Новостные радиопередачи
После выбора целевой аудитории и информационной направленности радиостанции определяются те или иные информационные агентства, «ленты» которых будут поступать в отдел информации.
Репортеры – основной костяк службы новостей. Они следят за развитием событий, берут интервью и ведут репортажи. Предъявляемые к репортерам требования включают умение точно выстроить сюжет, настойчивость, оперативность в работе, а главное – умение использовать специфические изобразительно - выразительные средства радиовещания, находить наилучшие пути передачи сути события с помощью звука.
Существуют два типа новостной информации, два ее уровня: местный и федеральный (общенациональный).
Местные новости (в Москве – столичные, в субъектах федерации – региональные). К источникам местных новостей могут принадлежать местные органы власти: здесь имеются собственные пресс - службы, с которыми следует поддерживать связь. Правоохранительные органы, пожарная часть, скорая помощь – все эти службы так же нуждаются в прессе, как пресса нуждается в них. Часто такого рода службы записывают оперативную информацию на автоответчик по номеру, известному только журналистам.
Заслуживающие внимания новости могут появляться в коммунальных службах. Еще один источник информации – пресс - релизы. Однако в большинстве случаев радиожурналисты нуждаются в контактах с лицами или организациями, выпустившими пресс - релизы, для уточнения подробностей, проведения интервью и пр. Интересны и такие источники новостей, как все другие СМИ, сообщения радиослушателей, общение с коллегами, контакты с представителями партий и общественных движений, финансовых и промышленных компаний. Следовательно, местные новости поступают из многих
источников.
Каким образом сами репортеры узнают о новостях? Откуда они черпают информацию?
Поставщиками новостной информации федерального уровня являются информационные агентства: ИТАР - ТАСС, «РИА - Новости», «Интерфакс»
и другие. Круглые сутки они передают различным клиентам (в том числе радиостанциям - подписчикам) текстовые сообщения, поступающие либо на телетайпную ленту, либо на принтеры или цифровые носители. Эти сообщения отражаются на дисплее компьютера в виде меню.
Некоторые радиостанции имеют собственных репортеров, но это нецелесообразно. Во - первых, это дорого, а, во - вторых, сбор информации - это отдельный бизнес. Иногда радиостанция может позволить себе содержать одного - двух собственных репортеров на тех информационных направлениях, которые считаются для радиостанции ключевыми, и информация от которых будет настолько эксклюзивной и важной, что в момент ее выхода в эфир аудитория радиостанции будет серьезно увеличиваться. Однако репортеры на информационном радио – это скорее исключение, чем правило.
Ленты разных информационных агентств приводятся к единому формату и выводятся на экран компьютера в отделе информации в удобном виде. На сегодняшний день существует большое количество компьютерных программ для работы с лентами информагентств. Эти программы позволяют принимать в реальном времени вновь приходящие сообщения, просматривать их, редактировать и распечатывать для дальнейшего чтения новостей в прямом эфире в буквальном смысле «с листа». Причем каждое сообщение печатается на отдельном листе. Возможен вариант, когда выбранные и отредактированные сообщения в отделе информации выводятся на экран компьютера перед ведущим прямого эфира и читаются им. В обоих вариантах новости идут в эфир без предварительной записи, вживую. Это позволяет довести оперативность информирования аудитории о происходящих событиях до единиц минут.
К достоинствам этого метода относятся высокая степень автоматизации процесса подготовки новостей, чтение новостей профессиональным диктором, подготовка новостей одним человеком. Недостатком метода является то, что процесс редактирования текста сообщений на экране компьютера проходит «про себя», поэтому у диктора или ведущего возникают сложности с прочтением нечитабельных выражений и оборотов, которые вполне приемлемы в написании. Но этот метод подготовки новостных выпусков считается наиболее предпочтительным и предполагает наличие у сотрудника опыта работы чтения с «листа».
В процессе редактирования очередной выпуск новостей выводится на экран выпускающего редактора отдела информации. Принципиально важно, чтобы это происходило именно в процессе редактирования. В данной технологии выпускающий редактор, участвуя в процессе подготовки информационного блока, устраняет возможные ошибки или неточности дежурного сменного информационника непосредственно в момент их возникновения.
Выпускающий редактор не контролирует утверждение готового информационного блока. Но на некоторых радиостанциях готовый выпуск новостей после его составления просматривается выпускающим редактором, утверждается им и затем читается в эфире. Для оперативного освещения событий это непригодно, так как такая технология делает новости «слишком правильными» и «мертвыми», что сказывается на рейтинге радиостанции
в целом.
Подготовка новостного выпуска может происходить таким образом, что каждое из сообщений, прочитанное с ленты новостей, проговаривается вслух сотрудником в той редакции, в которой оно будет звучать в эфире. Произнесенный текст сообщения одновременно «отслушивается» выпускающим редактором и печатается машинисткой (с голоса) на другом компьютере или пишущей машинке для последующего чтения в эфире.
Достоинствами этой технологии является проговаривание сообщения перед его чтением в эфире, контроль выпускающим редактором информации «со слуха», то есть в том виде, как ее будет воспринимать слушатель, формирование новостного блока практически в реальном времени, соизмеримое с темпом поступления новостей. Недостатками такой технологии является дополнительная штатная единица – машинистка, лишний компьютер или пишущая машинка. Сюда же относится и необходимость иметь отдельное помещение для отдела информации (процесс формирования новостного блока мешает работать остальным сотрудникам).
Новости в этом случае читает тот, кто их проговаривает, то есть сменный информационник. Оптимальный вариант, если он является профессиональным диктором, в противном случае новости будут читаться непрофессионально. В этой связи следует помнить, что радио – средство общения. Неправильно построенная фраза, неудачное выражение, нелогичная последовательность изложения событий нежелательны в любом радиоматериале, но особенно – в выпуске новостей.