхождении в количестве (№ П-6 — пункт 25; № П-7 — пункт 29).
12. Содержание акта (№ П-6 — пункт 25; № П-7 — пункт 29).
13. Порядок и сроки утверждения акта (№ П-6 — пункт 26; № П-7 — пункт 32).
14. Обязательные приложения к акту (№ П-6 -пункт 27; № П-7 — пункт 31).
15. Товарная книга
Ведется материально ответственными лицами для учета товарно-материальных ценностей. На каждое наименование товара (каждый номенклатурный номер) в книге открывается отдельный счет. Счета располагаются в порядке возрастания номенклатурных номеров.
Рассмотрим совокупность циркулирующих на складе документов, необходимых для управления и контроля операциями приемки и размещения товаров на хранение.
Документы, участвующие в операциях по продаже и отпуску товаров со складов предприятия оптовой торговли
16. Заказ-заявка
Составляется покупателем и корректируется товароведом-реализатором с учетом наличия товаров на складе.
Товаровед уточняет и заполняет в заказе-заявке данные, необходимые для выписки счета-фактуры, а также для упрощения поиска товаров на складе.
17. Договор поставки
Заключается между оптовым предприятием и покупателем и служит для определения размеров, сроков и условий продажи, отпуска и доставки товаров.
18. Журнал регистрации заказов покупателей
Ведется товароведом-реализатором на основании заказов покупателей, поступивших как при личной отборке в зале товарных образцов, так и полученных по средствам связи.
Служит для контроля своевременности исполнения заказа покупателей.
19. Карточка неудовлетворенного спроса
Ведется товароведом-реализатором по покупателям на основании их заказов и служит для учета неудовлетворенного спроса, а также для контроля выполнения неудовлетворенных заказов.
20. Сводный отборочный лист на комплексную отборку
Составляется товароведом-реализатором на основании заказов покупателей для комплексной отборки товаров на складе для группы покупателей.
21. Счет-фактура
Выписывается на товары, фактически отобранные для покупателей на складе оптового предприятия.
22. Упаковочный ярлык
Выписывается в тех случаях, когда отборка и упаковка товаров производится на складе без участия представителя покупателя.
23. Журнал передачи товаров со склада в экспедицию
Ведется заведующим складом на основании счетов-фактур для контроля передачи товаров в экспедицию.
24. Журнал учета товаров и счетов-фактур, принимаемых в экспедицию со складов и отправляемых покупателям
Ведется в экспедиции оптового предприятия; служит для контроля отправки товаров покупателям и возврата подписанных покупателями счетов-фактур.
25. Товарно-транспортная накладная
Выписывается в четырех экземплярах (если плательщиком является грузополучатель):
первый служит основанием для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку материальных ценностей;
второй служит основанием для учета работы автотранспорта и остается при путевом листе;
третий при товарном отчете грузоотправителя сдается в бухгалтерию;
четвертый направляется грузополучателю. Если плательщиком является грузоотправитель, то товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах.
26. Пропуск на выезд с территории предприятия
27. Заявка на автотранспортные перевозки
Является документом для обеспечения своевременной доставки товаров покупателям. Составляется заведующим экспедиционным складом, подписывается заместителем директора оптового предприятия.
28. Журнал учета использования автотранспорта
Ведется в экспедиции оптового предприятия. Служит для учета прибывающего по заявке автотранспорта и контроля за его нахождением на маршруте.
29. Карточка учета инвентарной тары
Ведется экспедицией базы для учета движения инвентарной тары.
30. Книга регистрации документов, сданных лицом, осуществляющим централизованную доставку и кольцевой завоз товаров
Выдается лицу, осуществляющему централизованную доставку и кольцевой завоз товаров.
31. Карточка учета исполнения договоров отгрузки
32. Книга оперативного учета поставки товаров покупателям
Ведется товароведом оптового предприятия для учета поставки товаров в разрезе покупателей и товарных групп на основании карточки учета исполнения договоров отгрузки.
Схема документооборота склада предприятия оптовой торговли
В зависимости от функционального назначения на складах выделяют следующие группы документов (рис. 8.28, 8.29)