Работа с научной литературой
Лекция 4
1. Научно-техническая информация
Характерной чертой развития современной науки является бурный поток новых научных данных, получаемых в результате исследований. Ежегодно в мире издается более 500 тысяч книг по различным вопросам. Еще больше издается журналов. Но, несмотря на это, огромное количество научно-технической информации остается неопубликованной.
Информация имеет свойство "стареть". Это объясняется появлением новой печатной и неопубликованной информации или снижением потребности в данной информации. По зарубежным данным интенсивность падения ценности информации ("старения") ориентировочно составляет 10% в день для газет, 10% в месяц для журналов и 10% в год для книг.
Таким образом, отыскать новое, передовое, научное в решении данной темы — сложная задача не только для одного научного работника, но и для большого коллектива.
Недостаточное использование мировой информации приводит к дублированию исследований. Количество повторно получаемых данных достигает в различных областях научно-технического творчества 60 и даже 80%. А это потери, которые в США, например, оцениваются многими миллиардами долларов ежегодно.
Каждый шаг на пути прогресса науки достигается все большим трудом, все более дорогой ценой. За последние четыре десятилетия увеличение в два-три раза количества новых научных данных сопровождалось в мире восьми-, десятикратным ростом объема печатной и рукописной информации, пятнадцати-, двадцатикратным увеличением численности людей науки и более чем стократным ростом ассигнований на науку и на освоение ее результатов.
Носителями информации могут быть различные документы:
§ книги (учебники, учебные пособия, монографии);
§ периодические издания (журналы, бюллетени, труды институтов, научные сборники);
§ нормативные документы (стандарты, СНИПы, ТУ, инструкции, временные указания, нормативные таблицы и др.);
§ каталоги и прейскуранты;
§ патентная документация (патенты, изобретения);
§ отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах;
§ информационные издания (сборники НТИ, аналитические обзоры,
информационные листки, экспресс-информация, выставочные проспекты и др.);
§ переводы иностранной научно-технической литературы;
§ материалы научно-технических и производственных совещаний;
§ диссертации, авторефераты;
§ производственно-техническая документация организаций (отчеты, акты приемки работ и др.);
§ вторичные документы (реферативные обзоры, библиографические каталоги, реферативные журналы и др.).
Эти документы создают огромные информационные потоки, темпы которых ежегодно возрастают.
2. Работа с источниками НТИ
Каждое научное исследование после выбора темы начинают с тщательного изучения научно-технической информации.
Цель поиска, проработки, анализа информации — всестороннее освещение состояния вопроса по теме, уточнение ее (если это необходимо), обоснование цели и задач научного исследования. Следует уделить внимание изучению различных литературных источников как в оригинале, так и по переводным изданиям. Анализ иностранной информации позволит исключить дублирование по исследуемой теме. Это требует от научного работника знания одного или двух иностранных языков (предпочтительны английский, немецкий, французский).
Без личного ознакомления с оригиналом или квалифицированным переводом базироваться на литературном анализе иностранной информации других авторов не рекомендуется, поскольку каждый автор прорабатывает литературу применительно к своей теме исследования. Кроме непосредственно относящейся к теме информации, необходимо проработать основную литературу по родственным специальностям.
Очень важно ознакомиться с циклом дисциплин, близких к теме, анализ которых может быть полезен при разработке отдельных вопросов темы.
Для всестороннего анализа информационного материала необходимо ознакомиться с тематикой научных исследований, которые проводятся в различных научно-исследовательских и организациях и университетах. Прорабатывая архивный материал этих организаций, нужно делать записи лишь необходимого по теме материала с указанием номера отчета, года, темы, исполнителей.
На стадии сбора и анализа информации полезны командировки в проектные учреждения, особенно на крупные передовые предприятия. Такие командировки позволяют выяснить, в какой степени исследуемая тема решается на производстве, на какие стороны темы следует обратить особое внимание, какие вопросы представляют первоочередной практический интерес. Желательно иметь мнение производственных коллективов по теме научного исследования.
После сбора литературных, архивных, производственных и других информационных данных и их обобщения полезно узнать мнение крупных ученых. Они могут оказать существенную помощь в разработке темы и определении объема собираемой информации.
Таким образом, научный работник, прорабатывая тему, накапливает большое количество различной информации. В зависимости от наименования и научной значимости темы объем информации может достигать 100—200 наименований и более.
Для эффективного анализа этой информации необходимо знать методы ее учета, проработки и анализа.
Прорабатывая архивный материал этих организаций, нужно делать записи лишь необходимого по теме материала с указанием номера отчета, года, темы, исполнителей.
Учет проработанной информации сводится к составлению библиографии. Библиография — это перечень различных информационных документов с указанием следующих определенных данных: фамилия и инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, объем источника в страницах.
Библиографический перечень составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов (для ускорения поиска нужной информации).
Научные тексты – главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения – важная составляющая труда исследователя.
Выбор и изучение литературы осуществляется поэтапно:
§ Первичное ознакомление и беглое прочтение источника.
§ Глубокое чтение и анализ.
Специальная литература для чтения и изучения отбирается:
§ во-первых, по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;
§ во-вторых, по рекомендации научного руководителя;
§ в-третьих, из имеющихся "под рукой" источников.
Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать.
При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источника, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более лёгких для понимания, постепенно переходя к более трудным. Последними являются, как правило, теоретические тексты, менее сложными являются методические (эмпирические, описательные).
Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко или даже целиком. Вы получите общее представление о теме и вопросах, её касающихся. Таким источником может быть даже учебник или учебное пособие.
Вторичное чтение литературы – чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием, целенаправленное и ведущееся по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.
Выбор источников диктуется целью и планом работы, но при этом не следует забывать о целесообразности разнообразия источников. Минимальный объём научного текста, изучаемый при выполнении учебно-исследовательской работы, составляет: для реферата – не менее 200 страниц, для курсовой – не менее 500 страниц, для дипломной работы – не менее 1500 страниц.