Тактические приемы в использовании власти
Использование власти предполагает широкий набор тактических приемов: запугивание, лесть, подчеркивание общности, саморекламу, подчеркивание своих должностных полномочий и др. Рассмотрим подробнее те из них, которые наиболее часто используются в организационной среде.
Запугивание. Для эффективного использования насилия нередко необходимо продемонстрировать объекту влияния не только наличие средств и возможности насилия, но и готовность субъекта влияния принять все «побочные» эффекты, которыми часто сопровождается насилие. На работника не окажет влияния угроза увольнения, если он не уверен в том, что при данных обстоятельствах руководитель действительно готов привести эту угрозу в исполнение, несмотря на возможные издержки такого решения.
Лесть. Для использования власти поощрения или наказания, а также референтной власти субъект власти первоначально может попытаться «заигрывать» с объектом влияния, расточая похвалу и комплименты.
Подчеркивание общности. Стараясь опираться на референтную власть, субъект влияния нередко стремится установить чувство общности с объектом влияния: «мы одна команда, пытающаяся добиться общей цели», «мы все в одной лодке» и т. п.
Самореклама. Для обладания экспертной властью необходима регулярная демонстрация своего превосходства в знаниях и опыте. Руководитель может рассказать подчиненному, сколько лет он осваивал свою профессию и какой огромный опыт работы у него за плечами. Претендуя на экспертную власть, люди науки или искусства нередко упоминают о своих степенях, званиях, дипломах и т. д.
Подчеркивание своих должностных полномочий. Устанавливая свою формальную должностную власть, руководитель может сослаться на то, что именно он ответствен за выполнение конкретной работы: «В конце концов, я или не я руководитель этого отдела!?»
Завоевание благосклонности в расчете на взаимность. Для установления этой формы легитимной власти субъект власти вначале оказывает какую-либо услугу объекту влияния или напоминает о тех услугах, которые уже были оказаны прежде.
Порождение чувства вины. Субъект власти может попытаться вызвать у объекта влияния чувство вины с тем, чтобы придать своей должностной власти ореол справедливости. Он может убедить объект власти в том, что последний был причиной его серьезных неприятностей и будет справедливым, если объект власти компенсирует причиненный ущерб своим повиновением.
Демонстрация эффективного контроля. Поскольку власть насилия и власть поощрения требуют постоянного контроля, субъект власти, строящий свое влияние на этих основаниях, должен обладать возможностью постоянного присутствия и наблюдения за измененным поведением объекта власти. Особенно это необходимо при применении власти насилия, которая в отличии от власти вознаграждения ничем не мотивирует объект влияния демонстрировать свое сознательное повиновение.
33 Власть в организации. Механизмы получения и реализации власти
Власть в организации — неосязаемая сила. Ее нельзя увидеть, однако результат ее применения можно почувствовать. Одни определяют власть как потенциальную способность одного человека (или подразделения) заставить других людей (или подразделения) выполнять их распоряжения или осуществлять действия, которые иначе не были бы выполнены. Другие подчеркивают, что власть есть способность достигать целей или результатов, желательных для имеющих власть. В основе определения организационной власти лежит достижение желаемых результатов: власть в организации — это потенциал влияния, но ее цель — достижение результатов, желательных для тех, кто имеет власть.
Как уже подчеркивалось, власть существует только при наличии отношений между двумя и более людьми, но в организации может проявляться в отношениях между отделами или подразделениями, а также по вертикали, так и по горизонтали.
Основным источником власти в организации часто становятся отношения обмена, когда одно должностное лицо или подразделение предоставляет ограниченные или ценные ресурсы другим подразделениям. Когда отдел зависит от другого, возникают отношения власти, в которых отделы, обладающие ресурсами, имеют большую власть. Поэтому подразделения имеющие возможности влиять, могут добиваться выполнения своих требований. Их руководители часто способны получать большие бюджеты для своих подразделений, более удобный производственный график или в большей степени контролировать составление планов.
Власть и должностные полномочия.В организации каждый руководитель может использовать власть для достижения желаемых результатов. Но для этого он должен иметь полномочия. Понятие «должностные полномочия» связано с понятием «власть», но оно меньше по объему. Полномочия — это тоже сила, позволяющая достичь желаемых результатов, однако только в рамках того, что предписывается формальной иерархией и отношениями отчетности. Полномочия характеризуются тремя свойствами.
