Сценический реализм русского театра

Основоположником реализма в русском актёрском искусстве и реформатором русского театра являлся Михаил Семёнович Щепкин (1788 – 1863 гг.). Его актёрская карьера началась с 1805 г. на провинциальной сцене, когда он был крепостным графа Волькенштейна. Он стал лучшим провинциальным актёром, и по инициативе зрителей в 1818 г. была организована подписка для выкупа из крепостной зависимости прославленного актёра. Горячее участие в этом принимал будущий декабрист князь Сергей Григорьевич Волконский (1788 – 1865 гг.). Он лично объезжал помещиков и купцов с подписным листом. Выкупные деньги для М.С. Щепкина удалось собрать более чем через три года, и в 1822 г. актёр получил вольную. Слава о его выдающемся актёрском таланте дошла до Москвы. В 1822 г. он успешно дебютировал на московской казённой сцене. А с 1824 г. и до конца своих дней М.С. Щепкин работал в Малом театре. Выйдя из крепостной неволи, он на всю жизнь сохранил страстный протест против крепостничества, пропагандировал идею освобождения крестьян, входил в кружок друзей профессора Московского университета, историка, общественного деятеля, главы московских западников Тимофея Николаевича Грановского (1813 – 1855 гг.). Актёр всегда чтил память о декабристах и был близок с представителями русской революционной демократии. Развивая реалистическое искусство в актёрской деятельности, он прославился в ролях: Фамусова в «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, Городничего в пьесе «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя. Он прославился также в ролях: Муромского в «Свадьбе Кречинского» русского драматурга Александра Васильевича Сухово-Кобылина (1817 – 1903 гг.); Кузовкина в «Нахлебнике» русского писателя Ивана Семёновича Тургенева (1818 – 1883 гг.) и пр. В духе принципов Михаила Семёновича Щепкина были воспитаны многие поколения мастеров русской сцены.

Ближайшим продолжателем дела М.С. Щепкина выступил его младший современник Александр Евстафьевич Мартынов (1816 – 1860 гг.). Сын обедневшего воронежского дворянина он провёл детские годы в нужде. Но в 1827 г. отец сумел пристроить его в Петербургское театральное училище в балетный класс к французскому балетмейстеру Шарлю Луи Дидло (1767 – 1837 гг.). Но вскоре Дидло ушёл в отставку, и А.Е. Мартынов был переведён в класс декоратора Каноппи. Перспектива стать живописцем его не увлекала, и он решил испытать свои силы на драматическом поприще у артиста, представителя русского классицизма Якова Григорьевича Брянского (1790 – 1853 гг.). Я.Г. Брянский не нашёл у него талантов к сценическому творчеству в духе классицизма и передал ученика своему помощнику, известному водевилисту и комедийному актёру В.А. Каратыгину, который начал серьёзно работать с новым учеником. В 1835 г. А.Е. Мартынов был выпущен из училища в труппу Александринского театра на положении водевильного комика. А.Е. Мартынов очень много сыграл водевильных ролей. К 1841 г. им была сыграна 71 роль. В каждой из них он находил подлинные человеческие черты, и к каждому образу подходил с позиций демократического гуманизма. Свои комические персонажи актёр показывал не просто «водевильными дураками» в нелепых положениях, а простых маленьких людей, волей судьбы поставленных в смешные положения. Кроме водевилей он играл роли в пьесах А.Н. Островского (Тихон в «Грозе» - 1859 г.), И.С. Тургенева (Мошкин в «Холостяке» - 1859 г.) и других русских драматургов. Его образы отмечены исключительной психологической углублённостью и драматической силой, вызывавшей у зрителей сочувствие и сострадание. Венцом всех ролей А.Е. Мартынова стала роль Тихона в «Грозе», которую он сыграл незадолго до своей преждевременной смерти от чахотки.

По сравнению с М.С. Щепкиным и А.Е. Мартыновым, которые утверждали на сцене критический реализм, актриса Александринского театра Елена Ивановна Гусева (1795 – 1853 гг.) открыла зрителю новый мир «русских простолюдинок». Она прославилась в амплуа «комической старухи» и была в этом амплуа любимицей публики. Своих героинь актриса играла с необычайной простотой, не меняла житейские интонации и почти не прибегала к гриму. Её «Кузьминишны», «Федосеевны», «Сидоровны» и пр. были отмечены комическим дарованием Е.И. Гусевой и её редкой верности «натуре». Исторической заслугой актрисы стало правдивое изображение кухарок, нянюшек, свах, торговок и других женщин «простого звания».

Выдающейся актрисой реалистического направления в Александринском театре, которую современники называли «Мартыновым в юбке» была также Юлия Николаевна Линская (1820 – 1871 гг.). Особенно она преуспела в водевильных ролях приживалок, свах, кумушек, маменек, чиновниц и других женщин «простого звания». Выставляя на осмеяние отрицательные стороны мелочной будничной жизни, актриса умела одновременно вызывать сочувствие к своим комическим персонажам, раскрывать и показывать их положительные человеческие качества.

