Технология исследования рынка спроса
Кривая спроса
Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.
Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Кривая спроса показывает какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD=f(P)
Факторы, влияющие на спрос (неценовые)
1. Изменение доходов потребителей
2. Изменение вкусов и предпочтений
3. Ценовые и дефицитные ожидания
4. Изменение расходов на рекламу
5. Изменение цен на товары — субституты и комплементарные товары
6. Изменение количества покупателей
Под влиянием неценовых факторов происходит изменение спроса. Перемещение кривой D в положение D1, при увеличении спроса, при уменьшении — в D2.
Изучение покупательского спроса является одной из наиболее сложных проблем маркетинговых исследования. Дело здесь в том, что, говоря о первичном (или нестимулированном) рыночном спросе; текущем рыночном спросе (т. е. определенном объеме продаж за определенный период времени при использовании инструментов маркетинга); рыночном потенциале, чаще всего упускают то обстоятельство, что речь идет о двух вещах. С одной стороны, о так называемом удовлетворенном спросе; с другой — о спросе неудовлетворенном. И в том, и в ином случае маркетинговые исследования необходимы, однако носят они различный характер, при их проведении используются различные методы.
Что касается удовлетворенного спроса на различные товары и услуги (чаще всего именно его называют «рыночным спросом»), то он представляет собой общее количество товаров, которое может быть приобретено определенной группой покупателей, на определенной территории, за определенный период времени, в определенной маркетинговой среде, при определенном содержании программы маркетинга. Существует базовая формула определения текущего рыночного спроса, которая имеет следующий вид:
Q=n Ч q Ч p,
где n — число покупателей данного товара на данном рынке;
q — число покупок покупателя за исследуемый период времени;
p — средняя цена данного товара.
Эта формула может модифицироваться, однако суть маркетинговых исследований рыночного спроса, в рамках которого применяются самые разнообразные подходы: нормативный; анализ на основе частоты покупок; индексов покупательной способности; использования прямых и непрямых данных; агрегатный; индексный и др. — однозначна. Подобный спрос определяется на основе данных о товарообороте, т. е. объеме проданных /купленных товаров. Подходы к исследованию такого удовлетворенного спроса очевидны — речь идет о сборе разнообразной вторичной информации относительно числа продаж и покупок на определенных рынках и расчете их емкости. В качестве подобной информации выступают статистические данные об объемах продаж, разнообразная отчетность, данные торговых и потребительских панелей, достаточно редко — специально проводимые опросы. Таким образом, маркетинговые исследования при изучении удовлетворенного спроса необходимы (особенно учитывая состояние статистики и наличие иной вторичной информации в условиях Украины), однако в основном они носят характер кабинетных исследований.
По-иному обстоит дело при изучении проблем неудовлетворенного спроса на различные товары и услуги. При отсутствии на рынке дефицита размер неудовлетворенного спроса сводится к минимуму. Однако под его анализом, кроме прочего, мы имеем в виду, во-первых, определение спроса на новые товары в процессе маркетинговых исследований; во-вторых, анализ факторов, позитивно или негативно влияющих на спрос.
Если говорить о маркетинговых исследованиях покупательского спроса на новые товары или услуги, следует исходить из того, что спрос до момента обмена товара на деньги существует лишь в представлении потенциального покупателя в виде определенной идеи покупки того или иного товара, опирающейся, с одной стороны, на необходимость подобного товара, с другой — на подсчет (нередко — подсознательный) возможности его приобретения. В случае с новым товаром, когда потенциальный покупатель, так сказать, даже не держал его в руках, не знает его качества и потребительских свойств, проведение маркетинговых исследований для прогнозирования будущего спроса на подобный товар совершенно необходимо. В процессе подобного исследования нового товара не только анализируется с использованием методик опросов, тестирования, фокус-групп и т. п. концепция нового товара, но и проверяется с применением холл-тестов и пробного маркетинга будущий спрос на новый товар.
Другим направлением маркетинговых исследований неудовлетворенного спроса на товары или услуги является анализ факторов, «мешающих» удержанию и увеличению спроса. Приведем для примера данные исследования, проведенного под руководством автора пособия в одной из успешно функционирующих частных типографий. Целью исследования был анализ тех факторов, которые мешают увеличению спроса на оказываемые полиграфические услуги на освоенном рынке (среди тех заказчиков, которые на момент исследования уже являлись постоянными клиентами типографии). Среди основных факторов, сдерживающих рост спроса на услуги на освоенном рынке, — недостаточная гибкость ценовой политики, а также проблемы с рекламой (табл. 6). Кроме того, значительная часть клиентов указывала на проблемы, связанные с общением с менеджерами, оперативностью реагирования последних на запросы и замечания клиентов (на все эти факторы было обращено серьезное внимание в процессе разработки рекомендаций по совершенствованию управления маркетингом на предприятии).
Вопрос 25. Содержание услуги размещения
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛУГАМ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ (ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ- СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ- ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ- ГОСТ Р 51185-98 (утв- Постановлением Госстандарта РФ от 09-07-98 ... Актуально в 2015 году)
6.1 Туристам, проживающим в коллективных средствах размещения, должен быть предоставлен минимальный ассортимент услуг:
- круглосуточный прием;
- услуги общественного питания по ГОСТ Р 50764 или условия для самостоятельного приготовления пищи (5.11);
- ежедневная уборка жилой комнаты (включая заправку постелей) и санузла (кроме общежитий, лагерей труда и отдыха, туристских приютов, стоянок, кемпинга);
- смена постельного белья - не менее одного раза в неделю, смена полотенец - не менее одного раза в три дня;
- отправка, получение и доставка писем и телеграмм;
- хранение ценностей, багажа;
- медицинская помощь: вызов скорой помощи, пользование аптечкой;
- туристская информация.
6.2 Услуги гостиниц должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50645 и Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.
6.3 Туристам, проживающим в индивидуальных средствах размещения, должны быть оказаны услуги:
- уборка жилой комнаты (включая заправку постели) к каждому заезду туристов;
- смена постельного белья - не менее одного раза в неделю, смена полотенец - не менее одного раза в три дня (или предоставление сменного комплекта постельного белья и полотенец);
- пользование электро(газовой) плитой и холодильником.
6.4 В зависимости от вида средств размещения ассортимент услуг может дополняться.
6.5 Специализированные средства размещения помимо оказания услуг размещения оказывают услуги оздоровительно-лечебного характера, санаторно-курортного обслуживания, туристские, спортивные и др., в соответствии со своей специализацией.