Потребность в благодарносте (похвале)
q Изучение показало, что ребенку надо сделать несколько положительных замечаний, чтобы уравнять ими одно отрицательное.
q Ребенок, которого не похвалят за выполненную работу, будет добиваться похвалы другим способом.
Руководство для жизни
- Хвалите достижения ребенка, а не его личность. Лучше хвалить за дела, чем за характер. Хвалите ребенка за попытку преодолеть трудности, даже если это и не было столь успешным.
- Лучше похвалить ребенка за проявление ответственности, чем за то, что от него не зависит.
- Ему требуется всякая похвала, чтобы он мог чувствовать свое значение.
- Ребенок, который пользуется уважением, имеет возможность быть скромным.
- Гордый или надменный ребенок не уверен в своем значении.
- Старайтесь, чтобы похвала исходила от людей, которые важны для ребенка.
- Если родители хвалят ребенка, он чувствует себя любимым и уверенным.
- Похвалить подростка - значит помочь ему преодолеть чувство боязни и способность развития независимости.
- Похвала ведет к благородству, инициативе и сотрудничеству. От недостатка признания, ребенок чувствует себя обузой, не нужным, не желанным.
- Хвалите честно. Откровенность учит детей, как надо естественно принимать поздравления и скромно отвечать на почтение.
- Хвалите ребенка за то, что он делал из собственных побуждений.
- Если ребенка подбодрить и за неудавшиеся попытки, ему представляется возможность собраться с духом, продолжать попытки, и таким образом он готовится к трудностям, которым должен смело смотреть в глаза.
- Ребенок может потерять веру в себя, если ему дать слишком сложное задание и потребовать больших успехов.
- Учтите: чем раньше вы похвалите, тем лучше! Если вы присутствуете при удаче - это хорошо. Но если вы присутствуете при неудавшейся попытке и скажете ободряющее слово - это еще лучше!
- Учтите: отношение родителей важно не менее, чем их ободряющее слово!
- Похвала нужна ребенку для его развития, иначе он зачахнет.
- Ничто так не поощряет ребенка любить жизнь, искать исполнения желаний и находить доверие, как честная похвала; не подхалимство, а искренние комплименты, если он что-то сделал хорошо!
- Помните, что у каждого ребенка есть что-то достойное похвалы!
- Чем больше ребенка хвалят, тем больше он старается угодить. Противоположное - оказывает отрицательное действие на ребенка.
- Ободряя и поощряя, вы можете помочь ребенку развиваться и расти в правильном направлении.
- Похвалите и за попытку, если даже ребенок потерпел неудачу.
- Будьте признательны. Благодарите за предложенную помощь.
- Вознаграждайте ребенка за знание “золотых” стихов, активное участие на уроке, оказание помощи.
ПОТРЕБНОСТЬ В НАКАЗАНИИ (ДИСЦИПЛИНЫ).
- Ребенок, которому не поставленыясные границы поступков дома или в воскресной школе, чувствует себя неуверенно.
- Простые правила поведения - это оказание любви, это создает чувство надежности.
- Цель наказания: достигнуть сердца ребенка и приготовить его к покаянию.
- Дети, приученные к частым и неоправданным наказаниям, оказываются не способными к принятию правил приемлемого поведения, т.к. наказание заставляет ребенка скрывать внешнее проявление нежелательного поведения, но не устраняет причины его.
- Избегайте обличения и унижения ребенка перед всеми.
- Побеседуй с ребенком один на один.
- Не угрожайте, но, если нужно, накажите или простите, если он попросит прощения.
- Помните что положительные действия (похвала, благодарность) помогают ребенку больше чем отрицательные (угроза, крик, насмешки).
Наказание вредно, если:
- применяется постоянно
- слишком строго
- атмосфера воспитания холодна и тверда
- если оно является для учителя способом выражения своего негодования.
ДИСЦИПЛИНА - (лат. указание, воспитание, образование) содержит полное формирование характера ребенка посредством поддержания хорошего поведения и исправления неприемлемого. Она включает также обязанность родителей ободрять, и этим самым вместо плохого добиться хорошего поведения.
Дисциплина включает в себя как воспитание, так и ограничения, а это два необходимых жизненных принципа.
Цель дисциплины: постоянно спрашивать: “В чем заключается главная цель, к которой мы стремимся, воспитывая наших детей?”
Указания, способствующие достижению дисциплины
- Положительные действия вызывают желаемое поведение скорее, чем критика или наказание.
- Больше хвалите, чем ругайте.
- Будьте последовательны, но не идите на уступки.
- Принимайте во внимание способности детей и действуйте соответственно.
- Если наказание обоснованно, применяйте его разумно.
- Наказывайте проступок соответственно.
- Публичное унижение или групповое наказание редко действенны.
- Не торопитесь выносить строгое наказание, пока вы не успокоитесь.
- Не угрожайте ребенку. Либо накажите, либо простите его.
- Не наказывайте ребенка, заставив его делать то, что должно было бы быть радостью.
- Не заводите много правил, а установленные доводите до конца.