Правило 3. Общие определения
Это Правило содержит определения, которые являются общими для всего текста МППСС.
(а) Слово «судно» означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда, экранопланы и гидросамолеты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.
(b) Термин «судно с механическим двигателем» означает любое судно, приводимое в движение механической установкой.
(с) Термин «парусное судно» означает любое судно под парусом, включая имеющие механическую установку, при условии, если она не используется.
(d) Термин «судно, занятое ловом рыбы» означает любое судно, производящее лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность, но не относится к судну, производящему лов рыбы буксируемыми крючковыми снастями или другими орудиями лова, не ограничивающими маневренность судна.
(е) Слово «гидросамолет» означает любой летательный аппарат, способный маневрировать на воде.
(m) Термин «экраноплан»означает многорежимное транспортное средство, которое в своем основном эксплуатационном режиме летит в непосредственной близости от поверхности, используя экранный эффект.
(f) Термин «судно, лишенное возможности управляться» (ЛВУ) означает судно, которое в силу каких-либо исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну.
Под исключительными обстоятельствами можно понимать:
- повреждение или неисправность двигателей, движителей, устройств рулевого управления или других механизмов, обеспечивающих движение судна или управление им;
- повреждения корпуса, вследствие чего судно не может маневрировать;
- воздействие на судно внешних факторов, которые затрудняют или полностью лишают судно возможности выполнять правила.
В любом случае капитан судна должен доказать правомерность использования знаков и огней, предписанных правилом 27 (два черных шара – днем, два красных огня – ночью).
(g) Термин «судно, ограниченное в возможности маневрировать»(ОВМ) означает судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну.
Этот термин охватывает следующие суда:
- судно, занятое постановкой, обслуживанием или снятием навигационного знака, прокладкой, осмотром или поднятием подводного кабеля или трубопровода;
- судно, занятое дноуглубительными, океанографическими, гидрографическими или подводными работами;
- судно, занятое на ходу пополнением снабжения или передачей людей, продовольствия или груза;
- судно, занятое обеспечением взлета или приема летательных аппаратов;
- судно, занятое работами по устранению минной опасности;
- судно, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса.
Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться национальными правилами в соответствии с правилом 1(b). В этом случае все суда, за исключением судов, лишенных возможности управляться, должны уступать дорогу судам ОВМ.
(h) Термин «судно, стесненное своей осадкой»(ССО) означает судно с механическим двигателем, которое из-за соотношения между его осадкой и имеющимися глубиной и шириной судоходных вод существенно ограничено в возможности отклониться от курса, которым оно следует.
Основные факторы, которые должны учитываться судоводителем при использовании знаков и огней ССО:
- наличие водного пространства для маневрирования, вследствие недостаточной глубины моря в районе плавания (мелководье);
- прохождение мелководного канала, предназначенного для крупнотоннажных судов с большой осадкой.
(i) Термин "на ходу" означает, что:
1) судно НЕ стоит на якоре;
2) судно НЕ ошвартовано к берегу или к другому судну, стоящему у причала;
3) судно НЕ стоит на мели.
Согласно п. 2 Руководства и в соответствии с правилом 35(b) термин "на ходу" может иметь два значения:
- судно "на ходу, имеющее ход относительно воды";
- судно "на ходу и не имеющее хода относительно воды".
(j) Слова «длина» и «ширина» судна означают его наибольшую длину и ширину.
(k) Суда должны считаться находящимися на виду друг у друга только тогда, когда одно из них может визуально наблюдаться с другого.
(l) Термин «ограниченная видимость» означает любые условия, при которых видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по каким-либо другим подобным причинам.
Билет № ____
1. Влияние водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь. Использование ТМЭ.
Влияние мелководья на управляемость судна проявляется в следующем:
- резко ухудшается устойчивость судна на курсе, повышается рыскливость;
- ухудшается поворотливость судна, значительно уменьшаются углы дрейфа и соответственно увеличивается радиус циркуляции.
Происходит это по следующим причинам. Как уже говорилось, движущееся судно имеет перепад давлений вдоль корпуса. В результате этого уровень воды в средней части пониженный, а в районе форштевня и ахтерштевня - повышенный. Перепад уровней воды в кормовой оконечности приводит к тому, что вода, перетекая от повышенного уровня к пониженному, образует попутный поток, скорость которого зависит от величины перепада уровней воды.
При движении судна на мелководье перепад давлений (и как следствие ─ уровней воды) увеличивается по мере приближения скорости судна к ее критическому значению Vкр .
Вращающий момент, создаваемый пером руля зависит от скорости набегающего потока. Увеличение скорости попутного потока при выходе судна на мелководье снижает скорость набегающего на перо руля потока и, как следствие, снижает эффективность рулевого устройства.
Другим фактором, влияющим на управляемость, является то, что при выходе судна на мелководье для сохранения прежней скорости требуются большие энергетические затраты, чем на глубокой воде. Эта дополнительная энергия расходуется на то, что в процесс волнообразования вовлекаются дополнительные массы воды.
Увеличение инерционности судна при падении эффективности пера руля приводит к ухудшению маневренных и тормозных характеристик судна.
При одинаковой начальной скорости тормозной путь на мелководье и на глубокой воде отличаются незначительно.
При движении судна в узкости наблюдаются те же явления в поведении судна, что и на мелководье с неограниченной акваторией, только проявляется все это в более резкой форме.
2. Глава IX СОЛАС-74. МКУБ и его назначение. Система управления безопасностью компании и судна: цели и задачи. Политика компании. Документы, выдаваемые компании и судну на соответствие СУБ.
Правило 1
Определения
Для целей данной главы, если специально не предусмотрено иное:
1 Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) означает Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, принятый Организацией резолюцией А.741(18) с поправками, которые могут быть внесены Организацией, при условии что такие поправки принимаются, вступают в силу и действуют в соответствии с положениями статьи VIII настоящей Конвенции, касающимися процедур принятия поправок, применимых к Приложению, за исключением его главы I.
2 Компания означает собственника судна или любую другую организацию, или лицо, такое как управляющий или фрахтователь по бер-боут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна и которые, при этом, согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые Международным кодексом по управлению безопасностью.
3 Нефтяной танкер означает нефтяной танкер, определенный в правиле 11-1/2.12.
4 Танкер-химовоз означает танкер-химовоз, определенный в правиле VII/8.2.
5 Газовоз означает газовоз, определенный в правиле VII/11.2.
6 Навалочное судно означает судно, в конструкцию которого обычно входят одна палуба, бортовые подпалубные танки и бортовые скуловые танки в грузовых помещениях и которое предназначено преимущественно для перевозки навалочных грузов и включает такие типы судов, как рудовозы и комбинированные суда.
7 Морская передвижная буровая установка (ПБУ) означает судно, способное производить буровые операции по разведке или разработке ресурсов недр морского дня, таких как жидкие или газообразные углеводороды, сера или соль.
8 Высокоскоростное судно означает судно, определенное в правиле Х/1.
Правило 2
Применение
1 Данная глава применяется к следующим судам, независимо от даты постройки:
.1 пассажирским судам, включая пассажирские высокоскоростные суда, – не позднее 1 июля 1998 г.;
.2 нефтяным танкерам, танкерам-химовозам, газовозам, навалочным судам и грузовым высокоскоростным судам валовой вместимостью 500 и более – не позднее 1 июля 1998 г.; и
.3 другим грузовым судам и морским передвижным буровым установкам валовой вместимостью 500 и более – не позднее 1 июля 2002 г.
2 Данная глава не применяется к государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях.
Правило 3