Непроизвольное запоминание происходит автоматически без постановки специальной мнемической задачи
*человек идет по улице и видит аварию – при показаниях он воспроизводит увиденное, хотя перед человеком изначально не ставилась задача запомнить.
*мы могли специально и не запоминать произведения в картинной галерее, но потом некоторые из них воспроизвести в своей памяти: в особенности те из них, которые поразили нас своим мастерством и оригинальностью;
Непроизвольно намного лучше запоминается тот материал,
- который обращает на себя внимание, который связан с интересной и сложной умственной работой,
- которая является целью деятельности (а не средством),
- с которой проводится работа по осмыслению, классификации.
Произвольное запоминание и воспроизведение – это уже специальная мнемическая деятельность. В онтогенезе такая функция памяти формируется лишь к школьному возрасту, когда перед ребенком ставится специальная задача заучивания. В дошкольном возрасте непроизвольное запоминание – основное средство накопления опыта. В отличие от непроизвольного, эта деятельность всегда сознательная и специфична только для человека.
Произвольная память делится на непосредственную и опосредованную.
Итак, основные виды память – это кратковременная память и долговременная память!!!
Рассмотрим их более подробно.
Кратковременная память.Как уже было упомянуто, объем кратковременной памяти составляет 7 плюс/минус 2, то есть 5-9 единиц, данная цифра индивидуальна для каждого человека и сохраняется, по-видимому, в течение всей жизни человека.
В случае переполнения индивидуально ограниченного объема КП вновь поступающая информация частично вытеснят уже имеющуюся информацию, которая безвозвратно утрачивается, не попадая в ДП. – св-во замещения.
КП выполняет огромную роль в жизни человека. Она перерабатывает самый большой объем информации, отсеивает ту, которая не нужна и оставляет полезную и необходимую информацию, тем самым оберегая долговременную память от перегрузки, то есть служит промежуточным хранилищем (буфером) и фильтром. Кратковременная память служит для удержания на некоторое время данных, поступающих либо от органов чувств – для передачи в долговременную память, либо из долговременной памяти в оперативную – для того, чтобы работать с этими данными. Она представляет собой начальную стадию переработки информации.
Путем повторения материала можно удерживать его в КП и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд и запомнить количество информации, превышающее индивидуальный объем КП.
Путем временного кодирования, т.е. обозначая словами или символами, также можно удержать материал.
Без повторения в ДП проходит та информация, которая расположена в сфере внимания.
Далее мы рассмотрим схему, описывающую совместную, взаимосвязанную деятельность ДП и КП, предложенную американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином.
повторение
| |||||||
перевод
вытеснение
Для того, чтобы информация из КП поступала в ДП, с ней необходимо провести определенную работу еще в то время, когда она находится в КП, – работу по ее перекодированию, то есть переводу на язык, доступный и понятный человеческому мышлению (уподобление вводу информации в ЭВМ).
Поэтому человек весьма часто использует смысловую обработку и группировку материала, что значительно облегчает запоминание. В свою очередь, это предполагает использование ДП, обращение к прошлому опыту.
В ДП информация хранится в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением, процесс воспроизведения предполагает перевод мысли в слово.
Так при воспоминании вместо забытых слов мы используем другие, близкие по смыслу, смысл вспоминаемого приходит на память первым.
Мнемические процессы
Далее рассмотрим основные мнемические процессы.
Итак, ПАМЯТЬ состоит из следующих основных процессов:
· Запоминание;
· Сохранение;
· Воспроизведение информации;
· Забывание.
1. Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Этот процесс является первым в цепочке мнемических процессов – он необходим для любого последующего проявления памяти.
Запоминание может быть механическим или смысловым. Первый тип осуществляется путем многократного повторения запоминаемого материала. Ну, например, это могут быть зубрежка таблицы умножения, многократное повторение иностранных слов при изучении языка или повторение последовательности каких-то движений, скажем танцевальных, для запоминания хореографической композиции.
Смысловой тип запоминания появляется тогда, когда запоминаемый материал связан с мышлением. Основное значение в этом типе имеют логический ход мысли и ассоциативность структуры материала. Часто используются одновременно оба типа запоминания – при заучивании какого-либо материала, например лекций, или при учении наизусть текста роли. Чем более в процессе запоминания задействованы смысловые образования, тем дольше объект сохранится в памяти. Поэтому современные методики обучения стараются избегать механической зубрежки и как можно более задействовать логику и ассоциации.
Запоминание по степени активности можно разделить на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Надо отметить важную роль, которую в процессе запоминания играют мотивы мнемической деятельности. Виды таких мотивов могут быть различными. Например, Э. Харлок исследовал воздействие поощрения на процесс запоминания. Он установил, что в экспериментальной группе, в качестве мотивации которой было поощрение (в виде похвалы), продуктивность значительно выше, чем в контрольных группах, где хорошие результаты никак не поощрялись. Опыты и исследования, проведенные отечественными психологами П. И. Зинченко и З. М. Истоминой, подтвердили существенную роль мотивации при запоминании, однако установили, что одни и те же мотивы у разных испытуемых могут оказывать абсолютно различное влияние на данный процесс.
2. Всю информацию, которая была воспринята, человек не только запоминает, но и сохраняет определенное время. Сохранение – это процесс накопления материала в структуре памяти, на основе определенным образом организованного усвоения, включая переработку, структурирование материала с участием также и мыслительных операций. Причем это не пассивное хранение материала, не консервирование, а динамический процесс.
Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Объект может сохраняться в сознании бессрочно, а может быть забыт со временем. Это зависит и от способа запоминания, и от важности объекта для конкретной личности, и от частоты последующих воспроизведений этого объекта. Так, если танцевальная композиция представляет собой некий сюжет, а каждое движение служит развитием сюжета и передачей образа, то артист сохранит ее в памяти значительно дольше, чем когда эта композиция является набором не связанных общей логикой движений. В то же время длительность сохранения этой композиции зависит и от частоты ее исполнения. Так же и с ролью, и с учебным материалом. Даже будучи в свое время логически осмысленными, но затем более не применяемыми, знания быстро сотрутся из памяти. А примером действия ассоциативности на сохранение материала может послужить изучение языка. Механическое прослушивание записи иностранных слов значительно менее эффективно, чем обучение при помощи ассоциирования их в какие-либо логические связки, наглядных пособий и живого общения.
3. Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение следов может быть непосредственным (прямым) или опосредованным (косвенным).
Непосредственное воспроизведение имеет место в случае, когда после длительного перерыва стимул, который вызывает определенный след, снова появляется или человек попадает в подобную ситуацию.
Воспроизведение может быть в виде:
- узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению); *Простейший пример – узнавание по внешности или по голосу знакомого вам человека.
- реминисценция - мало изученное явление улучшения: воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения (например, сложный учебный материал, усвоенный при подготовке к экзамену, зачастую воспроизводится лучше не сразу после заучивания, а через 2-3 дня);
- припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч);
- воспоминание - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.
Процесс воспроизведения или припоминания отличается от узнавания тем, что объект вспоминается без повторного восприятия, т. е. вы можете просто воспроизвести в памяти внешность или голос знакомого. Ну и, разумеется, сюда же относятся более сложные формы воспроизведения – припоминание изученного материала, последовательности движений, нюансов какого-либо события вашей жизни и т. п. Психологи считают, что воспроизведение возможно даже при вытеснении некоего объекта из сознания в подсознательную сферу. Такое «извлечение» воспоминания может быть проведено, например, при гипнотическом воздействии на человека. Также могут наблюдаться и самостоятельные всплывания в памяти тех или иных следов.