Задание: выпишите из каждого ряда словосочетание, где нет ошибок в образовании форм слов
1.Более нужнее, обои брата, испеки пироги. _________________________
2.Белый тюль, большой мазоль, ихний брат. _________________________
3.Скучаю по вас, вкусные торта, ягода эта слаже. _________________________
4.Нет местов, согласно приказа, трое детей. _________________________
5.Более моложе, тонна помидоров, килограмм яблоков. __________________________
6.Кладите на место, обоих книг, десять грамм. __________________________
7.Более красивее, скоро выбора, договоры подписаны. __________________________
8.Не махай руками, около двухсот человек, четверо кошек. __________________________
9.Шесть пар носок, извиняюсь за своё поведение, лягте здесь. __________________________
10.Ляжь отдохни, пять яблоков, песни цыган. __________________________
11.Пирожок с повидлой, нет сапогов, беги назад. __________________________
12.Положь на стол, в обеих сумках,сыпет весь день дождь. __________________________
13.Их дети, более шестиста книг, обожгётесь. __________________________
14.В двухтысяч шестом году,грущу по вам, пара ботинок. __________________________
15.Много поместьев, самый счастливейший человек, двое ножниц.___________________________
16.Пара туфель, мы хочем, сколько сейчас время. ___________________________
17.Блюда болгаров, я победю, трое медвежат. ___________________________
18.Более лучший, более честный, более грамотнее. ___________________________
Прочитайте текст. Выполните задания 1-3
(1)Верблюды могут долго обходиться без пищи, и, что особенно важно, они несколько дней могут не пить, и учёные долго строили догадки о причинах их удивительной способности переносить жажду. (2)Недоказанными оказались и предположение, что удерживает воду желудок животного — а пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и предположение, что выносить жажду позволяет верблюду накопленный в горбах жир, ведь, «сгорая», он даёт воду и таким образом предохраняет организм от обезвоживания. (3) ….., что феноменальная стойкость верблюда к жажде зависит от его способности за счёт воды терять до четверти массы своего тела, при этом в крови влага удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных.
Задание 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,
Содержащаяся в тексте? Ответ запишите цифрой или цифрами.
1) Верблюды могут долго обходиться без пищи и без воды, и учёные выдвигали различные догадки о причинах этой удивительной способности, только одна из которых оказалась доказанной.
2) Стойкость верблюдов к жажде обусловлена тем, что они за счёт воды способны терять до четверти массы своего тела, а влага в их крови при этом удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных.
3) Относительно стойкости верблюдов к жажде учёными были выдвинуты два предположения: воду удерживает желудок животного и выносить верблюду жажду позволяет накопленный в горбах жир.
4) Пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и его умение долго обходиться без воды объясняется прежде всего способностью поглощать влагу в значительно большем количестве, в отличие от других животных.
5) У верблюдов влага может удерживаться в крови, что делает его выносливым к жажде, хотя при этом он может терять до четверти массы тела.
Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Потому Оказалось Так Следовательно
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УДИВИТЕЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в ПЕРВОМ (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно.
1.Вызывающий удивление, странный. У. случай. У-ое совпадение. У-ая встреча.
2.Необычайный, необыкновенный по каким-л. качествам, свойствам. У. человек. У-ая женщина. У. камень малахит. //
Необыкновенный, редкостный. У. трус. У. глупец. У. ум.
3. Поразительный, вызывающий какое-л. сильное чувство своими качествами, свойствами. У-ая новость. У-ые страницы истории. У-ая книга.
УРОК 7
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ТЕОРИЯ
ПОВТОРЕНИЕ. ОРФОЭПИЯ
Задание: произнесите правильно слова:
далА, дефИс, деЯние, диспансЕр, дОгмат, догналА, договОр, договОры, дозвонИшься, дремОта, досУг, духовнИк, еретИк, жалюзИ, ждалА, жилОсь, завИдно, завилА, заворожИть, завсегдАтай
ПОВТОРЕНИЕ. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Задание: вставьте пропущенные составные части фразеологизмов.
Сдержать … ______________; втирать … ____________; волынку … _____________; раскинуть … ____________;
кровь с … ____________; льёт как … ______________; без царя … _______________; ______________… на неделе; остаться … ______________; мартышкин … _____________; краеугольный … ____________; девичья … ____________.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ТЕОРИЯ
1.Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах.
Во время войны народ надеялся и верил в победу.
Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил и верил (в кого? во что?) в неё.
2. Пропуск предлога при однородных членах.
На земле, воде и воздухе — всюду мы защищены!
На земле, воде и в воздухе — всюду мы защищены!
3. Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.
В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.
4. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.
На собрание пришли жильцы дома.
5. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.
Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением.
Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении.
6. Нарушение однородности понятий