1. Полномочиями в организации наделены должности. Люди обладают полномочиями, занимая определенную должность, а не вследствие личностных качеств или имеющихся ресурсов.
2. Полномочия признаются подчиненными. Подчиненные исполняют распоряжения, поскольку верят, что лицо, занимающее более высокую должность, имеет законное право использовать свои полномочия29. В большинстве организаций Северной Америки работники признают, что их руководители имеют право говорить им, когда следует приходить на работу, что там делать и когда уходить домой.
3. Полномочия спускаются вниз по иерархической вертикали. Полномочия распространяются по формальной цепочке команд, и должности на верхних этажах иерархии обладают большими формальными полномочиями, чем внизу.
Власть в организации может распространяться снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали. Формальные полномочия в иерархии проявляются сверху вниз и представляют собой как власть по вертикали, так и легитимную власть.
34 Типология организаций на основе формы власти: бюрократизм, патернализм, партнерство и фратернализм. Их характеристика
Организации не только образуют структуры, в которых развертывается деятельность их участников, но сами выступают продуктом действия групп, реализующих свои властные ресурсы. В экономике или в любой другой сфере власть ищет способы своей легитимации, удесятеряющей ее начальные силы. Она жаждет морального оправдания, доверия и лояльности, принятия и поддержки. В силу этого власть имущие вынуждены использовать стратегии и практики утверждения собственного авторитета. На этой почве складываются более или менее целостные системы действия, обеспечивающие воспроизводство властных отношений. В соответствии с ними и строятся отношения внутри любой фирмы.
История развития организаций указывает на непременное существование иерархии (формальной или неформальной) внутри нее, а значит на наличие власти. Без этого они вряд ли жизнеспособны. Даже рабочие кооперативы, пытающиеся поддерживать принципиально неиерархическую структуру отношений, нельзя считать чистым исключением, да и распространены они не слишком широко.
Однако если само наличие иерархии следует воспринимать как норму, то различия в конкретных способах ее оформления могут быть достаточно велики. Отношения субординации всегда облекаются в разные формы, по которым мы собственно и познаем “стиль” организации. Общепринятым является представление организаций с авторитарными и демократическими формами власти. В первом случае власть концентрируется в руках одного человека или ограниченной группы лиц, во втором власть распределена среди большого числа работников.
Но в силу их слишком общих характеристик следует несколько расширить эту типологию. Так В.В.Радаев предлагает четыре модели отношений между руководителями и подчиненными: бюрократизм, патернализм, фратернализм и партнерство.
В упрощенном виде нашу типологию можно представить как пересечение двух шкал, измеряющих относительную строгость властной иерархии и степень формальности отношений (см. табл. 8.1).
Табл. 8.1. Типология организаций на основе формы власти
Тип властной иерархии | |||||
Сглаженный | Выраженный | ||||
Характер отношений | Неформальные | Фратернализм | Патернализм | ||
Формальные | Партнерство | Бюрократизм | |||
Бюрократизм. В основе взаимодействия в рамках данного типа отношений лежит административная иерархия. За каждым работником жестко закреплены его функциональные обязанности. Начальникам положено принимать решения, подчиненным — их исполнять, строго следуя букве распоряжений. Контроль за работой представляет отлаженную процедуру текущих проверок. Ответственность за провалы несет соответствующий исполнитель. Соблюдается строгий график выходов на работу. Контакты между начальниками и подчиненными в основном формализованы (деперсонифицированы) и ограничены делами чисто служебного свойства.
Патернализм. Иерархичность отношений четко выражена, и права “хозяина” неоспоримы. Он обычно принимает единоличные решения и бдительно контролирует действия своих работников. От подчиненных ожидается лояльность по отношению к руководителю; вдаваться в смысл тех или иных решений и обладать сколько-нибудь полной информацией о предприятии им не обязательно. Организация труда имеет достаточно гибкий характер, исполнители могут периодически замещать друг друга в напряженных ситуациях. Ответственность за провалы — общая, коллективная. “Хозяин” поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря своему личному влиянию. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки. Внерабочие проблемы подчиненных также становятся предметом непосредственной заботы и опеки со стороны руководителя.
