Организация налогового контроля и основные нарушения налогового законодательства
«Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства» [12, с. 149]. Налоговый контроль включает в себя:
• наблюдение за подконтрольными объектами;
• планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
• принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
• выявление виновных и привлечение их к ответственности.
Различают государственный контроль, осуществляемый государственными органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятий.
Формами проведения государственного налогового контроля должност-
ными лицами налоговых органов являются: налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, и др.
Виды налогового контроля рассматриваются по разным основаниям.
Оперативный контроль — проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции.
Периодический контроль — проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению.
Документальный контроль — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов.
Фактический контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.
«Внутренний аудит — первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов» [12, с. 150].
Внешний аудит — негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Минфина России.
В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и
выездные.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка - это
проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также друг документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Основные особенности камеральной проверки:
1. Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках.
2. Массовый характер ошибок, допускаемых плательщикам при заполнении деклараций, в расчетах сумм налогов, что приводит к камеральным доначислениям на весьма значительные суммы, и, соответственно, применению налоговых и административных санкций по результатам камеральных проверок.
3. Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов
«по данным плательщика» (5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой). Кроме того, срок проведенной камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком.
4. Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме».
5. Обязанность плательщика – подтверждать свое право на льготы, заяв-
лённые в декларации, первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков и др.).
Камеральными проверками в налоговых инспекциях занимаются отдел камеральных проверок юридических лиц и отдел декларирования и взыскания налогов, удерживаемых налоговыми органами.
Одним из основных методов налогового контроля является выездная налоговая проверка деклараций налогоплательщиков с целью выявления ошибок и нарушений, допущенных при исчислении налоговой базы и уплате налогов. Подавляющая часть выездных налоговых проверок проводится районными налоговыми инспекциями
Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены ст. 83–86 НК РФ.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Во всех документах и отчетах, фигурирующих во взаимоотношениях налогоплательщика с налоговым органом, должен быть указан ИНН.
Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Кодексом. Обязанности по контролю за налогоплательщиками возлагаются:
•они должны сообщать в налоговую инспекцию о регистрации или прек-
ращении деятельности налогоплательщика в течение 5–10 дней после свершившегося факта;
•на банки, которые должны: открывать счета субъектам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; сообщать об открытии или закрытии счета в налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта; выдавать налоговому органу справки по операциям и счетам организаций и граждан в течение 5 дней после мотивированного запроса.
Состав налогового правонарушения — совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих совершенное деяние в области налогообложения; это необходимое основание налоговой ответственности. Ответственность наступает при совершении одного из правонарушений, входящих в ту или иную группу предлагаемой ниже классификации объектов.
В зависимости от направленности противоправных действий выделяют следующие виды нарушений в налоговой сфере:
1) нарушения в системе налогов;
2) нарушения против исполнения доходной части бюджетов;
3) нарушения в системе гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
4) нарушения против контрольных функций налоговых органов;
5) нарушения порядка ведения учета, составления и предоставления отчетности;
6) нарушения обязанностей по уплате налогов;
7) нарушения прав и свобод налогоплательщика.
В зависимости от субъекта установлены три вида налоговой ответственности: за нарушение порядка исчисления и уплаты; за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц (для сборщиков налогов); за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков (для кредитных учреждений).
В зависимости от объекта, на который направлены противоправные действия, выделяются нарушения: сокрытие или занижение объектов налогообложения; нарушение установленного порядка учета объектов налогообложения; нарушение порядка сдачи документов в налоговый орган; нарушение порядка уплаты налога; прочие нарушения.
В соответствии с НК РФ установленные виды нарушений законодательства о налогах и сборах и ответственность за эти нарушения более подробно представлены в приложении 1.