Самостоятельная работа студентов по совершенствованию своих личностных качеств
Методика познания самого себя.
Организованность, самостоятельность, работоспособность трудолюбие, настойчивость, ответственность, и многие другие качества самым существенным образом влияют на эффективность учебной познавательной деятельности. Как определить насколько хорошо развиты такие качества в человеке?
Психологами и педагогами разработаны специальные методики познания человеком самого себя, предполагающие использование таких приемов как самонаблюдение, самоанализ, самооценка и др.
Для того чтобы убедиться в том, какие качества у Вас развиты лучше, а какие слабее, понаблюдайте за собой в течение определенного времени, проанализируйте какие дела и поступки были совершены, все ли запланированные мероприятия выполнены, многое ли из того, что не удалось сделать зависело лично от Вас. Запишите полученные выводы в свой дневник или рабочую тетрадь. Внесите изменения в свой образ жизни и вновь понаблюдайте за собой, вновь проанализируйте полученные результаты. Такой самоанализ позволит лучше увидеть различные стороны вашего характера, определить те качества, над совершенствованием которых стоит потрудиться.
В современной психологической, педагогической литературе приводится достаточно много разного рода тестов, которые тоже позволяют лучше познать себя. Имеются и специальные компьютерные программы, подготовленные в интересах самопознания человека. Безусловно, они не могут дать целостной картины того, что на самом деле представляет из себя тот или иной человек, однако они позволяют:
· сравнить себя, свои отдельные качества и личностные особенности с определенной шкалой, характеризующей степень развития данных качеств;
· выявить и более эффективно учитывать свои лучшие качества в учебной или профессиональной деятельности;
· сформировать более реальную самооценку своего поведения и своих способностей;
· увидеть сильные и слабые стороны, недостатки своего характера и т.д.
Многие тесты составлены таким образом, что они показывают по каким направлениям следует вести самовоспитание и повышать свою компетенцию. Так, например, тест «Организованный ли Вы человек?» [3]служит не только для проверки личной организованности, но и является средством, способным побудить человека к выработке организационных навыков и привычек.
Организованность для студента является одним из основных условий успешной самостоятельной работы. Организованный человек успевает сделать в три раза больше, чем неорганизованный. В связи с этим, предлагаем Вам проверить самих себя по этому тесту.
Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите вариант ответа. (Ответы обозначены буквами А,Б,В,Г,Д,). В конце теста имеется ключ - таблица, в которой дается количественное выражение каждого выбранного варианта ответа. Сложите все количественные оценки и полученную сумму соотнесите с оценками результатов, которые приводятся после ключа теста.
Тест по дисциплине Методика самостоятельной работы
Имеются ли у Вас главные цели в жизни, к достижению которых Вы стремитесь?
А. У меня такие цели есть.
Б.Разве можно иметь какие-то цели, ведь жизнь так изменчива!
В. У меня есть главные цели, и я подчиняю жизнь их достижению.
Г. Цели у меня есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.
2. Составляете ли Вы план работы на неделю, используя для этого еженедельник, спецблокнот и т.д.?
А. Да
Б. Нет
В. Не могу сказать ни "да", ни "нет", так как держу главные дела в голове, а план на текущий день в голове и на листе бумаги.
Г. Пробовал составлять план, используя для этого еженедельник, но потом понял, что это ничего не дает.
Д. Составлять планы - это игра в организованность.
Отчитываете ли Вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?
А. Отчитываю в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротливость.
Б. Отчитываю, несмотря ни на какие субъективные и объективные причины.
В. Сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще отчитывать самого себя?
Д. Придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать сегодня - хорошо, а что не удалось- выполню может быть в другой раз.
Как Вы ведете свою записную книжку с номерами телефонов деловых людей, знакомых, родственников, приятелей и т.д.?
А. Я - хозяин (хозяйка) своей записной книжки. Как хочу, так и веду записи телефонов, фамилий, имен. Если понадобится номер телефона, то я обязательно найду его.
Б. Часто меняю записные книжки с записями телефонов, так как нещадно их эксплуатирую. При переписывании телефонов стараюсь все сделать "по науке", однако потом вновь сбиваюсь на произвольную запись.
В. Записи телефонов, фамилий, имен веду "почерком настроения". Считаю: были бы записаны номер телефона, фамилия, имя, отчество, а на какой странице записано, прямо или криво, это не имеет особого значения.
Г. Используя общепринятую систему, в соответствии с алфавитом записываю фамилию, имя, отчество, номер телефона, а если нужно, то и дополнительные сведения. (адрес, место, работы, должность).