Фратернализм. Иерархия в отношениях старательно сглаживается. Отчетливо выражено стремление принимать решения коллегиально. Руководитель считает необходимым обсуждать их содержание, разъяснять подчиненным заложенный в них смысл, делиться с ними информацией и на этой основе заручиться их осознанной поддержкой. Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность, дело во многом строится на доверии. Работа организована гибко, предполагается взаимная помощь и поддержка как со стороны лидера, так и рядовых участников. Любой неуспех есть общая беда всего коллектива. Отношения имеют подчеркнуто неформальный характер. Строгого деления проблем подчиненных на “рабочие” и “внерабочие” нет.
Партнерство. Иерархические отношения явно не выражены. Решения принимаются на основе общего обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетенции. Подчиненные должны понимать смысл решений и выполнять их в ходе самостоятельной работы. Основные параметры работы заранее оговорены. Руководитель не приказывает, а “координирует” общие действия. За каждым четко закреплены соответствующие функции, причем наниматель в них не вмешивается, текущий контроль, как правило, не предусмотрен. Но конечная ответственность за отведенный участок работы возлагается на конкретного исполнителя. Отношения деперсонифицированы, переведены на служебно-контрактную основу. Никто не считает необходимым налаживание внеслужебных связей или вникать в чьи-то личные дела. Никто не обязан также проявлять особую преданность предприятию, достаточно исполнения прямых профессиональных обязанностей.
Итак, в бюрократических отношениях руководитель принимает на себя роль “начальника”, в патерналистских — ведет себя, скорее, как “хозяин”, при реализации фратерналистских стратегий он претендует на роль “лидера”, а в отношениях партнерства становится “координатором”. Бюрократическая система в идеале напоминает машину с хорошо отлаженными функциональными механизмами. Патернализм противостоит “механицизму”, перенося в хозяйственную среду отношения семейного характера, когда “хозяин” становится мастером, а младшие члены семьи выполняют роль учеников и подмастерьев. Фратернализм возникает из артельных, общинных, товарищеских отношений, в которых “братья по классу” следуют за своим “лидером”, “старшим братом”. Партнерство же отличается формальным демократизмом — самостоятельные индивиды объединяются для работы по свободному контракту, а верховный “координатор” распределяет подряды и контролирует соблюдение оговоренных условий.
Идеальные типы в чистом виде практике хозяйствования не встречаются. Нет, скажем, предпринимателей-“бюрократов” или предпринимателей-“фратерналистов”. Есть некий вектор развития, есть некое пространство, которое занимает та или иная модель.
35 Внешняя среда и ее роль в деятельности организации (лажа какая-то бля)
В широком смысле окружающая среда бесконечна, она включает в себя все, что находится вне организации. Однако в своем анализе мы будем рассматривать только те ее аспекты, к которым организация оказывается чувствительной и на которые она должна реагировать, чтобы выжить. Таким образом, под окружающей средой организациимы будем понимать все, что существует за пределами организации и потенциально может влиять на организацию в целом или на ее отдельные элементы.
Понять окружающую среду организации можно посредством анализа предоставляемых ею возможностей. Пространство, выбранное организацией в окружающей среде, мы будем называть полем деятельности. Это территория, занятая организацией для своих товаров, услуг и рынков. Сфера деятельности характеризует нишу, занимаемую организацией, а также составляющие среды, с которыми организация должна взаимодействовать для достижения своих целей.
Окружающая среда состоит из ряда секторов, или фрагментов, внешней окружающей среды, содержащих сходные элементы. Каждая организация должна анализировать десять секторов: 1) производство, 2) сырье, 3) человеческие ресурсы, 4) финансовые ресурсы, 5) рынок, 6) технологию, 7) экономические условия, 8) правительственные, 9) социокультурные и 10) международные факторы. Часть из них составляет ближнюю среду, а часть дальнюю.
36 Ближняя или оперативная окружающая среда. Характеристика отдельных секторов ближней среды и их влияние на организацию
Ближняя или оперативная окружающая среда включает в себя те секторы внешней окружающей среды, с которыми организация взаимодействует непосредственно и которые влияют на способность организации достигать своих целей. Рабочая среда обычно включает в себя такие секторы, как производство, сырье, рынок и человеческие ресурсы. Посмотрим, как каждый сектор может воздействовать на организацию:
1. Производство (Конкуренты, объем производства, смежные отрасли). С открытием гигантских супермаркетов Ашан, Метро, буквально осуществивших революцию в ведении домашнего хозяйства, такие торговые компании как Пятерочка, Перекресток стали постоянно ощущать угрозу с их стороны. Гипермаркеты Ашан, Метро построившие в подконтрольном Пятерочке, Перекрестку районе магазины еще большего размера, стали медленно забирать у них долю рынка. Чтобы справиться с этой ситуацией и составить конкуренцию тому же Ашану, Пятерочка недавно пополнила свой ассортимент бытовыми товарами.