На московской сцене продолжателями традиций М.С. Щепкина стали его ученики Сергей Васильевич Шумский (1820 – 1878 гг.) и Иван Васильевич Самарин (1817 – 1885 гг.).

Еще, будучи воспитанником щепкинского дома С.В. Шумский (настоящая фамилия Чесноков) обратил на себя внимание тонкой и продуманной игрой в водевиле Хмельницкого «Актёры между собой» в роли известного русского актёра XVIII в. Якова Шумского. Именно после этой роли и возник его сценический псевдоним «Шумский» взамен настоящей фамилии. С 1841 г. он начал свою актёрскую карьеру в Малом театре. Он был не просто актёром, но педагогом, крупным мастером русского театра и прославился в пьесах И.С. Тургенева (граф Любин в «Провинциалке»), А.Н. Островского (Жадов в «Доходном месте») и пр. С.В. Шумский умел оригинально истолковывать репертуарные роли, находил в них новые черты, глубоко рисовал внутреннюю сущность героя, изображая светского человека с изящными манерами и большим апломбом, истинная природа которого обнажалась лишь в финале. Играя роли в пьесах отечественных и зарубежных драматургов, он всегда следовал завету М.С. Щепкина «Всегда иметь в виду натуру, влезать в кожу действующего лица, изучать его особенные идеи».

И.В. Самарин начал сценическую карьеру в московском Малом театре с 1837 г. и успешно выступал в романтических спектаклях. Он выделялся виртуозностью актёрского мастерства в драмах Шиллера, комедиях Шекспира, был превосходным Чацким и Фамусовым. Строго следуя заветам М.С. Щепкина, актёр всегда тонко шлифовал свои образы, тщательно и детально отделывая каждый штрих своей игры. Он, как и его учитель, выделялся редкой творческой взыскательностью и требовательностью к актёрскому труду. С 1862 г. И.В. Самарин стал преподавателем Московского театрального училища, а с 1874 г. руководил драматическим классом Московской консерватории. Как актёр и педагог И.В. Самарин способствовал образованию «щепкинской школы» актёрской игры, а также воспитанию в щепкинской традиции последующих актёрских поколений.

Свой вклад в развитие сценического реализма внёс представитель известной актёрской семьи Самойловых Василий Васильевич Самойлов (1813 – 1887 гг.). Несмотря на то, что он «не имел особого влечения к сцене», да и его отец известный оперный певец Василий Михайлович Самойлов (1782 – 1839 гг.) не желал, чтобы сын был актёром и прочил ему другую карьеру, природный дар, творческие способности, семейная традиция вскоре не замедлили сказаться на его судьбе. Будучи студентом Горного корпуса, он увлёкся живописью. После окончания Лесного института и службы в Морском министерстве Василий Васильевич начал заниматься пению у профессора Даллоке. В 1835 г. состоялся его дебют в Александринском театре в опере французского композитора Этьенна Мегюля (1763 – 1817 гг.) «Иосиф Прекрасный». Этот спектакль обнаружил недостаточные вокальные данные Василия Васильевича, и он перешёл в драму на роль простаков в водевильном репертуаре. За ним навсегда закрепилось представление, как о мастере эпизодических ролей. В работе над водевильными ролями, благодаря своим способностям к живописи, он применял свой индивидуальный приём, который обеспечивал его образам абсолютную внешнюю типизацию. Василий Васильевич, прежде чем создать образ на сцене, с карандашом и кистью в руке создавал его в законченном рисунке. Затем, по методу от внешнего к внутреннему, актёр начинал работать над ролью. Этому методу он был верен на протяжении всего своего творческого пути и достигал огромных успехов в создании точных типов и характеров на сцене. Ему не в меньшей степени удавались и исторические образы, которые он создавал по этому же методу, добиваясь портретного сходства и исторически точного костюма. Он играл Ломоносова в спектакле «Ломоносов», Тредьяковского в «Русском Фаусте», Шекспира в «Поэте и актрисе», в многочисленных инсценировках исторических романов графа, русского писателя Алексея Константиновича Толстова (1817 – 1975 гг.) и многих других русских писателей и драматургов. Его творчество сыграло значительную роль в развитии русского сценического реализма и стало одной из реалистических традиций русского актёрского искусства.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. В чём особенность актёрского искусства и актёрской школы основоположника реализма в русском актёрском искусстве, реформатора русского театра М.С. Щепкина?

2. Покажите критический реализм в творчестве М.С. Щепкина и А.Е. Мартынова.

3. В каком амплуа, каких ролях прославились актрисы Александринского театра Е.И. Гусева и Ю.Н. Линская?

4. Расскажите об актёрской жизнедеятельности учеников М.С. Щепкина С.В Шумского и И.В. Самарина.

5. Каков был вклад в развитие сценического реализма известной актёрской семьи Самойловых?

Наши рекомендации