2. Сырье (Поставщики, производители, недвижимость, услуги). Интересный пример касается изготовления металлических банок для напитков. Производители сохраняли за собой этот рынок до середины 1960-х годов, пока Reynolds Aluminum Company не ввела в действие гигантскую программу по вторичной переработке алюминия. Получив более дешевый источник сырья, компания стала производить алюминиевые банки, способные по цене конкурировать со стальными.
3. Рынок (Потребители, клиенты, потенциальные пользователи товаров и услуг). Изменение требований к автомобилям заставило их производителей бороться за то, чтобы предлагать современному покупателю транспортные средства, имеющие именно те характеристики, которые ему нужны. Сначала пикапы и спортивные автомобили по уровню продаж обогнали легковые автомобили, однако сегодня покупатели уже не ищут в автомобиле повышенной проходимости. Ford, General Motors и DaimlerChrysler предлагают эффективные пикапы, имеющие строгий дизайн, но оснащенные дорогими кожаными сиденьями, системой автоматической регулировки скорости, солнечными щитками и центральными подлокотниками со встроенными в них компьютерами5.
4. Человеческие ресурсы (Рынок труда, агентства по найму, университеты, специальные учебные заведения, сотрудники других компаний, профессиональные объединения). Люди имеют значение в любом бизнесе. По мнению исследователей, бизнес США скоро столкнется с проблемой нехватки квалифицированных работников. Educational Testing Service, Принстон, шт. Нью-Джерси, обнаружила, что по уровню грамотности взрослых Америка не входит в первую десятку промышленно развитых стран. Более того, молодые американцы справляются с тестами хуже тех, кому свыше сорока лет. Ведущие исследователи предупреждают, что без активной подготовки и обучения роль американских компаний в мировой экономике будет падать.
5.Для многих российских компаний важным сектором оперативной среды стал международный сектор (Конкуренция со стороны иностранных фирм, возможность приобретения собственности иностранными компаниями, выход на зарубежные рынки, национальные обычаи, правила, курс обмена валюты) из-за глобальной конкуренции. Даже компания, производящая карандаши, которую нельзя назвать высокотехнологичной, исчезла с рынка не выдержав конкуренции. Сегодня все карандаши в России закупают по импорту, тогда как двадцать лет назад они все производились в этой стране.
37 Дальняя или общая окружающая среда. Характеристика отдельных секторов и их влияние на организацию
Дальняя или опосредованная окружающая средавключает секторы, которые, может быть, и не имеют прямого отношения к повседневным операциям фирмы, однако могут влиять на них косвенно. В понятие общей окружающей среды часто включают деятельность правительства, социокультурные, экономические условия, технологию и финансовые ресурсы, международный сектор. В конце концов, эти факторы влияют на работу всех организаций. Рассмотрим несколько примеров.
6. Правительство (Город, государство, федеральные законы, налоги, услуги, судопроизводство, политические процессы).Новые постановления Комиссии по ценным бумагам и биржам в США, принятые вследствие финансовых скандалов, связанных с Enron, WorldCom и множеством других организаций, предписывают высшему руководству больших корпораций присягать в том, что их финансовые отчеты точны.
7.Важным элементом социокультурного сектора (Возраст, ценности, убеждения, образование, религия, профессиональная этика, движение «зеленых», защита прав потребителей) служат демографические изменения. Поколение демографического взрыва выросло и частично утратило интерес к дорогим товарам известных марок. Тем временем следующее поколение, которое иногда называют «поколением Y», с пренебрежением относится к таким когда-то популярным брендам, как Nike и Levi Strauss. Компании борются за симпатии этого нового поколения, конкурирующего с послевоенным по численности и начинающего конкурировать и по покупательной способности8.
8. Общие экономические условия (Спад, уровень безработицы, процент инфляции, норма инвестиций, экономика, рост)часто определяют способ ведения бизнеса. Неустойчивая экономика Соединенных Штатов заставляет многие организации скрывать свою деятельность, сдерживать рост цен и сокращать расходы на оборудование или разработку новых изделий. Поощряя потребителей к покупкам, компании сбивают цены, предлагая, например, предоставление беспроцентного кредита на покупку автомобиля. Один из дилеров Volvo предлагал покупателям, желающим купить беспошлинный автомобиль на заводе в Европе, два бесплатных авиабилета.
9. Технология (Технологии производства, наука, компьютеры, информационные технологии, электронная коммерция) — это такая область, в которой в последние годы произошли существенные изменения, начиная со стремительного распространения Интернета, достижений в технологии клонирования и кончая электронными системами, позволяющими людям выходить в Интернет, объединять все свои развлекательные опции воедино и делать многочасовые записи программ для последующего просмотра. Другое интересное технологическое достижение —использование крошечных микросхем, вмонтированных в изделия и позволяющих производителям не проводить инвентаризацию, а розничным торговцам точно знать, что именно и где приобрел покупатель.
10.Проблема финансов (Фондовые биржи, банки, сбережения и займы, частные инвесторы) важна в любом бизнесе, однако особое значение она имеет для тех, кто только начинает свое дело. Скотт Блам создал Buy.com только на свои личные сбережения и занялся перепродажей компьютеров через Интернет, иногда по пониженной цене. Через пару лет он получил за 20% акций своего предприятия от японской технологической компании Softbank 60 млн . долл.
38 Неопределенность окружающей среды и процессы адаптации к неопределенности окружающей среды
Как окружающая среда влияет на организацию? Ситуации и события, возникающие в ней, можно описать в нескольких аспектах: окружающая среда может быть стабильной или нестабильной, гомогенной или гетерогенной, концентрированной или распыленной, простой или сложной, в различной степени подверженной возмущениям и содержащей различное количество ресурсов, доступных для организации.
Ситуации и события образуют две основные комбинации, посредством которых окружающая среда влияет на организации: (1) потребность в информации об окружающей среде и (2) потребность в ресурсах, получаемых из нее. Сложность и изменчивость окружающей среды создают потребность в сборе информации и подготовке на ее основе нужного ответа. Организацию также заботит получение материальных и финансовых ресурсов и гарантии их доступности.
Неопределенность означает, что лица, принимающие решения, не имеют достаточно информации о факторах окружающей среды и предсказать внешние изменения будет непросто. Неопределенность увеличивает риск неудачи ответных действий организации и затрудняет подсчет убытков и вероятности результатов альтернативных решений. Характеристики окружающей среды, создающие неопределенность, зависят от того, насколько она проста или сложна, а события, происходящие вне поля деятельности, — стабильны или нестабильны.
Аналитическая схема неопределенности.Показатели простоты—сложности и стабильности—нестабильности образуют матрицу, позволяющую оценивать степень неопределенности окружающей среды организации (рис. 9.1).
Рис.9.1. Матрица неопределенности внешней среды
В простой стабильной окружающей среде неопределенность мала. Организации противостоят немногие элементы, имеющие тенденцию к стабильности. Сложная стабильная окружающая среда характеризуется большей неопределенностью. Большая неопределенность ощущается в простой нестабильной окружающей среде. Наибольшую неопределенность создает для организации сложная нестабильная окружающая среда. На организацию воздействует много элементов среды; они часто меняются или интенсивно реагируют на ее инициативы.
Рассмотрим примеры деятельности компаний в разных средах. Оптовые торговцы пивом работают в простой, стабильной окружающей среде. Потребность в пиве меняется постепенно. Оптовики имеют систему сбыта, а поставки осуществляются по графику.
Государственные университеты, производители бытовых электроприборов и страховые компании работают в относительно стабильной сложной окружающей среде. Значимых элементов в окружающей среде много, и, хотя они меняются, их изменения постепенны и предсказуемы.
Производители игрушек работают в простом нестабильном окружении. Организации, разрабатывающие, производящие и продающие игрушки, сходны с организациями модной и музыкальной индустрии, поскольку все они сталкиваются с изменениями спроса и предложения. Большинство фирм, занимающихся электронной коммерцией, концентрируют свои усилия в определенной нише и, таким образом, действуют в простом, но нестабильном окружении. Хотя для них может иметь значение малое количество элементов среды, например технология или конкуренты, эти элементы меняются резко и неожиданно.
Индустрия телекоммуникаций и воздушный транспорт сталкиваются со сложной нестабильной окружающей средой. Многие секторы окружающей среды меняются одновременно. В течение нескольких лет авиалинии России столкнулись с проблемами диспетчерских служб, сокращением цен на билеты и ростом цен на горючее, появлением новых конкурентов вроде Авианова, Сибирские авиалинии, а также серией крупных авиакатастроф.
39 Различие организаций по степени влияния окружающей среды. Особенности органического и механистического менеджмента
Рассмотрев, как различается окружающая среда по изменчивости и сложности, можно задать вопрос: как организации адаптируются к каждой степени неопределенности среды? Неопределенность окружающей среды оказывает существенное влияние на структуру и внутреннюю деятельность организации.
Должности и подразделения.С усложнением окружающей среды растет число должностей и подразделений организации, что, в свою очередь, повышает внутреннюю сложность. Эта зависимость есть одно из свойств открытой системы. Каждый сектор окружающей среды требует сотрудника или подразделение, которые бы им занимались. Отдел по работе с персоналом занимается с соискателями, желающими работать в компании. Отдел маркетинга ищет потребителей. Снабженцы покупают сырье у сотен поставщиков. Финансовая группа работает с банкирами. Юридический отдел контактирует с судами и государственными агентствами. Сегодня многие компании также создали отделы электронной торговли и информационных технологий, чтобы справляться с большими объемами компьютерной информации и сделать возможным когнитивный менеджмент.
Дифференциация и интеграция.Другая форма реагирования организации на неопределенность окружающей среды степень дифференциации и интеграции ее подразделений. Дифференциация отражает «различия в когнитивной и эмоциональной ориентации менеджеров функциональных подразделений, а также различие в их формальной структуре». В сложной и быстро меняющейся окружающей среде подразделения организации, отслеживающие ситуацию по интересующему их сектору, становятся узкоспециализированными. Успех по каждому направлению работы требует специальной квалификации и особого поведения. Например, сотрудники отдела научных исследований имеют установки, ценности, цели и образование, отличающие их от производственников или сотрудников отдела продаж.
Пол Лоуренс и Джей Лорш исследовали три функциональных подразделения организации — производственное, исследовательское и торговое — в десяти корпорациях. Исследование показало, что каждое подразделение имеет тенденцию к дифференциации и созданию структуры, ориентированной на работу со специализированными секторами окружающей среды (рис. 9.2). Каждое подразделение взаимодействует с разными секторами окружающей среды.
Другая реакция на неопределенность окружающей среды — это степень формализованности структуры организации и контроля за работниками. Одними из первых рассмотрели различия в структурах Т.Бернс и Дж.Сталкер, которые использовали в своих исследованиях ситуационный подход и считали, что каждый тип эффективен при определенных условиях.
Сами понятия механической и органической структуры управления имеют в качестве причины своего возникновения тот простой факт, что отнюдь не всегда четко разработанная, исключительно логичная и четкая структура хорошо работает. Такое положение вещей стало очевидным, когда темы изменений на рынке стали резко возрастать. Выяснилось, что в ряде случаев компании, которые имели весьма «безалаберные» структуры, ни коим образом не походившие на схемы соединения деталей в машинах, оказывались, как это ни странно, весьма успешными в бизнесе.
Том Бернс и Дж..М. Столкер, исследовавшие работу 20 промышленных фирм Англии, обнаружили, что окружающая среда отражается на структуре менеджмента организации. В стабильной окружающей среде организацию характеризуют наличие правил, процедур и четкая властная иерархия. Такие организации формализованы, централизованы, и большинство решений в них принимается «наверху». Бернс и Столкер называют такую организацию механистической.
Вбыстро меняющейся окружающей среде структура организации более свободна, гибка и адаптивна. Письменные правила и распоряжения в ней часто отсутствуют, а если и появляются, то их игнорируют. Люди сами решают, что им делать. Иерархия власти неочевидна, а принятие решений — децентрализованное. Такой тип менеджмента Бернс и Столкер называют органическим. Их характеристики даны в таблице 9.2.
Табл.9.2. Характеристика механических и органических структур
Механические структуры | Органические структуры |
1.1 Жесткое структурирование потоков информации | 1.2 Свободное движение информации |
2.1 Однообразие стилей и процедур управления | 2.2 Постоянный поиск новых стилей и процедур управления |
3.1 Власть является атрибутом должности | 3.2 Власть в немалой степени базируется на компетентности сотрудника |
4.1 Разветвленная и жесткая система контроля | 4.2 Неформальный контроль |
5.1 Четкое следование должностным инструкциям и четко очерченный круг обязанностей сотрудников | 5.2 Возможность свободного распреде-ления функций, частое пересечение зон ответственности отдельных сотрудников и подразделений |
1.1. Жесткое структурирование информационных потоков в механической структуре было вызвано в свое время простым требованием отсутствия информационных перегрузок. Когда документы распространялись только в бумажной форме. Ситуация, при которой все документы и инструкции, выпущенные в достаточно крупной компании попадали бы на стол каждому менеджеру, вызвала бы просто завалы на столах руководителей. Менеджеры приходилось бы долго искать, относящиеся к их работе бумаги в ворохе информации, не имеющей к ним, на первый взгляд никакого отношения. Работникам службы персонала нужна информация по кадровым вопросам, работникам бухгалтерии - по финансовым, работникам отдела маркетинга - по проведению рекламных компаний. Кажется, что все эти вопросы настолько специфичны, что нет необходимости распространять соответствующие приказы повсеместно.
Однако при проведении сколько-нибудь масштабных действий будь то в службе персонала, будь то в бухгалтерии, будь то в отделе маркетинга, работники и прежде всего их руководители сталкиваются с необходимостью проанализировать данные других отделов. Нельзя провести рекламную компанию, не зная, когда на нее будут деньги. И наоборот нельзя предложить направления распределения прибыли, не зная, какая будет проведена рекламная кампания и когда. Таким образом, в механической структуре все время возникает ситуация, при которой кто-то должен идти «с поклоном» в другое подразделение и просить необходимую для него, но прямо не связанную с его работой информацию. В результате разработка любого крупного решения становится очень медленной. Механическая структура перестает адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде.
1.2. Органические структуры, при которых информация движется свободно, в случае стабильного окружения будут порождать дополнительные проблемы (в том числе перегрузки информации), но при быстро меняющемся окружении оказываются значительно более эффективными. Кроме того, современный прогресс телекоммуникационной и компьютерной техники реально позволяет работникам отделов без труда знакомиться по внутрифирменным сетям с информацией, отражающей работу других подразделений. Завала на столе у менеджера не возникает, даже если он анализирует информацию десяти смежных подразделений. Конечно, наличие внутренней сети в компании еще не говорит о том, что ее структура с неизбежностью будет органической. Жестко структурируя систему доступа к информации можно и в этом случае получить ситуацию, характерную для механических структур. Но в целом развитие сетей телекоммуникаций определяет простоту и желательность построения органических структур управления.
2.1. Организации с механической структурой, предназначенные для функционирования в стабильной среде, постоянно отбирают наиболее эффективные процедуры и методы работы, которые хорошо зарекомендовали себя в прошлом. Эти процедуры и методы становятся чем-то вечным и особо ценным, поменять что-либо в них оказывается чрезвычайно трудно. В этом заключается рациональность механических структур. Приступая к решению задачи, сотрудники, как правило, имеют четкий алгоритм рассмотрения проблемы. Остается только подставить в него конкретные данные. Поэтому если задачи не меняются и алгоритм безошибочно работает, механическая структура всегда экономит множество дополнительных усилий.
2.2. Органические структуры, напротив, даже при решении достаточно тривиальной задачи, будут предоставлять относительную свободу лицам, участвующим в процессе принятия решений. Последние могут тратить много времени на очередное «изобретение велосипеда», когда речь идет о повторяющихся задачах. Но если они столкнуться с новой задачей, пусть даже очень похожей на предыдущую, они не будут стараться подогнать ее всеми силами под разработанный когда-то алгоритм решения. Они среагируют на нее как на принципиально иную по содержанию и требующую соответственно иных подходов к решению. В современных условиях, когда изменения на рынке происходят все быстрее, органические структуры становятся все более эффективными, их изначальная нерациональность, связанная с постоянным повторением процедуры выработки алгоритма решения, становится все менее значимой.